Статья:

Формы работы младших школьников в процессе решения текстовых задач

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Аминова А.А. Формы работы младших школьников в процессе решения текстовых задач // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(11).pdf (дата обращения: 28.05.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формы работы младших школьников в процессе решения текстовых задач

Аминова Алина Амировна
студент, Оренбургский Государственный Педагогический Университет, РФ, г. Оренбург

 

Математическое образование играет важную роль в системе современного образования. Математика оказывает влияние на развитие интеллектуальных способностей у младших школьников, учит ребенка логически мыслить, сравнивать, анализировать, наблюдать, абстрактно рассуждать, делать выводы.

В начальном курсе математики одно из  главных мест занимают текстовые задачи. Они необходимы младшим школьникам  для овладения важными житейскими знаниями, а на их основе - навыками, умениями.

С понятием задача учащиеся знакомятся с первых дней в школе. На протяжении всего обучения у младшего школьника вырабатывается правильные математические понятия, так же арифметические задачи помогают ребенку выявить различные стороны взаимодействия в окружающей его жизни.

Текстовые задачи являются важным средством обучения в начальном курсе математике. С помощью текстовых задач младший школьник получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, приобретает математические знания, готовится к практической деятельности.

Решения  текстовых задач способствует развитию логического, творческого мышления у младшего школьника.

В учебно-педагогической литературе существуют различные подходы к пониманию задачи. Моро М.И. дает следующее определение: «Задача - это сформулированный словами вопрос, ответ на который может быть получен с помощью арифметических действий». [3]

В математике термин «задача» используется, когда речь идет об арифметических задачах. Они сформулированы в виде текста, которые отражает количественную связь между реальными объектами. Поэтому арифметические задачи называется  «текстовым», «сюжетным».

Изучению текстовых задач в начальной школе отводится большая часть времени, поскольку обучение направлено на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культурного поля и всех познавательных процессов ребенка.

При обучении младших школьников математике решение этих задач находится в центре внимания. Это связано со следующим:

«1. В сюжетах находят отражение практические ситуации, имеющие место в жизни ребенка. Это помогает ему осознать реальные количественные отношения между различными объектами и тем самым углубить и расширить свои представления о реальной действительности.

2. Решение этих задач позволяет ребенку осознать практическую значимость тех математических понятий, которыми он овладевает в начальном курсе математики.

3. В процессе их решения у ребенка можно формировать умения, необходимые для решения любой математической задачи (выделять данные и искомое, условие и вопрос, устанавливать зависимость между ними, строить умозаключения, моделировать, проверять полученный результат)»[2].

При работе с текстовыми задачами учителю необходимо правильно организовать активную, творческую и учебную деятельность учащихся. Важным в организации деятельности решения задач является грамотно подобранная форма обучения.

Форма обучения – это способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников в процессе обучения. [1]

В настоящее время существуют следующие формы обучения: индивидуальное, парное, групповое, коллективное, групповое. Правильно подобранные формы работы делают занятие интересным и продуктивным. Активизируют умственную деятельность, помогают в разъяснении нового материала, закрепляют пройденное, помогают контролировать знания, навыки и способности младших школьников.

Самостоятельной форме работы отводится важное место на уроке. Для того, чтобы ее провести учителю необходимо предусмотреть уровень сложности и ошибки, которые могут возникнуть у младшего школьника при решении задач. Очень сложно проводить самостоятельную работу при решении сюжетных задач.

Следующей формой организации образовательной деятельности является парная форма работы. Она предусматривает взаимодействия младшего школьника с учителем или с другими учащимися. Цель парной формы работы заключается в том, чтобы  младший школьник научился организовывать совместную деятельность, внимательно слушать своего соседа по парте, высказывать свое мнение, постоянно готовиться к ответу. На уроках математики, решая сюжетные задачи,  младшие школьники помогают друг другу, обсуждают решение задачи, пишут цепочку выводов, каждый пытается найти разные пути решения задачи.

Другой тип - групповая работа. Такая форма работы предполагает самостоятельное выполнение заданий. Группа может состоять не менее чем из 3 человек. У каждой группы есть своя задача, которую необходимо выполнить за определенное количество времени. При выполнении учащиеся могут обратиться за помощью друг к другу, чтобы найти правильное решение  задачи. В конце урока учитель вместе с учащимися подводит итоги.

Еще одной формой организации деятельности учащихся - коллективная. Её можно использовать в тех случаях, когда младшие школьники активно участвуют в работе. Например, после анализа и решения задач, учитель может дать учащимся самостоятельную работу. Первый ученик, правильно решивший задачу, поможет остальным. Поэтому количество младших школьников, которые верно  решили задачу, будет увеличиваться.

Таким образом, правильно организованная деятельность при решении текстовых задач позволит развить у младшего школьника интеллект, сформировать культурное поле ребенка  и улучшить все его познавательные процессы.

 

Список литературы:
1. Загвязинский, В.И., Закирова, А.Ф. Педагогический словарь/ В.И.Загвязинский, А.Ф.Закирова [и др.]- М.: Академия, 2008. -352 с.
2. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.- 3-е изд., стереотип. /Н.Б.Истомина-М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
3. Моро, М. И. Методика обучении математике 1-3 класс. Пособие для учителя /М.И.Моро, А.М.Пышкало.- М. :Просвещение, 1978. - 336с.