Роль формирования математической компетентности для учителя начальных классов
Секция: Педагогика
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Роль формирования математической компетентности для учителя начальных классов
В статье рассматривается роль формирования математической компетентности для учителя начальных классов, приводятся понятия компетентности разных авторов, анализируется понятие математической компетентности, ее компоненты, приводятся задачи, которые требуют компетентностного подхода.
В концепции модернизации Российского образования до 2010 года подчеркивается то, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать личность, владеющая набором ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах [3, с. 8].
В связи с этим разработаны ФГОС НОО, появились новые учебники для начальной школы, которые позволяют использовать компетентностный подход к обучению младших школьников. Для того, чтобы достичь реальных изменений в системе школьного образования, необходимо обеспечить подготовку учителя, который будет владеть необходимыми компетентностями.
Что же это такое компетентность? Каждый автор дает различную трактовку этому понятию. Рассмотрим некоторые из них.
По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты» [5, с. 76].
М.А. Чошанов считает, что компетентность – это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях».
И.А. Зимняя считает, что «компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека». [2, с. 89].
Таким образом, образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки будущего учителя начальных классов, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов» (А.В.Хуторской). [5, с. 66].
Компетентность связана с возможностью решения личностью сложных практических задач, требующего не только наличия у решающего определенных знаний и умений, но
Компетентностный подход имеется в опыте тех стран, в которых в последние десятилетия произошла переориентация содержания образования на освоение ключевых компетентностей (все развитые страны). Этот подход соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО – научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни). Поэтому компетентностный подход соответствует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность) [4, с. 22].
Компетентность учителя начальных классов можно рассматривать как единство общей компетентности, необходимой человеку любой профессии, психолого-педагогической компетентности и предметной компетентности, среди которых не менее важное место занимает математическая компетентность.
Математическая компетентность, по мнению Н.А. Казачек представляется как интегральное свойство личности, выражающееся в наличии глубоких и прочных знаний по математике, в умении применять имеющиеся знания в новой ситуации, способности достигать значимых результатов и качества в деятельности. Иначе говоря, математическая компетентность предполагает наличие высокого уровня знаний и опыта самостоятельной деятельности на основе этих знаний [6, с. 106].
В структуре математической компетентности выделяют потребностно-мотивационный, содержательный, операционный и рефлексивный компоненты. Рассмотрим каждый из них подробно.
Итак, потребностно-мотивационный компонент математической компетентности отражает направленность личности на усвоение знаний и саморазвитие и включает в себя:
· потребность в усвоении математических знаний,
· познавательный интерес к математике,
· ценностные ориентации в области математики,
· социальные установки.
Содержательный компонент математической компетентности включает в себя систему математических знаний, умений и навыков. Сюда входят, прежде всего, знания теоретических основ начального курса математики (определенные государственным образовательным стандартом) и умения применять их, решать задачи с практическим содержанием.
Операционный компонент математической компетентности состоит из совокупности интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; умение «видеть» проблему; генерировать новые идеи; осуществлять широкий перенос; осуществлять оценочные действия.
Рефлексивный компонент математической компетентности определяет способность оценить свои знания, умения, результаты собственной учебной деятельности, внести необходимые коррективы. Он предполагает сформированность умений самоконтроля, самооценки, коррекции собственной деятельности.
Рассмотрим одно из средств формирования математической компетентности – это компетентностные задачи.
В компетентностных задачах предлагается практическая ситуация, характерная для повседневной жизни (производство, общественные события и явления, быт и другие. Включение в учебный процесс компетентностных задач дает возможность реализовать принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
Приведем примеры некоторых компетентностных задач, которые можно использовать в практике для математической подготовки учителя начальных классов [1, с. 106].
Задача 1.
Было проведено тестирование учащихся школы № 1 и школы № 2. Результаты тестирования представлены в таблице.
Таблица 1.
Результаты тестирования
Школа |
Баллы |
Всего учащихся |
|||
2 |
3 |
4 |
5 |
||
№ 1 |
5 |
35 |
35 |
25 |
100 |
№ 2 |
10 |
30 |
80 |
30 |
150 |
a) Представьте, что Вы директор школы № 1. Используя данные таблицы, покажите, что результаты тестирования в вашей школе лучше, чем в школе № 2.
b) Представьте, что Вы директор школы № 2. Используя данные таблицы, покажите, что результаты тестирования в вашей школе лучше, чем в школе № 1 [1, с. 106].
Задача 2. Известно, что цены увеличились на 15%, а зарплата учителя начальных классов увеличилась на 25%. На сколько увеличилась его покупательная способность? [1, с. 106].
Задача 3. В школьных учебниках математики разных авторов есть задачи вида: «Шесть одинаковых тетрадей стоят 18 рублей. Сколько стоят 10 таких же тетрадей». В учебниках М1 и М2 представлены разные вспомогательные модели задач такого вида.
М1
6 т. – 1 р.
10 т. – ? р.
________
1 т. – ?
М2
Таблица 2.
Краткая запись
Цена |
Количество |
Стоимость |
Одинаковая |
6 т. |
18 р. |
10 т. |
? |
Отметьте достоинства и недостатки каждой из вспомогательных моделей задачи [1, с. 106].
Включение таких и им подобных задач в процесс обучения способствует не только формированию математической компетентности учителя начальных классов, но и создает у него прочную базу для обучения младших школьников решению компетентностных задач.