Практическое применение концепции гуманитарно ориентированного преподавания математики
Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика

XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Практическое применение концепции гуманитарно ориентированного преподавания математики
Специфика математики заключается в том, что в ней имеется ключевая деятельность – деятельность по открытию доказательств. Один из возможных способов организации деятельности учащихся на уроке математики, в результате которой они сами могли бы находить доказательства, подсказывает концепция гуманитарно ориентированного преподавания математики, разработанная доктором педагогических наук, профессором А. Х. Назиевым [1, 3]. Приведем основные положения этой концепции:
1. «Математика – это доказательство.
2. Преподавать математику – значит систематически побуждать учащихся к открытию собственных доказательств.
3. Преподавание математики является незаменимым средством формирования человека культурного: мыслящего, нравственного и свободного» [2, с.61].
Говоря о практическом применении данной концепции, стоит отметить, что она помогает учителю математики организовать активную познавательную деятельность учащихся, в ходе которой строится конструктивный диалог и происходит открытие доказательства. В результате такой деятельности ученик познаёт новое, тесно работает с ранее изученным материалом, находит для себя ответ на вопрос: для чего нам это нужно и зачем это изучать?
Рассмотрим несколько примеров, непосредственно иллюстрирующих практическую реализацию концепции гуманитарно ориентированного преподавания математики.
Пример 1. Решить уравнение  (№487, Математика 5 класс, Н.Я. Виленкин).
 (№487, Математика 5 класс, Н.Я. Виленкин).
Пусть  , тогда в силу определения частного
, тогда в силу определения частного  , т.е.
, т.е.  , откуда, по определению разности
, откуда, по определению разности  , т.е.
, т.е.  Значит, если
 Значит, если  , то
, то 
Теперь покажем, что это действительно так. Обратно, пусть  , тогда
, тогда  и поэтому
 и поэтому  . Значит, если
. Значит, если  , то
, то  .
.
Таким образом,  тогда и только тогда, когда
 тогда и только тогда, когда  .
.
Пример 2. Решить уравнение  (№207, Алгебра 8 класс, А.Г. Мерзляк).
 (№207, Алгебра 8 класс, А.Г. Мерзляк).
Пусть  , тогда в силу определения частного
, тогда в силу определения частного  и
 и
 , т.е.
, т.е.  и
 и  , т.е.
, т.е.  и в силу определения разности
 и в силу определения разности  , т.е.
, т.е.  и
 и   , т.е.
, т.е.  . Итак, если
. Итак, если  , то
, то  .
.
Обратно, пусть  , тогда
, тогда  и
 и  . В силу определения частного это означает, что
. В силу определения частного это означает, что  .
.
Таким образом, если  , то
, то  .
.
Данные примеры показывают, как пользуясь лишь хорошо известными определениями можно прийти к логически правильному решению и исключить использование спорных приёмов нахождения ответа.






