Статья:

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шаруда А.А., Ярмонова В.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(49).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ

Шаруда Артем Андреевич
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Ярмонова Владислава Владимировна
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Гурова Евгения Александровна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры всеобщей и отечественной истории, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Аннотация. В статье рассмотрено положение современной школы в условиях цифровизации. Перечислены основные характерные черты, свойственные электронным учебным пособиям. Перечислены положительные стороны внедрения подобных новшеств в образовательный процесс. Подведены итоги и сделаны общие выводы.

 

Ключевые слова: цифровизация, электронные учебные пособия, образовательный процесс.

 

В реалиях сегодняшнего дня, когда «семимильными шагами» развиваются различные технологии, образовательная сфера не остается в стороне. Для привлечения обучающихся и повышения их мотивации к обучению образовательные организации все чаще прибегают к использованию информационных технологий. Внедрение в процесс обучения электронных ресурсов, таких как электронные учебники или же электронные учебные пособия, как показывает практика, способствует развитию самостоятельной, поисковой и научно-исследовательской деятельности обучающихся, а также повышению их интереса к обучению.

Если же говорить о студенческой среде, то использование цифровых технологий в процессе занятия позволяет улучшить качество и эффективность аудиторно-самостоятельных и самостоятельных работ студентов [4].

В всех перечисленных выше случаях, в основном, используются базовые цифровые технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы и т. д.), однако, современный уровень развития информационных ресурсов позволяет использовать на занятиях специализированные обучающие компьютерные программы, в частности, электронные учебники.

Электронный учебник – это компьютерное, педагогическое программное обеспечение, созданное, в первую очередь, для представления новой информации и новых знаний, дополняющих обычные печатные учебные средства, и позволяющее организовывать индивидуальное, а также индивидуализированное обучение [1].

Отметим, что при подготовке электронных образовательных пособий или же электронных учебников, следуют учитывать ряд следующих моментов:

  1. Электронное пособие должно синтезировать все возможности как справочно-информационных систем, так и систем автоматизированного контроля и обучения.
  2. Электронное учебное пособие, в сравнении с бумажным учебником или методичкой, должно гораздо эффективнее учитывать индивидуальные особенности обучающихся за счет большой вариативности представления материала и организации обратной связи.
  3. Основной целью применения компьютерных технологий в образовательном процессе – это повышение эффективности обучения учащихся, вследствие чего электронные учебные пособия должны автоматизировать различные механические операции, к примеру: проверка решения типовых заданий, поиск необходимой информации и т. д.
  4. Каждое электронное учебное пособие должно иметь адаптационные средства, так как неизвестно, каким именно образом данный ресурс будет использован в образовательном процессе.
  5. Электронное учебное пособие должно быть «открытым», то есть необходимо, чтобы оно имело функцию включения тех или иных компонентов, добавляемых различными образовательными организациями [2].

Говоря более подробно об «открытости» электронного учебного пособия, стоит отметить, что такой информационный ресурс может быть не только «открытым», но и частично «открытым». Данная функция позволяет вносить коррективы как в структурную часть пособия, так и в содержание электронного учебника.

При этом, естественно, электронное учебное пособие должно иметь определенную защиту. В частности, в качестве такой системы защиты выступают пароль или же система паролей. Подобные предохранительные меры позволяют, во-первых, избежать нарушения закона «Об авторских и смежных правах», а, во-вторых, чтобы внесение изменений в электронный учебник было доступно только опытному и высококвалифицированному педагогу, что позволит избежать неточностей и фактических ошибок в пособии.

Те или иные модификации и изменения электронных учебных пособий, как правило, требуются для адаптации конкретного пособия под:

  1. Учебный план образовательной организации.
  2. Материально техническую оснащенность учреждения.
  3. Личной опыт преподавателя.
  4. Современное положение науки в обществе и государственной политике.
  5. Базовый уровень готовности обучающихся и их индивидуальные особенности.
  6. Объем часов, выделенный на изучение той или иной учебной дисциплины.

Подчеркнем, что электронный учебник не должен дублировать печатное издание. В задачу подобного нововведения входит дополнение основного материала, с привлечением полезной информации, не входящей в основную образовательную программу.

Вследствие сказанного выше тезиса, электронное учебное пособие должно включать следующие основные компоненты, то есть, составляющие учебные блоки:

  1. Средства изучения теоретической части учебной дисциплины – информационная составляющая.
  2. Средства поддержки практических занятий.
  3. Средство контроля знаний при изучении того или иного предмета.
  4. Средства взаимодействия между преподавателем и учащимися в процессе освоения теории той или иной учебной дисциплины.
  5. Методические рекомендации по изучению как всего курса учебной дисциплины, так и ее составных частей.
  6. Средства управления процессом изучения того или иного предмета [6].

Кроме того, необходимо, чтобы все указанные выше компоненты были взаимосвязаны между собой.

Окончательно оформленный электронный учебник по тому или иному учебному предмету, прежде чем будет опубликован, должен отвечать следующим требованиям:

  1. Четкая структуризация учебного материала, с делением по разделам, темам и параграфам.
  2. Сложность и глубина структуризации предметного материала, включенного в электронный учебник.
  3. Наличие разнообразных рекомендаций по изучению той или иной предметной области, которой, собственно, посвящено электронное учебное пособие.
  4. Компактность представляемых в учебнике данных.
  5. Краткость и доступность изложения основного учебного материала.
  6. Наличие различных внутренних (словарь терминов, перечень дат, таблица умножения, математические формулы и т. д.) и внешних (сноски на актуальную литературу по конкретной теме) ссылок между элементами учебного материала.
  7. Графическое оформление и наличие разнообразного иллюстративного материала в виде схем, рисунков, видеофайлов, аудиофайлов и т. д.
  8. Включение промежуточного и текущего контроля знаний [3].

Отметим, что основной отличительной чертой электронного учебного пособия является сочетание основной содержательной части с большим количеством разнообразных и тщательно подготовленных тестов, которые сопровождаются развернутыми комментариями и пояснениями.

После выбора ответа, вне зависимости, правильно ли он был дан, учащийся должен иметь возможность ознакомится с подробным решением того или иного задания, чтобы понять алгоритм решения, что позволяет более глубоко и детально разобраться в тематике любой темы.

По статистическим данным, обучаемый с первого раза усваивает примерно 1/4 часть услышанного, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно. Педагоги и психологи утверждают, что наибольший объем, а именно - 3/4, изучаемого материала, усваивается в действии.

Подводя итог, можно сделать вывод, что именно электронные учебники наиболее эффективны при освоении материала по той или иной учебной дисциплине, так как они включают в себя теорию и наглядность, сочетающуюся с практикой.

 

Список литературы:
1. Балалаева Е. Ю. Анализ сущности понятия «электронный учебник // Педагогические науки. Киев, 2016. №4. С. 5-9.
2. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филинъ, 2012. 613 с.
3. Гура В. В., Дикарёв С. Б. Система проектирования электронных образовательных ресурсов. Ростов-на-Дону. Издательство ООО "ЦВВР", 2013. 125 с.
4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2013. С. 183-192.
5. Ефимова, О. Курс компьютерной технологии с основами информатики: учебник. М.: АСТ, 2014. 132 с.
6. Яшников С. А. Создание электронного учебника. М.: Издательство ИНФРА-М, 2016. 45 с.
7. Лаврентьев В. Н. Электронный учебник // Информатика и образование. 2015. № 9. С. 91-97.
8. Христочевский С. А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии // Информатика и образование. 2015. № 2. С. 70-77.
9. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств.  М.: Федеральный институт развития образования, 2012.  84 с.