ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУРСАНТАМИ КОММУНИКАТИВНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ
Конференция: CLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУРСАНТАМИ КОММУНИКАТИВНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ
Актуальность. Социальное взаимодействие лежит в основе не только формирования и развития социальных общностей, но и определяет характер и направленность их функционирования, которое, по сути, сводится к оказанию соответствующего влияния на элементы социальной системы и внешнюю среду. При этом предполагаются целенаправленные изменения, соответствующие замыслу и задачам влияющего воздействия. В социальном значении это определяет взаимную зависимость взаимодействующих сторон, когда целенаправленные изменения возможны только в условиях интеракции. Взаимная зависимость порождает социальные связи, проявляющиеся в форме различного рода и уровня социальных отношений.
Ключевые слова: социальная связь, социальное взаимодействие, деиндивидуализированные структуры, социальная коммуникация.
Исследование теоретических основ использования курсантами коммуникативных средств в условиях межличностного общения восходит к решению общенаучных и общеметодологических задач, связанных с определением понятий или категорий, составляющих сущность объекта изучаемого явления или процесса. При этом научное определение социального взаимодействия курсантов обязано быть методологически строгим и соответствовать общенаучному принципу познания «от общего к частному». Этим достигается необходимый уровень разложения объекта исследования на составные части и элементы, которые оказываются доступны для объективного научного анализа и; статистической фиксации эмпирических фактов социального взаимодействия курсантов. Используя такой нисходящий методологический подход к исследованию научных основ социальной коммуникации курсантов, следует выделить следующие элементы, которые подлежат научному теоретическому социологическому анализу:
- понятие «взаимодействие»;
- понятие «социальное»;
- понятие «межличностное»;
- понятие «общение»;
- межличностное общение;
- коммуникативные средства;
- социальное взаимодействие;
Г.Г. Татарова говорит о так называемой статистической парадигме исследования, предполагающей использование метода «от общего к частному» или дедуктивно индуктивный подход или нисходящая стратегия анализа данных.
- социальное взаимодействие в военно-социальной среде (системе);
- военно-социальное взаимодействие;
- понятие «курсант», как элемент военно-социальной системы и носитель коммуникативных средств, свойств, качеств, способностей;
- социальное взаимодействие курсантов;
- средства массовой информации, как вид коммуникативного средства, использующегося в межличностном общении.
Методологической основой анализа сущности использования коммуникативных средств в межличностном общении являются естественнонаучные положения концепций о всеобщности, взаимосвязи, детерминизма, самоорганизации, направленности и периодичности (цикличности) процессов. Процессы взаимосвязи, взаимодействия, соединенности сопровождают все известные организмы и системы, обеспечивая их жизненные циклы. Впервые о коммуникации стали говорить в связи с развитием техники и изначально это понятие связывали преимущественно с технической стороной. Проблема человеческой взаимосвязи и интерес к процессам взаимодействия индивидов зародились ещё на ранних стадиях общественного развития. Ранние взгляды на проблемы общения и использования коммуникативных средств ещё не имели конкретной формы, выражающей предмет соединенности, но уже содержали в себе натурфилософские, чувственно-конкретные, а позже социально-философские и собственно социологические зачатки взаимодействия.
Сегодня взаимодействие в самом широком смысле понимается учёными как: 1) способ общения, позволяющий передавать и принимать информацию; 2) процесс перекодировки вербальной в невербальную и невербальную в вербальную сферы; 3) связь, сообщение, средство связи, информация, средство информации, а: также контакт, общение, соединение; 4) обмен информацией между двумя или более людьми; 5) передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов; 6) связь, обмен значениями между индивидуумами через общую систему символов ; 7) передача, связующий процесс, реализация власти ; 8) метаболический процесс вещества, энергии и информации между живыми системами и средой.
Существенной чертой этих определений является акцентуация на категориях с одной стороны связности и соединенности, выражающих статическую часть функций коммуникации, а с другой стороны - взаимодействия и общения, выражающих динамическую часть функций социальной связи. Эти основополагающие категории взаимодействия являются результатом действия атрибутивного свойства материи - отражения. Материальность мира, атрибутивно присущие материи свойства соединенности, связанности, отражения обеспечивают появление феномена взаимодействия. Таким образом, взаимодействие присутствует во всех формах материи. Существуя в различных формах материи, взаимодействие по-разному проявляет себя в той или иной среде. Выделяют взаимодействие в неживой и живой природе, в технических системах и человеческом обществе, а также в социальной природе.
