ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
Аннотация. В статье рассмотрено положение современной школы в условиях цифровизации. Перечислены основные характерные черты, свойственные электронным учебным пособиям. Перечислены положительные стороны внедрения подобных новшеств в образовательный процесс. Подведены итоги и сделаны общие выводы.
Ключевые слова: цифровизация, электронные учебные пособия, образовательный процесс.
В реалиях сегодняшнего дня, когда «семимильными шагами» развиваются различные технологии, образовательная сфера не остается в стороне. Для привлечения обучающихся и повышения их мотивации к обучению образовательные организации все чаще прибегают к использованию информационных технологий. Внедрение в процесс обучения электронных ресурсов, таких как электронные учебники или же электронные учебные пособия, как показывает практика, способствует развитию самостоятельной, поисковой и научно-исследовательской деятельности обучающихся, а также повышению их интереса к обучению.
Если же говорить о студенческой среде, то использование цифровых технологий в процессе занятия позволяет улучшить качество и эффективность аудиторно-самостоятельных и самостоятельных работ студентов [4].
В всех перечисленных выше случаях, в основном, используются базовые цифровые технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы и т. д.), однако, современный уровень развития информационных ресурсов позволяет использовать на занятиях специализированные обучающие компьютерные программы, в частности, электронные учебники.
Электронный учебник – это компьютерное, педагогическое программное обеспечение, созданное, в первую очередь, для представления новой информации и новых знаний, дополняющих обычные печатные учебные средства, и позволяющее организовывать индивидуальное, а также индивидуализированное обучение [1].
Отметим, что при подготовке электронных образовательных пособий или же электронных учебников, следуют учитывать ряд следующих моментов:
- Электронное пособие должно синтезировать все возможности как справочно-информационных систем, так и систем автоматизированного контроля и обучения.
- Электронное учебное пособие, в сравнении с бумажным учебником или методичкой, должно гораздо эффективнее учитывать индивидуальные особенности обучающихся за счет большой вариативности представления материала и организации обратной связи.
- Основной целью применения компьютерных технологий в образовательном процессе – это повышение эффективности обучения учащихся, вследствие чего электронные учебные пособия должны автоматизировать различные механические операции, к примеру: проверка решения типовых заданий, поиск необходимой информации и т. д.
- Каждое электронное учебное пособие должно иметь адаптационные средства, так как неизвестно, каким именно образом данный ресурс будет использован в образовательном процессе.
- Электронное учебное пособие должно быть «открытым», то есть необходимо, чтобы оно имело функцию включения тех или иных компонентов, добавляемых различными образовательными организациями [2].
Говоря более подробно об «открытости» электронного учебного пособия, стоит отметить, что такой информационный ресурс может быть не только «открытым», но и частично «открытым». Данная функция позволяет вносить коррективы как в структурную часть пособия, так и в содержание электронного учебника.
При этом, естественно, электронное учебное пособие должно иметь определенную защиту. В частности, в качестве такой системы защиты выступают пароль или же система паролей. Подобные предохранительные меры позволяют, во-первых, избежать нарушения закона «Об авторских и смежных правах», а, во-вторых, чтобы внесение изменений в электронный учебник было доступно только опытному и высококвалифицированному педагогу, что позволит избежать неточностей и фактических ошибок в пособии.
Те или иные модификации и изменения электронных учебных пособий, как правило, требуются для адаптации конкретного пособия под:
- Учебный план образовательной организации.
- Материально техническую оснащенность учреждения.
- Личной опыт преподавателя.
- Современное положение науки в обществе и государственной политике.
- Базовый уровень готовности обучающихся и их индивидуальные особенности.
- Объем часов, выделенный на изучение той или иной учебной дисциплины.
Подчеркнем, что электронный учебник не должен дублировать печатное издание. В задачу подобного нововведения входит дополнение основного материала, с привлечением полезной информации, не входящей в основную образовательную программу.
Вследствие сказанного выше тезиса, электронное учебное пособие должно включать следующие основные компоненты, то есть, составляющие учебные блоки:
- Средства изучения теоретической части учебной дисциплины – информационная составляющая.
- Средства поддержки практических занятий.
- Средство контроля знаний при изучении того или иного предмета.
- Средства взаимодействия между преподавателем и учащимися в процессе освоения теории той или иной учебной дисциплины.
- Методические рекомендации по изучению как всего курса учебной дисциплины, так и ее составных частей.
- Средства управления процессом изучения того или иного предмета [6].
Кроме того, необходимо, чтобы все указанные выше компоненты были взаимосвязаны между собой.
Окончательно оформленный электронный учебник по тому или иному учебному предмету, прежде чем будет опубликован, должен отвечать следующим требованиям:
- Четкая структуризация учебного материала, с делением по разделам, темам и параграфам.
- Сложность и глубина структуризации предметного материала, включенного в электронный учебник.
- Наличие разнообразных рекомендаций по изучению той или иной предметной области, которой, собственно, посвящено электронное учебное пособие.
- Компактность представляемых в учебнике данных.
- Краткость и доступность изложения основного учебного материала.
- Наличие различных внутренних (словарь терминов, перечень дат, таблица умножения, математические формулы и т. д.) и внешних (сноски на актуальную литературу по конкретной теме) ссылок между элементами учебного материала.
- Графическое оформление и наличие разнообразного иллюстративного материала в виде схем, рисунков, видеофайлов, аудиофайлов и т. д.
- Включение промежуточного и текущего контроля знаний [3].
Отметим, что основной отличительной чертой электронного учебного пособия является сочетание основной содержательной части с большим количеством разнообразных и тщательно подготовленных тестов, которые сопровождаются развернутыми комментариями и пояснениями.
После выбора ответа, вне зависимости, правильно ли он был дан, учащийся должен иметь возможность ознакомится с подробным решением того или иного задания, чтобы понять алгоритм решения, что позволяет более глубоко и детально разобраться в тематике любой темы.
По статистическим данным, обучаемый с первого раза усваивает примерно 1/4 часть услышанного, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно. Педагоги и психологи утверждают, что наибольший объем, а именно - 3/4, изучаемого материала, усваивается в действии.
Подводя итог, можно сделать вывод, что именно электронные учебники наиболее эффективны при освоении материала по той или иной учебной дисциплине, так как они включают в себя теорию и наглядность, сочетающуюся с практикой.