ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конференция: CLXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CLXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
FEATURES OF THE PERCEPTION OF NATURAL SCIENCE CONCEPTS IN CHILDREN WITH PRIMARY SCHOOL AGE ZPR
Olesya Abibullayeva
Student of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Aliye Ibragimova
Scientific director, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol
Аннотация. Формирование представлений об окружающей среде у младших школьников с ЗПР является ключевым аспектом для развития мировосприятия и миропонимания. Развитие мировоззренческих представлений из курса «Окружающий мир» по понятиям живой и неживой природы обособляют начальные представления младших школьников о предметах мира. Дети из данного курса получают знания о биологической и социальной сущности живого, углубляют и систематизируют знания о мире. В данной статье речь пойдет об особенностях восприятия природоведческих понятий о их существенных различиях и специфике.
Abstract. The formation of ideas about the environment in younger schoolchildren with a PO is a key aspect for the development of world perception and understanding of the world. The development of worldview ideas from the course "The world around us" according to the concepts of living and inanimate nature separate the initial ideas of younger schoolchildren about the subjects of the world. Children from this course gain knowledge about the biological and social essence of life, deepen and systematize knowledge about the world. This article will focus on the peculiarities of the perception of natural science concepts, their significant differences and specifics.
Ключевые слова: формирование, знания, систематизация, зпр, окружающий мир, дети, ребенок, обучающиеся, младшие школьники.
Keywords: formation, knowledge, systematization, zpr, the surrounding world, children, child, students, junior schoolchildren.
Глухов В.П, считал, что знания об устройстве окружающего мира младшие школьники получают из курса «Окружающий мир». В процессе изучения данного курса у учащихся формируются знания об устройстве живого и неживого мира, биологической и социальной природе человека, углубляются и систематизируются знания о животном и растительном мире. Учащиеся в период формирования природоведческих представлений развивают в себе целостную картину мира, формируют правильное и бережное отношение к природе, стране. В процессе обучения дети с зпр усваивают основы экологической грамотности.
Изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе у детей с ЗПР направлено на достижение следующей цели – формирование у детей природоведческих понятий и представлений о многообразии окружающего мира и осознании человека в нем [1, c. 110].
Горбунова Т.В отмечает, что задачами курса «Окружающий мир» являются следующие:
- Интеллектуальное, социальное, интегративное развитие;
- Воспитание бережного отношения к окружающей среде;
- Осознание своего «я» в природе;
- Формирование культуры жизни;
- Воспитание безопасного образа жизни на природе.
ФГОС НО предусматривает обучение детей с задержкой психического развития по общей адаптированной программе, срок обучения которой составляет 4 года по варианту 7.1 или 5 лет по варианту 7.2. Программой предусмотрено получение знаний об условиях формирования мира природы в объеме 240 часов, из которых 66 часов отводится га обучение в первом классе, 68 часов во втором, 68 в четвертом [2, c. 22].
Формирование природоведческих понятий у детей с ЗПР занимает важное место в коррекционно - развивающей среде. Это объясняется тем, что имеющиеся знания у школьников являются размытыми и неточными. Усвоению природоведческих понятий сопутствует увеличение объема экспрессивного и импрессивного словаря, ориентировки в окружающей среде. В процессе обучения данному курсу учащиеся учатся понимать взаимосвязь между предметами и объектами окружающего мира [3, c. 115].
Елецкая О.В, говорит о том, что к моменту обучения в начальной школе обучающиеся не получают нужных сведений о природоведческих объектах. Чаще всего имеющиеся знания у обучающихся не достаточны для успешного освоения курса, что препятствует ориентировке в окружающей действительности. Данное обстоятельство является большой преградой в развитии познавательных возможностей, а именно речи, активного словаря, что приводит к трудностям в обучении.
В процессе наблюдения за нозологией данной группы детей, было выявлено, что дети данного возраста затрудняются в названии даты, с трудом ориентируются во временах года, затрудняются в названии даты рождения, возраста, не могут называть свое ФИО [3, c. 350].
У младших школьников с ЗПР отмечается недостаточность представлений о временных связях. Понятия «время года», «месяц», являются не раскрытыми и чаще всего затрудненными в понимании. Дети путают не только последовательность месяцев и времен года, но и не могут называть характерные их признаки. Исходя из этого, дети не в состоянии описать отличительные черты данных понятий. Дети с трудом описывают характеристики весны и осени, так как они «похожи» При опоре на изображения дети могут различить лишь зиму и лето, так как они имеют явные характерные признаки, но при этом дети называют лишь 2-3 признака. Например: «зимой кататься на санках», а летом «купаться в море». Чаще всего при вопросе о том, какой сейчас месяц дети называю время года [2, c. 30].
У детей с ЗПР отмечаются трудности в перечислении дней недели, в их последовательности. Также характерной спецификой данных затруднений является невозможность детьми с ЗПР усвоить такие дефиниции как «завтра», «послезавтра», «вчера».
Коморова В.И отмечает, что младшие школьники, имеющие задержку психического развития исходя из нозологии и симптоматики, не в состоянии определить погоду за окном, а также им далеки понятия о температуре, осадках, влажности, облачности. На вопрос о том, какая погода стоит за окном дети, чаще всего могут ответить лишь в краткой форме «холодно», «тепло», ограничиваясь при этом сухим перечислением одного-двух фактов без полного ответа с составлением хотя бы простого предложения. Исходя из этого, дети, чаще всего не понимают взаимосвязи между сериями сюжетных картин. По какой причине за одним событием, наступает другое и в чем их взаимосвязь. При вопросе педагога о том, что ребенок видит на картинке, дети не смогут при помощи учителя рассказать о том, почему падают листья и о чем это говорит [4, c. 220].
Глухов В.П, считает, что дети с ЗПР в отличие от детей с нормой, не могут определить более семи признаков характерных для одной группы классификаций. У школьников первого класса наблюдаются сложности при назывании отдельных групп понятий, объектов наделенных одной лексической категорией. Скудный запас знаний в представлениях о живой и неживой природе приводит к тому, что учащиеся не в состоянии вспомнить понятие предмета, но могут передать пару несущественных признаков. Например, учащиеся имеют представления об одуванчиках и ромашках, но гортензии или астры смогут описать по специфическим чертам листьев [1, c. 221].
Таким образом, восприятие природоведческих представлений у детей с ЗПР отличается скудностью и бедностью имеющихся представлений.