КЕЙС-МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Конференция: CCLXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCLXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
КЕЙС-МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Аннотация. Статья направлена на выявление того, как кейс-метод способствует профилактике девиантного поведения обучающихся на уроке обществознания. Проанализированы основные понятия и виды девиантного поведения. Разработаны кейсы, позволяющие педагогам реализовать профилактические мероприятия на уроках.
Ключевые слова: девиантное поведение, дезадаптация, кейс-метод, обществознание, профилактика, предупреждение, обучающиеся.
Проявление девиантного поведения у подростков является достаточно распространенной проблемой. Это связано с тем, что в данный возрастной период они сталкиваются с большим количеством изменений, связанных как с физиологическим, так и психологическим развитием. Кроме этого, социальная незрелость, желание испытать новые ощущения, повышенная потребность в независимости оказывают значительное воздействие на их поведение. Одним из учебных предметов, на котором возможно предупреждение девиантного поведения, является обществознание. В настоящее время существует большое количество методов, способствующих реализации данного процесса. В их числе находится кейс-метод, который все больше приобретает популярность в образовательной сфере. В связи с этим необходимо выяснить, каким образом кейс-метод способствует профилактике девиантного поведения учащихся на уроках обществознания, а также разработать варианты кейсов, которые можно использовать при изучении некоторых тем в этом учебном предмете.
Чтобы обеспечить общее понимание терминологии, используемой в исследовании, следует более подробно с ней ознакомиться. Большинство ученых считает, что девиантное поведение – это поступки и действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам [1, с. 98]. На основе приведенного термина, можно понять, что главной отличительной чертой данного поведения является его несоответствие существующим в обществе нормам. К признакам девиантного поведения можно отнести также повторяемость, деструктивность, дезадаптацию, порицание (одобрение) со стороны общественности.
Е. В. Змановская и В. Ю. Рыбников понимают под девиантным поведением устойчивое поведение личности (группы), отклоняющееся от социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности (группе), сопровождающееся социальной дезадаттацией, и приносящее скрытую выгоду его носителю (личности, группе) [2, с. 31]. Однако, не всегда отклоняющееся поведение приносит ущерб, потому как оно может проявляться не только в негативной, но и в позитивной форме. Таким образом, даже позитивное отклонение относится к социальной девиации.
Н. А. Тюгаева отмечает, что девиантное поведение – это система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов: неадаптивности, самоактуализации, уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [3, с. 281]. Данное определение подчеркивает виды проявления девиантного поведения. Тем самым подобное поведение может выражаться в неспособности адаптироваться к существующим условиям, отрицательном самовыражении и в отвержении норм, регулирующих области допустимого и недопустимого в социуме.
На сегодняшний день сформулировано большое количество классификаций девиантного поведения по различным основаниям. Так по значению последствий поведенческие девиации делят на позитивные и негативные. Первые, в большинстве случаев, приносят пользу, а также способствуют общественному прогрессу. К формам позитивной девиации относят новаторство, гениальность, творчество, героизм. Негативное же поведение, наоборот, приносит вред не только самой личности, но и обществу в целом [2, с. 36].
Вторая классификация осуществляется на основании вида нарушаемой нормы. Девиантное поведение, предполагающее нарушение правовых норм, называется делинквентным. Оно включает в себя две формы деяние: действие и бездействие, повлекшие за собой общественно опасные последствия. Асоциальным поведением предполагает уклонение от морально-нравственных норм, угрожающих межличностным отношениям. Е. В. Змановская и В. Ю. Рыбников относят к нему такие формы, как нарушение профессиональной этики, бродяжничество, вымогательство, агрессивное поведение и др. Последним видом в данной классификации является диссоциальное поведение. Это поведение не соответствует медицинским и психологическим нормам [2, с. 41]. В результате этого подобное поведение ставит под угрозу развитие самой личности, потому как происходит сужение интересов до предмета зависимости.
После проведенного анализа основных понятий, следует перейти к выявлению того, как кейс-метод способствует профилактике девиантного поведения учащихся на уроках обществознания. В соответствии с федеральной рабочей программой основного общего образования по обществознанию, данный учебный предмет предполагает изучение различных форм поведения человека, в том числе девиантной [4, с. 9]. Таким образом, в ходе урока учитель может не только знакомить обучающихся с теоретическим материалом, но и осуществлять комплекс мер, направленных на предупреждение девиантного поведения.
Работа по предупреждению может осуществляться с помощью кейс-метода. Восканова Е. М. указывает, что кейс-метод – это метод анализа ситуации, предполагающий осмысление реальной ситуации, описание которой не только отражает практическую проблему, но и активизирует определенный комплекс знаний, необходимый для усвоения данной проблемы [5, с. 84]. В кейсы могут быть включены сценарии с различными формами поведения. В процессе их решения обучающиеся научатся понимать, какое поведение считается приемлемым, а какое девиантным. Кроме этого, кейсы помогают отработать алгоритм действий при столкновении обучающихся с девиантным поведением. Тем самым метод-кейсов позволит учителю проверить сформированность навыков решения познавательных и практических задач, направленных на распознавание отклоняющегося поведения и его видов, и реализовать профилактику девиантного поведения.
