Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Конференция: CLXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ведутова С.Д. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(163). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(163).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Ведутова Сабрие Джеббаровна
студент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Болдырева Виктория Эдуардовна
научный руководитель, преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования, Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

FORMATION OF IDEAS ABOUT THE SURROUNDING WORLD AMONG ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS IN THE SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOL

 

Sabrie Vedutova

Student of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol

Victoria Boldyreva

Scientific director, Lecturer of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol

 

Аннотация. Формирование природоведческих представлений, представлений об окружающем мире – важная задача специального педагога. Дети с задержкой психического развития нуждаются в понимании явлений окружающей среды, ее специфики и действительности. Это обособляется тем, что в психической деятельности школьников необходима закладка важных основ окружающего мира для составления целостной картины. Это облегчит ребенку с ЗПР социализацию и интеграцию в реальную жизнь. В данной статье рассмотрены основы формирования природоведческих представлений у детей с задержкой психического развития.   

Abstract. The formation of natural science ideas, ideas about the surrounding world is an important task of a special teacher. Children with mental retardation need to understand the phenomena of the environment, its specifics and reality. This is isolated by the fact that in the mental activity of schoolchildren, it is necessary to lay the important foundations of the surrounding world in order to compile a holistic picture. This will make it easier for a child with a ZPR to socialize and integrate into real life. This article discusses the basics of the formation of natural science concepts in children with mental retardation.

 

Ключевые слова: младшие школьники, психические процессы, обучение, воспитание, развитие, природа, приемы, средства, методы, методическая база, , ЗПР, природа, окружающий мир, формирование.

Keywords: junior schoolchildren, mental processes, training, upbringing, development, nature, techniques, means, methods, methodological base, , ZPR, nature, the world around, formation

 

Вопросы по формированию представлений об окружающем мире волновали многих исследователей, в их числе: Т.В.Егорова, С.К.Сиволапов, Ульенкова У.В.,  Пускаева Т.Д, А.Штраус,  Л.Летинен и др. Однако, не смотря на это, методология по формированию природоведческих представлений все еще находится на этапе становления. Это связано с тем, что процесс обучения в рамках коррекционной школы терпит процессы инноваций в сфере материально-технической, методологической базы. На данном этапе развития, в обучение детей с ЗПР вносятся коррективы с учетом разработки новых методов, приемов и средств развития [2, c. 270].

Обучение детей с ЗПР основам материального мира – важная задача на пути становления дошкольников. Это обособляется необходимостью в развитии многих познавательных качеств ребенка. Понимание основ закладки окружающей среды важный момент в социализации и интеграции школьника [1, c. 13].

В младшем школьном возрасте с учетом сенситивности данного периода происходит процесс накопления обширного информационного опыта. У учащихся имеющих норму в развитии раскрывается познавательный интерес к условиям окружающей среды, к ее особенностям и реальностям объектов. У детей раскрываются сведения о фактах, явлениях, образах, представлениях устройства мира, происходит процесс воспитательно-ориентированной деятельности, направленной на сохранение природы. Важнейшим этапом в становлении личности является донесению ребенку сведений о взаимосвязи человека с природой [3, c. 120].

У детей с задержкой психического развития этот процесс протекает иначе. Задержка психического развития – это темповое отставание в развитии  всех сторон познавательной деятельности. В связи с этим, представления об окружающем мире у детей с ЗПР бедны, наблюдаются трудности в усвоении информации. Учащиеся с большим трудом накапливают и усваивают знания, касающиеся многих объектов окружающей среды. У них с трудом формируются представления, например, о:

- Температуре;

- Сезонных изменениях;

- Влажности воздуха;

- Осадков;

- Временах года

- Месяцах [4, c. 117].

Учащиеся с трудом соотносят понятийно-категориальный аппарат объекта или явления с его реальностью. Это связано с тем, что в их представлениях отсутствует большая группа объектов окружающего мира. В связи с этим донесение ребёнку с ЗПР информации о связях реальности с демонстрацией объектов на уроке – это первый шаг на пути к формированию целостных представлений [5, c.20].

Результаты различных исследований подтверждают  факт того, что у детей с ЗПР усвоение знаний о живой и неживой природе носят поверхностный характер. Дети с ЗПР не в состоянии усвоить многие аспекты сезонных изменений в природе, так как их представления переплетаются с ярким, жизненным опытом. Детям с ЗПР сложно найти отличительные признаки весны от лета, так как они имею сходные черты. Учащиеся называют по одному или два отличительных признака характерно выраженных черт в противоположных временах года, - зима-лето. Следовательно, учащихся следует обучать сначала ярким временам года зима-лето, затем  отличительным чертам весны и осени. Последовательность месяцев в году усваивается школьниками с трудом. В их представлениях не складывается факт того, что времена года могут повторяться.

Для младших школьников с ЗПР, отмечает Глухов В.П, информация получаемая анализаторными системами не имеет четкой направленности, ввиду этого в представлениях школьников не создается единый, целостный образ изучаемого явления [2, c. 118].

Формирование понятий необходимо начинать с грамотно построенного коррекционно-развивающего маршрута. Обучение должно происходить с опорой за наглядности. Обучение природным явлениям не должно происходить без процессов наблюдения за природой. Максимова С.Ю рассматривает следующее содержание работы:

- сезонные наблюдения за природой;

- наблюдение за состоянием солнца;

- экскурсии;

- знакомство с растениями;

- изучение трав;

- изготовление кормушек, заготовка корма;

- знакомство с миром насекомых [4, c. 62].

Дефектолог в процессе обучения детей должен добиваться яркости в предоставляемом наглядном материале,  точности информации, заинтересованности учащихся. Предоставляемая информация должна отражать программу обучения, не выходить за рамки уровней возможностей учащихся. Говоря о явлениях окружающей среды, терминология должна быть легкоусвояемой и опираться на наглядный материал [3, c. 110].

Таким образом, формирование представлений об окружающем мире – сложный процесс, результативность которого зависит от построения правильного образовательно-развивающего маршрута.

 

Список литературы:
1. Глухов, В. П. Дефектология. Специальная педагогика и специальная психология : учебное пособие / В. П. Глухов. — Москва: МПГУ, 2017. — 312 с.
2. Елецкая, О. В. Специальная педагогика: учебное пособие / О. В. Елецкая, М. В. Матвеева, Е. А. Логинова. — Москва: Владос, 2019. — 478 с.
3. Мищенко, Л. И. Дидактические основы подготовки учителя к коррекционно-развивающему обучению младших школьников с задержкой психического развития : монография / Л. И. Мищенко, З. И. Мищенко. — Курск : КГУ, 2017. — 140 с.
4. Особенности психофизического состояния детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: монография / С. Ю. Максимова, Н. А. Фомина, В. В. Анцыперов, Н. Н. Сентябрев. — Волгоград : ВГАФК, 2015. — 182 с
5. Пузанов, Б. П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями : учебное пособие / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин ;под редакцией Б. П. Пузанова. — 2-е изд. — Москва : Владос, 2013. — 43с.