НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Конференция: CCXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
В связи со сложившейся ситуацией в современном обществе в педагогической практике остро стоит вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения. По федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности» [4, с. 12]. При этом сам федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение таких задач, как «формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие нравственных качеств» [4, с. 4].
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [1, с. 23]. Именно в дошкольном возрасте дети всей душой воспринимают мир, учатся быть человеком на примере остальных людей.
Как в любом педагогическом процессе, существуют компоненты сформированности нравственного воспитания: 1) когнитивный; 2) аффективный; 3) поведенческий. Другими словами, при формировании нравственности у детей подготовительной группы необходимо ориентироваться на полноту, системность и осознанность знаний о нравственности (когинитивный компонент), эмоциональное отношение к нравственности (аффективный компонент), осмысленность действий, самостоятельность действий по нравственности (поведенческий компонент) [1, с. 157]. Важно понимать, что необходимо формировать у детей подготовительной к школе группы не только представления о нравственности или умения и навыки, но и нравственные чувства. На этом фундаменте строится все нравственное воспитание, нравственное отношение к другим людям.
Нравственное воспитание закладывается в раннем детстве, а значит в семье, поэтому на родителях лежит большая ответственность за приобщение детей к нравственным ценностям. Педагогам необходимо развивать то, что заложено в семье [1, с. 205]. Также есть крайняя необходимость в приобщении родителей к участию в нравственном воспитании детей подготовительной группы: провести консультацию, беседу, рассказать про методы воспитания нравственности, на своем примере показать и так далее.
Методами нравственного воспитания являются убеждение, собственный пример, игра, беседа, художественная литература и другие. Так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то больше внимания уделять стоит именно ей. Игры бывают разные: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские, подвижные и так далее. Из вышеперечисленных игр большой потенциал для воспитания нравственности имеет сюжетно-ролевая игра.
Сюжетно-ролевые игры – это деятельность, при котором дети воспроизводят ту или иную ситуацию из жизни, примеряя роль взрослого на себя [2, с. 12]. Её основные черты: увлеченность детей, эмоциональное насыщение, самостоятельность, творчество, активность детей. Основным источником, который питает сюжетно-ролевую игру, является окружающий мир, жизнь и деятельность людей вокруг детей подготовительной группы.
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, которые отражают значимые ситуации из жизни. Именно в этом возрасте, по мнению Вераксы Н.Е., необходимо воспитывать у детей уважительное отношение к окружающим, стремление следовать положительному примеру, развивать умение справедливо оценивать поступки, учить проявлять заботу [3, с. 260].
Изначально сюжетно-ролевая игра проявляется в подражании взрослому детьми, дети примеряют на себя роли, через некоторое время дети начинают обыгрывать знакомые им жизненные ситуации, далее добавляется диалог между детьми. Усложнение игры возникает, когда происходит объединение нескольких ситуаций. Дети начинают договариваться о правилах игры, о своих действиях и так далее. Так и получается сюжетно-ролевая игра детей [2, с. 78].
Таким образом, сюжетно-ролевые игра является наиболее эффективным средством для нравственного воспитания детей подготовительной группы. В такой игре можно найти резервы, которые позволяют осуществить развитие нравственной сферы детей, и дети подготовительной группы будут не ведомыми, а организаторами. Решение проблемы нравственного воспитания у детей подготовительной к школе группы посредством сюжетно-ролевой игры позволит более глубоко осмыслить способы, возможности и особенности педагогической работы в целом. В связи с этим, мы наметили дальнейшие пути работы над этой темой.