Статья:

Роль заказников в охране природы и изучение их в школе

Конференция: XXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Максимова Ю.В. Роль заказников в охране природы и изучение их в школе // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(21). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(21).pdf (дата обращения: 02.12.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль заказников в охране природы и изучение их в школе

Максимова Юлия Владимировна
магистрант, ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. В статье рассматривается региональные особо охраняемые природные территории (ООПТ), как площадка для проведения биологической экскурсии, которая позволяет комплексно изучить природу родного края. Исследование родного края является важнейшим фактором формирования системы ценностей школьников.

 

Ключевые слова: Особо охраняемые природные территории (ООПТ), Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), биологическая экскурсия, зоологические коллекции, метод наблюдения.

 

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия. Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, они имеют режим особой охраны, а на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния [5].

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности детей, которая становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, важной составной частью воспитания и социализации обучающихся [4].

В настоящее время в педагогической практике наиболее разработаны вопросы об использовании образовательного пространства федеральных ООПТ – заповедников и национальных парков, поскольку экологическое просвещение населения – одна из важнейших функций федеральных ООПТ.

Однако огромный образовательный потенциал региональных ООПТ, в том числе заказников, значительно более многочисленных и доступных, остаётся реализованным лишь в незначительной мере.

Его можно использовать для отработки механизмов взаимодействия природы и общества в рамках концепции устойчивого развития, при формировании у школьников как предметных, так и метапредметных знаний (экологического мировоззрения, ответственного отношения к окружающему миру, природе в целом и своего региона, навыков участия в решении локальных социально-экологических проблем).

Проведенные исследования показывают, что школьной программы, знаний, полученных только на уроках, недостаточно. Большинство школьников не видят взаимосвязей в природе, не осознают вреда, причиняемого природе действиями человека. Необходимы практические занятия на природе, дополнительная информация в школе.

Биологические экскурсии – это одна из форм организации образовательного процесса по биологии, способствующая раскрытию взаимосвязанных процессов, происходящих в биосфере. Они способствуют реализации интегрированного подхода к биологическому образованию учащихся средних образовательных учреждений, имеют большое значение для экологического воспитания; для активизации познавательного интереса к изучению природы; для развития мышления, наблюдательности обучающихся; для формирования научного мировоззрения и развития коллективных отношений между разновозрастными обучающимися. [1]

Использование на биологической экскурсии эффективных методов и средств дифференцированного углубленного изучения биологии с учетом творческих способностей, интересов, обучающихся ориентирует их на определение профиля своей будущей трудовой деятельности. В связи с этим необходимо включать дополнительные часы на проведение экскурсий в региональные школьные программы по биологии. [2]

Пример биологической экскурсии на ООПТ регионального значения заказника «Богдановичский»:

Тема: Знакомство с фауной родного края.

Цель: знакомство с многообразием фауны, на примере заказника «Богдановический».

Задачи:

  1. Ознакомить обучающихся с разнообразием фауны, населяющих Средний Урал.
  2. Продолжить формирование понятий о взаимосвязи организма с окружающей средой, его целостности и саморегуляции;
  3. На основе знаний о млекопитающих подвести учащихся к пониманию приспособительных признаков, вырабатываемых у животных под воздействием комплекса факторов среды;
  4. Продолжить формирование умений выделять главное в наблюдаемых явлениях у объекта;
  5. Воспитывать бережное отношение к природным экосистемам родного края.

Средства: бинокли, фотоаппараты, справочники – определители, дневники наблюдений.

Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных, относящиеся к группе натуральных фиксированных объектов. Достоинством коллекций является то, что они позволяют увидеть параметры изучаемых животных (цвет, размер, форму и др.), а недостатком - их плохая сохранность. Коллекции можно изготавливать силами обучающихся при наличии у них умений фиксации животных, сбора материала, составления этикеток. Подобные задания, в качестве летних, желательно давать обучающимся, увлекающимся биологией; коллекции можно собирать во время экскурсий, эколого-краеведческих экспедиций. Учитель определяет тему коллекции, намечает предполагаемые объекты и контролирует работу на промежуточном и конечном этапах. [3]

Работа с источниками информации как способ краеведческой работы может иметь место на уроках по изучению многообразия животных изучаемой систематической группы. Данный способ краеведческой работы эффективен особенно там, где невозможно предъявить натуральные объекты.

Метод наблюдения характерен для внеурочной деятельности по зоологии и предполагает наблюдения за животными в их естественной среде обитания.

Таким образом, для организации краеведческой работы при изучении зоологии можно использовать весь арсенал методов и средств обучения. Наиболее эффективными способами являются: работа с коллекциями, источниками информации и наблюдения за живыми объектами. Данная работа организуется в рамках учебно-познавательной деятельности в различных формах - урочной и внеурочной.

 

Список литературы:
1. Белянина, Л.А., Психолого-педагогические основы личностно ориентированной методики биологической экскурсии / Л.А. Белянина // Профильная школа. – 2008. - №3 (30). – С. 51-52.
2. Марина, А. В., Биологические экскурсии в природу / А. В. Марина // Биология в школе: науч.–теорет. и метод. журнал. –2007. - № 6. - С. 24 - 30; № 7. - 30 – 32 с.
3. Цикало, Е. С., О методике проведения биологических экскурсий Е. С. Цикало, // Биология в школе: науч.–теорет. и метод. журнал. –2007. - № 7. - 47 – 51 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвящение, 2011. – 48 с. 
5. Заказник Богдановичский-им-АА-Киселева [Электронный ресурс] Режим доступа: http://oopt.aari.ru/