Профилактика желательно должна быть ранней, то есть опережающей совершение девиантных действий. Поэтому начиная уже с 6 классов можно ее проводить на уроках обществознания, например при изучении темы «Конфликты: почему они возникают и как их избежать» [6, с. 78–84]. Конфликтное, агрессивное отношение к окружающим может являться признаком девиантного поведения, если имеет специфические особенности деструктивного конфликта и свойственных ему стратегии «соперничество» и жестких тактик конфликтного взаимодействия [7, с. 188]. Потому был разработан кейс № 1, позволяющий сформировать навыки оценки действий. Это в будущем поможет обучающимся понимать, какие действия являются недопустимы в современном обществе.
Пример кейса № 1
Обучающийся 6 «А» класса Михаил сильно разозлился, когда на его тетрадь случайно пролил воду одноклассник Петр. Петр, не желая признавать свою вину, начал спорить с Михаилом, переходя на оскорбления. В ответ на это Михаил толкнул Петра, что привело к обострению ситуации и угрозе драки.
Как бы вы оценили действия Михаила и Петра в данной ситуации? Какие последствия могут возникнуть из-за конфликта между одноклассниками? Как необходимо было поступить Михаилу и Петру, чтобы разрешить разногласие мирным путем?
В 7 классе значительная часть учебного времени отводится на изучение раздела «Социальные ценности и нормы». В процессе осваивания тем данного раздела обучающиеся знакомятся с такими понятиями, как норма, мораль, нравственность, право, санкции и др. В связи с этим создан кейс № 2, включающий в себя ситуацию, связанную с нарушением нормы морали. При его решении обучающиеся учатся различать проявления моральных и аморальных поступков. Учитель может применять данный кейс на уроке по теме «Моральные устои общества» [8, с. 21–26].
Пример кейса № 2
Наташа очень хотела пойти с подружками в кино, но у нее было запланировано занятие с репетитором по математике. Маша сказала маме, что пойдет на занятие, хотя на самом деле решила пойти в кино. Мама дала ей деньги, чтобы она оплатила занятие. Наташа, осознавая, что обманула маму, потратила все деньги на кино.
Правильно ли поступила Наташа? Почему Наташа решила солгать маме? Как бы вы поступили на месте Наташи?
Ранее было отмечено, что одним из видов девиантного поведения является делинквентное поведение. В связи с этим применять кейсы для профилактики можно и в разделе «Основы российского законодательства» [8, с. 99–105]. Здесь же в кейсе требуется отразить ситуацию, в которой происходит нарушение норм права. В кейсе № 3 представлен пример административного правонарушения. Тем самым знакомство обучающихся с административными правонарушениями и ответственностью за их совершение помогает осознать возможные последствия своих действий. Это может способствовать предотвращению совершения правонарушений, так как они будут знать, что подобное поведение может привести к негативным для них и общества последствиям.
Пример кейса № 3
Борис решил поехать на автомобили, не имея при этом права управления транспортным средством. Уже через несколько минут после выезда, Борис врезался в забор. К счастью, в аварии никто не пострадал. Люди, проходившие рядом, вызвали Госавтоинспекцию. Прибывшие на место происшествия сотрудники установили, что Борис не имеет права управления автомобилем.
Какое законодательство нарушил Борис? Какое наказание может ждать Бориса за управление автомобилем без права управления транспортным средством?
С понятием отклоняющееся поведение обучающиеся знакомятся в 9 классе при изучении темы «Социализация личности и отклоняющееся поведение» [9, с. 127–134]. Они также узнают о позитивном и негативном девиантном поведение. Поэтому последний кейс № 4 связан с проявлением этих двух видов отклоняющегося поведения.
Пример кейса № 4
Дмитрий является обучающимся 9 класса. Ранее мальчик проявлял свои художественные таланты. Он участвовал и побеждал в различных творческих конкурсах. Однако, в последнее время Дмитрий стал грубым и агрессивным по отношению к окружающим. Кроме этого, у него значительно ухудшилась успеваемость в школе. Все это началось после того, как он начал проводить время в плохой компании.
В чем проявляется позитивное и негативное отклоняющееся поведение Дмитрия? С чем связаны изменения в поведении Дмитрия? Как данное негативное поведение может отразиться на Дмитрии в будущем? Как можно помочь Дмитрию вернуться к прежнему образу жизни?
Подводя итог, можно сделать вывод, что такой учебный предмет как обществознание позволяет не только рассмотреть формы проявления отклоняющегося поведения, но и осуществить профилактику девиантного поведения с помощью кейс-метода. Разработанные пример кейсов могут помочь учителям обществознания организовать данный процесс профилактики. Таким образом предупреждение позволит снизить количество проявлений девиантного поведения среди обучающихся.