Исследования трудностей в обучении географии у школьников
Конференция: XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Исследования трудностей в обучении географии у школьников
Аннотация. Статья рассматривает вопрос о трудностях в обучении географии у школьников и проводит исследование данной области.
Ключевые слова: география, трудности обучения, исследования трудностей, методы обучения.
Вопросы трудности в обучении и способ их преодоления волнуют многих исследователей. При этом ученые рассматривают разные аспекты этой проблемы: социальные, психологические, педагогические. Школьная трудность в обучении обсуждается в целом в рамках одного из аспектов, а также в рамках отдельных предметов. Не является исключением и учебный предмет география.
Для того, чтобы люди XXI века, живущие в тесно взаимосвязанном мире, могли принимать уравновешенные и ответственные решения, необходимо обладать географической грамотностью. Географически грамотный человек способен заботиться о нашей планете, ценить её, гармонично сосуществовать со всеми живыми существами В 2016 году была принята международная Хартия географического образования, в которой авторы поставили ряд важных вопросов, например: Как можно улучшить знания, компетенции и навыки обучающихся в области географии? Каковы характеристики эффективности преподавания, обучающих материалов и ресурсов, призванных обеспечить повышение качества географического образования? Каким образом можно улучшить подготовку учителей географии, чтобы повысить качество преподавания и общий уровень знаний по географии в школе?
Поставленные международной Хартией вопросы побудили психологов, исследователей образования всего мира находить ответы на них. В этой статье представлен обзор некоторых исследований. Замечено, что развитию пространственного восприятия способствуют активные методы обучения. В школах Греции, в которых проводилось исследование, обучающиеся показали низкие результаты тестирования, если учитель использовал репродуктивные методы обучения даже при работе с картами.
Таким образом, все проведенные и опубликованные исследования показывают важность для развития обучающихся учебного предмета географии и необходимость включения его в учебные планы школ.
Почему география является трудной для изучения в школе?
К сожалению, в настоящее время приходится констатировать, что реальное положение учебного предмета географии, как в российской школе, так и в зарубежной, не всегда соответствует значению этого предмета. Известный советский и российский географ В.П. Максаковский говорил, что времена, когда география в школе была Прекрасной Дамой, давно прошла и её престиж снижается.
Учителя объясняют низкую мотивацию своих учеников тем, что в курсе географии имеется много фактической информации, которую необходимо просто запоминать. Тем не менее географию изучают как младшие школьники, так и подростки. В Ирландии география включена в учебные планы начальной школы для обучающихся, имеющими общие легкие нарушения в развитии. Так, например, если у ребенка небольшой словарный запас или задержка речевого развития, то это может привести к неадекватному развитию географических навыков. Учителям предлагается давать больше практических заданий на выяснение значений слов, географических названий, развивать навыки наблюдения и анализа данных. В табл. 1 представлены некоторые способы решения потенциальных проблем обучающихся, имеющих легкие общие нарушения в развитии.
В Эскишехирском университете Османгази (Турция) в 2018 году было проведено исследование, цель которого — определить, с какими проблемами сталкиваются учителя географии и что необходимо сделать, чтобы географическое образование стало наиболее эффективным.
Таблица.
Способы решения потенциальных проблем обучающихся с легкими общими нарушениями в развитии
Нарушение |
Потенциальные проблемы при обучении географии |
Способы преодоления проблем |
Затруднения в пространственно-временной ориентации |
— Трудности с ориентированием на местности и по карте — Проблемы с чтением и интерпретации карты |
— Игры на свежем воздухе для тренировки определения направлений по местным признакам, по компасу — Ролевые игры, в которых необходимо называть направления (вперед-назад, право-лево, север-юг и др.) |
Трудности интерпретации или создания символического материала |
— Непонимание символов на картосхемах — Трудности с чтением карт и планов |
— Упражнения и тренировки в схематизации, замещении объектов, сопоставлении реальных объектов и картинок, использование графических символов. |
Недостатки зрительного восприятия |
— Трудности в распознавании символов при чтении карт |
— Нарисовать символы на карточках и учить их отдельно — Раскрашивать контурные карты, строить макеты из пластилина — Использовать рельефные карты |
Малый объем памяти |
— Трудности в освоении географических терминов и названий |
— Предоставлять картинки в качестве подсказок |
Трудности с социальной адаптацией |
— Трудности в применении изученных на географии навыков к реальной жизненной ситуации |
— Всегда начинать урок с конкретных практических задач — Предоставлять обучающимся возможность практики в географических навыках |
В опросе принимали участие 212 учителей географии из девяти различных областей Турции. Более половины опрошенных признали, что у них имеются проблемы с обучающимися. Причины указывались разные. Так, 25,7% учителей видят главную причину неуспешности обучающихся в низкой мотивации, отсутствии интереса к урокам географии. 17,4% учителей объясняют, почему им не удается организовать хороший урок и называют причину: отказ обучающихся принести из дома необходимые материалы и школьные принадлежности. 13,4% видят проблему в том, что в классе находятся учащиеся, которые остались на второй год обучения и они своим поведением мешают вести уроки. 10,9% учителей жалуются в целом на плохое поведение обучающихся в классе, и 3,9% учителей считают, что причина трудностей с обучающимися в отсутствии интереса родителей к образованию своих детей. На основе полученных результатов авторы исследования разработали ряд предложений, одним из которых стало предложение по внедрению системы повышения квалификации педагогов.
Современные эффективные методы обучения географии
В современном мире перед географической наукой ставятся новые задачи, связанные с оценкой и прогнозированием изменений в отдельных компонентах природы для выбора рациональных путей организации общества. В связи с этим должна поменять свое содержание и школьная география. Такие изменения уже намечаются. Так, в учебных планах Венгрии вместо предмета географии появился курс «Земля и наша среда». В Австрии изучается предмет «География и экономика». В Норвегии география интегрирована в единый для естественных наук предмет «Естествознание». Также совершенствуются и методы обучения.
Тем не менее, какие бы методы не использовали педагоги, все же главная роль в обучении географии принадлежит самому учителю. Это объясняется, прежде всего тем, что география чаще всего изучается в составе межпредметного курса, в который помимо географии входит биология, химия, физика, история или обществознание. Важно, чтобы учитель умел не передавать знания обучающимся, а научить, чтобы они смогли сами находить необходимую информацию и добывать знания. Таким образом, высококвалифицированный учитель, который способен организовать деятельность обучающихся в развивающей среде, являются существенным фактором, обеспечивающим учебную успешность обучающихся по географии.
В заключении хотелось бы добавить что, проблема обучения географии широко обсуждается в зарубежных публикациях, как весьма актуальная.
Результаты мировых исследований констатируют тенденцию снижения интереса обучающихся к учебному предмету география. Опытным путем выявлены следующие причины: в программе и учебниках много информации для запоминания, много сложных терминов. Тем не менее, с помощью географии можно успешно развивать умения и способности учащихся, даже тех, кто имеет слабые отклонения в развитии. Нужно, чтобы учитель обладал определенными компетенциями.