Ведение педагогической деятельности с использованием веб-сервисов и приложений
Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Ведение педагогической деятельности с использованием веб-сервисов и приложений
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос об использовании учителем интернет-сервисов и приложений в процессе педагогической деятельности и возможности, которые они предоставляют.
Ключевые слова: веб-сервисы, Интернет, интернет-ресурсы, педагог, приложение.
Из всех медиа ресурсов Интернет играет самую значимую роль в жизни современного человека. Его влияние распространяется на все сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе и на область педагогической деятельности.
Основным документом, определяющим цели, содержание и результаты обучения в Российской Федерации является Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Одним из условий реализации требований стандарта является интеграция образовательных средств и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогическую практику. Информационные технологии выступают одним из средств формирования и развития универсальных учебных действий (УУД), что является значимым с точки зрения запросов государства и общества. Помимо этого, использование ИКТ позволяет реализовывать системно-деятельностный подход в обучении, представляющий основу современного ФГОС.
Активное вовлечение обучающегося в педагогический процесс возможно только при использовании современных педагогических технологий, включающих в себя мультимедийные интерактивные средства организации образовательного процесса. Такое высказывание справедливо, поскольку современному человеку трудно удерживать внимание на определенном предмете долгое время, а различного рода медиа способны облегчить решение поставленной задачи. Современный педагог сталкивается с необходимостью привлечения мобильных устройств, а также активного участия в Интернет-пространстве в процессе своей деятельности, т.к. именно эти технологии позволяют воспользоваться необходимыми ресурсами.
Одним из главных преимуществ Интернета является обилие информационных ресурсов, что в свою очередь имеет как ряд достоинств, так и определенные недостатки. Основная проблема, которая встает перед педагогом в процессе использования Интернет-ресурсов – избыток нерелевантной информации. Так, люди, недостаточно компетентные в своей профессии, публикуют различные материалы в сети без подтверждения их качества. Как следствие, педагог сталкивается с тем, что он вынужден тратить дополнительное время на поиск действительно полезной и релевантной информации.
Нами были проанализированы несколько современных Интернет-ресурсов и мобильных приложений, которые способны улучшить работу педагога, помочь сделать занятия интересными, интерактивными, а также организовать систему самообразования педагога.
Если педагог является достаточно современным, у него, как и у обучающихся имеется смартфон. Одним из полезных сервисов, позволяющих проводить викторины и тестирования в классе является сервис «Quizizz». Предложенный сервис работает следующим образом:
- учитель создает опрос/викторину/тест с выбором вариантов ответов;
- обучающиеся отвечают на вопросы со своих мобильных устройств.
Вопросы могут быть представлены в виде текста или изображений. Для проведения тестирований в классе существует режим «Play Live», для домашней работы – «Homework». В режиме «Live» мониторинг осуществляется мгновенно, педагог видит продвижение каждого обучающегося. При помощи данного инструмента можно проводить обучающие игры и викторины, организовать соревнования, проводить тестирования, давать домашнее задание, отслеживать результаты каждого обучающегося, а также предоставлять обратную связь каждому, автоматически загружать данные в таблицу Excel. Сервис предоставляет как возможность установки времени выполнения для каждого задания, так и возможность создания задания без временных ограничений, чтобы каждый обучающийся мог работать в своем темпе, в соответствии с его индивидуальными особенностями [1].
Согласно ФГОС особое место в обучении занимают межпредметные связи. Педагогу необходимо быть культурно просвещенным, начитанным, независимо от предмета, который он преподает. Одним из лучших сайтов про литературу в русскоязычном Интернете является сайт «Полка». Этот ресурс будет полезен для учителей не только литературы, но и других предметных областей. На каждом уроке, кроме обучающих, учитель ставит не только обучающие, но и воспитательные задачи. Информация о классической литературе на сайте представлена в формате «лонгридов». «Лонгрид» («long read» – длинное чтение) – это новый формат подачи текстовой информации в Интернете, в основе которого лежит объемный текст и аудио-визуальные компоненты. Обычно лонгрид представляет собой подробный текстовый обзор темы, содержащий мультимедийные элементы: фото, видео, инфографику и т.п. Таким образом, лонгрид можно охарактеризовать как мультимедийный проект, посвященный конкретному событию или проблеме/актуальной дате/произведению.
На сайте «Полка» имеются ссылки на проверенные источники, фотографии рукописей и другие мультимедийные элементы, которые не найти в учебнике. В разделе «Эксперты» известные писатели и литературные критики делятся своими любимыми книгами [3].
Далее в качестве полезного ресурса для современного педагога рассмотрим сайт «ПостНаука». Его специфика состоит в том, что в формате коротких видеороликов ученые рассказывают о всевозможных научных феноменах. Материалы, представленные на сайте, подойдут для учителей, преподающих как точные, так и гуманитарные науки. Всего на «ПостНауке» есть 15 тематических разделов: история, астрономия, психология, биология, мозг, социология, право, язык, физика, математика, культура, медицина, экономика, химия и философия. Помимо видео, на сайте можно найти различные статьи и игры [4].
Издательский дом «Первое сентября» был основан в 1992 г. известным педагогом, философом, писателем Симоном Львовичем Соловейчиком. На сегодняшний день «Первое сентября» – это крупные мультимедийные и инновационные проекты для учителей. Существует несколько ресурсов и возможностей, которые предоставляет издательство для учителей.
- Общероссийский проект «Школа цифрового века»: сайт предлагает широкий спектр учебных и методических материалов, необходимых педагогу в течение всего учебного года (курсы повышения квалификации, вебинары, видеолекции, мастер-классы);
- Фестиваль «Открытый урок» является самым массовым, представительным и посещаемым педагогическим форумом для обмена опытом. Каждому педагогу предоставляется возможность опубликовать свои материалы, а также ознакомиться с разработками коллег. «Открытый урок» предлагает вебинары с ведущими специалистами (педагогами, психологами, дефектологами) в области образования, знакомство с авторскими методиками и современными подходами к организации обучения и воспитания детей [2].
Таким образом, современного педагога не должны пугать слова «Интернет», «веб-ресурсы», «мобильные приложения» и т.п. Использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым условием ведения педагогической деятельности в настоящее время. Рассмотрев некоторые полезные приложения и сервисы, можно сделать вывод о том, что подобные ресурсы призваны помочь учителю в работе, в некоторой мере облегчить его деятельность, а также сделать занятия интерактивными, интересными, познавательными, соответствующими требованиям ФГОС.