Взаимодействие является специфической формой социальной связи. Специфичность её определяется участием в этом процессе сознания и способности (или инстинктов) живых систем. То есть это полностью осознаваемый (или инстинктивный) процесс. Результатом этого процесса являются накопленные и передаваемые живыми системами способы и средства взаимодействия, соединенности и связи. Взаимодействие-это процесс взаимной обусловленности и порождения одним объектом другого. При этом взаимодействие предполагает такую взаимность, которая оказывается детерминированной ожиданиями. То есть вне ожиданий взаимодействия не наступает. Ожидания же являются мерой известного об объекте воздействия.
Взаимодействие проявляется только в живой природе на уровнях над организменных систем. В свою очередь «надорганизменность» закладывает основы детерминации социального. Взаимодействие принципиально социально, в отличие от связи, которое можно наблюдать в неживой природе: ядерное, электромагнитное, слабое, гравитационное. Взаимодействие понимается как способность выбора и применения (использования) из общей совокупности врождённых (инстинктивных) или приобретённых умений, иной среде. Выделяют взаимодействие в неживой и живой природе, в технических системах и человеческом обществе, а также в социальной природе.
Взаимодействие является специфической формой социальной связи. Специфичность её определяется участием в этом процессе сознания и способности (или инстинктов) живых систем. То есть это полностью осознаваемый (или инстинктивный) процесс. Результатом этого процесса являются накопленные и передаваемые живыми системами способы и средства взаимодействия, соединенности и связи. Взаимодействие – это процесс взаимной обусловленности и порождения одним объектом другого.
При этом взаимодействие предполагает такую взаимность, которая оказывается детерминированной ожиданиями. То есть вне ожиданий взаимодействия не наступает. Ожидания же являются мерой об объекте воздействия.
Взаимодействие проявляется только в живой природе на уровнях над организменных систем. В свою очередь «надорганизменность» закладывает основы детерминации социального. Взаимодействие принципиально социально, в отличие от связи, которое можно наблюдать в неживой природе: ядерное, электромагнитное, слабое, гравитационное. Взаимодействие понимается как способность выбора и применения (использования) из общей совокупности врождённых (инстинктивных) или приобретённых умений, способностей. Взаимодействие проявляется только в живой природе на уровнях над организменных систем. В свою очередь «надорганизменность» закладывает основы детерминации социального. Взаимодействие принципиально социально, в отличие от связи, которое можно наблюдать в неживой природе: ядерное, электромагнитное, слабое, гравитационное. Взаимодействие понимается как способность выбора и применения (использования) из общей совокупности врождённых (инстинктивных) или приобретённых умений, способов, навыков и приёмов связи, соединенности. А этой способностью обладают лишь живые системы.
Социальное взаимодействие рождает такую способность живой системы поддерживать связи и осуществлять взаимодействия, при которой эта способность приобретает универсальный над индивидуальный характер и является жизненно необходимой. Социальный рационализм М. Вебера на первый план объяснения социального поведения выдвинул надындивидуальное, и предметом исследования у него становятся деиндивидуализированные структуры социальной организации. Живые системы, принадлежащие к одной категории, всегда обладают какими-то общими признаками. Этими признаками являются не только потенциальные (физиологические) способности человека, которые функционируют, подчиняясь физиологическим законам живых систем: «ухо будет слышать доступные для него звуки, глаз будет видеть доступные для него объекты, кожа будет чувствовать, сознание будет формировать отношение, чувства, эмоции. Этими признаками являются разнообразные потребности и интересы, которые формируют мотивы деятельности (действий). Как способность, так потребности и интересы выступают общим объединяющим признаком, на основе которого формируется совокупность объединённых живых систем, названная Яном Щепаньским социальным множеством или социальной категорией. По мнению ученого на основе общих признаков, живой системой создаётся внутренняя связь, после чего она превращается в социальную общность, которая не существует без общения. Взаимодействие и общение в такой системе также приобретает характер социального, то есть, по сути, появляется социальное взаимодействие.