Статья:

Роль формирования математической компетентности для учителя начальных классов

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шаповалова Е.А., Бурак А.О., Пустовойтова М.В. Роль формирования математической компетентности для учителя начальных классов // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 17.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль формирования математической компетентности для учителя начальных классов

Шаповалова Екатерина Александровна
студент-магистр кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск
Бурак Андрей Олегович
студент-магистр кафедры русской, зарубежной литературы и массовых коммуникаций филологического факультета, Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск
Пустовойтова Мария Васильевна
студент-магистр кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования, факультет педагогики и психологии, Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

 

В статье рассматривается роль формирования математической компетентности для учителя начальных классов, приводятся понятия компетентности разных авторов, анализируется понятие математической компетентности, ее компоненты, приводятся задачи, которые требуют компетентностного подхода.

В концепции модернизации Российского образования до 2010 года подчеркивается то, что основным результатом дея­тельности образовательного учреждения должна стать лич­ность, владеющая набором ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-право­вой, коммуникационной, информационной и прочих сферах [3, с. 8].

В связи с этим разработаны ФГОС НОО, появились новые учебники для начальной школы, которые позволяют использовать компетентностный подход к обучению младших школьников. Для того, чтобы достичь реальных изменений в системе школьного образования, необходимо обеспечить подготовку учителя, который будет владеть необходимыми компетентностями.

Что же это такое компетентность? Каждый автор дает различную трактовку этому понятию. Рассмотрим некоторые из них.

По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты» [5, с. 76].

М.А. Чошанов считает, что компетентность – это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях».

И.А. Зимняя считает, что «компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека». [2, с. 89].

Таким образом, образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки будущего учителя начальных классов, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов» (А.В.Хуторской). [5, с. 66].

Компетентность связана с возможностью решения личностью слож­ных практи­ческих задач, требующего не только наличия у решающего определенных знаний и умений, но

Компетентностный подход имеется в опыте тех стран, в которых в последние десятилетия произошла переориентация содержания образо­вания на освоение ключевых компетентностей (все раз­витые страны). Этот подход соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО – научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни). Поэтому компетентностный подход соответст­вует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность) [4, с. 22].

Компетентность учителя начальных классов можно рассматривать как единство об­щей компетентности, необходимой человеку любой профессии, психолого-педагогиче­ской компетентности и предметной компетентности, среди которых не менее важное место зани­мает математическая компетентность.

Математическая компетентность, по мнению Н.А. Казачек представляется как интегральное свойство личности, выражающееся в наличии глубоких и прочных знаний по математике, в умении применять имеющиеся знания в новой ситуации, способности достигать значимых результатов и качества в деятельности. Иначе говоря, математическая компетентность предполагает наличие высокого уровня знаний и опыта самостоятельной деятельности на основе этих знаний [6, с. 106].

В структуре математической компетентности выделяют потребностно-мотивационный, содержательный, операционный и рефлексивный компоненты. Рассмотрим каждый из них подробно.

Итак, потребностно-мотивационный компонент математической компетентности отражает направленность личности на усвоение знаний и саморазвитие и включает в себя:

·     потребность в усвоении математических знаний,

·     познавательный интерес к математике,

·     ценностные ориентации в области математики,

·     социальные установки.

Содержательный компонент математической компетентности вклю­чает в себя систему математических знаний, умений и навыков. Сюда вхо­дят, прежде всего, знания теоретических основ начального курса матема­тики (определенные государственным образовательным стандартом) и умения применять их, решать задачи с практическим содержанием.

Операционный компонент математической компетентности состоит из совокупности интеллектуальных умений: анализ, синтез, срав­нение, классификация, обобщение; умение «видеть» проблему; генериро­вать новые идеи; осуществлять широкий перенос; осуществлять оценоч­ные действия.

Рефлексивный компонент математической компетентности определяет способность оценить свои знания, умения, результаты собственной учебной деятельности, внести необходимые кор­рективы. Он предполагает сформированность умений самоконтроля, самооценки, коррекции собственной деятельности.

Рассмотрим одно из средств формирования математической компетентности – это компе­тентностные задачи.

В компетентностных задачах предлагается практическая ситуация, характерная для повседневной жизни (производство, общественные события и явления, быт и другие. Включение в учебный процесс компетентностных задач дает возможность реализовать принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельно­сти в жизненной ситуации.

Приведем примеры некоторых компетентностных задач, которые можно использовать в практике для математической подготовки учителя начальных классов [1, с. 106].

Задача 1.

Было проведено тестирование учащихся школы № 1 и школы № 2. Результаты тес­тирования представлены в таблице.

Таблица 1.

Результаты тес­тирования

Школа

Баллы

Всего учащихся

2

3

4

5

№ 1

5

35

35

25

100

№ 2

10

30

80

30

150

 

a)  Представьте, что Вы директор школы № 1. Используя данные таблицы, пока­жите, что результаты тестирования в вашей школе лучше, чем в школе № 2.

b)  Представьте, что Вы директор школы № 2. Используя данные таблицы, пока­жите, что результаты тестирования в вашей школе лучше, чем в школе № 1 [1, с. 106].

Задача 2. Известно, что цены увеличились на 15%, а зарплата учителя начальных классов увеличилась на 25%. На сколько увеличилась его покупательная способность? [1, с. 106].

Задача 3. В школьных учебниках математики разных авторов есть задачи вида: «Шесть оди­наковых тетрадей стоят 18 рублей. Сколько стоят 10 таких же тетрадей». В учеб­никах М1 и М2 представлены разные вспомогательные модели задач такого вида.

М1

6 т. – 1 р.

10 т. – ? р.

________

1 т. – ?

М2

Таблица 2.

Краткая запись

Цена

Количество

Стоимость

Одинаковая

6 т.

18 р.

10 т.

?

 

Отметьте достоинства и недостатки каждой из вспомогательных моделей за­дачи [1, с. 106].

Вклю­чение таких и им подобных задач в процесс обучения способствует не только фор­ми­рованию математической компетентности учителя начальных классов, но и создает у него прочную базу для обучения младших школьников решению компетентностных задач.

 

Список литературы:
1. Демидова Т.Е. Реализация компетентностного подхода в вузе / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких // Проблемы подготовки учителя для современной российской школы: сб. мат. – М.: Баласс; Изд. Дом РАО, 2007. – 320 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. http://quality.petrsu.ru/.
3. О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года // Управление школой. – 2002. – №27-28. – С. 2–6.
4. Филатова Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. – 2005. – №7. – С. 9–11.
5. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. – http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
6. Шакирова Д.У., Усова Л.Б. Формирование математической компетенции студентов как фактор повышения качества профессиональной подготовки // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.