Статья:

Исследования трудностей в обучении географии у школьников

Конференция: XXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Гудошникова В.В., Ширмамедова Р.Н., Пашазаде З.Г. Исследования трудностей в обучении географии у школьников // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(24). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(24).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследования трудностей в обучении географии у школьников

Гудошникова Вероника Валерьевна
магистрант, ФГОУ ВО Казанский Федеральный университет РФ, г. Казань
Ширмамедова Раиса Николаевна
магистрант, ФГОУ ВО Казанский Федеральный университет РФ, г. Казань
Пашазаде Зумруд Габил Кызы
магистрант, ФГОУ ВО Казанский Федеральный университет РФ, г. Казань
Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор, ФГОУ ВО Казанский Федеральный университет РФ, г. Казань

 

Аннотация. Статья рассматривает вопрос о трудностях в обучении географии у школьников и проводит исследование данной области.

 

Ключевые слова: география, трудности обучения, исследования трудностей, методы обучения.

 

Вопросы  трудности в обучении  и способ их преодоления волнуют многих исследователей. При этом ученые рассматривают разные аспекты этой проблемы: социальные, психологические, педагогические. Школьная трудность в обучении обсуждается в целом в рамках одного из аспектов, а также в рамках отдельных предметов. Не является исключением и учебный предмет география.

Для того, чтобы люди XXI века, живущие в тесно взаимосвязанном мире, могли принимать уравновешенные и ответственные решения, необходимо обладать географической грамотностью. Географически грамотный человек способен заботиться о нашей планете, ценить её, гармонично сосуществовать со всеми живыми существами В 2016 году была принята международная Хартия географического образования, в которой авторы поставили ряд важных вопросов, например: Как можно улучшить знания, компетенции и навыки обучающихся в области географии? Каковы характеристики эффективности преподавания, обучающих материалов и ресурсов, призванных обеспечить повышение качества географического образования? Каким образом можно улучшить подготовку учителей географии, чтобы повысить качество преподавания и общий уровень знаний по географии в школе?

Поставленные международной Хартией вопросы побудили психологов, исследователей образования всего мира находить ответы на них. В этой статье представлен обзор некоторых исследований. Замечено, что развитию пространственного восприятия способствуют активные методы обучения. В школах Греции, в которых проводилось исследование, обучающиеся показали низкие результаты тестирования, если учитель использовал репродуктивные методы обучения даже при работе с картами.

Таким образом, все проведенные и опубликованные исследования показывают важность для развития обучающихся учебного предмета географии и необходимость включения его в учебные планы школ.

Почему география является трудной для изучения в школе?

К сожалению, в настоящее время приходится констатировать, что реальное положение учебного предмета географии, как в российской школе, так и в зарубежной, не всегда соответствует значению этого предмета. Известный советский и российский географ В.П. Максаковский говорил, что времена, когда география в школе была Прекрасной Дамой, давно прошла и её престиж снижается.

Учителя объясняют низкую мотивацию своих учеников тем, что в курсе географии имеется много фактической информации, которую необходимо просто запоминать. Тем не менее географию изучают как младшие школьники, так и подростки. В Ирландии география включена в учебные планы начальной школы для обучающихся, имеющими общие легкие нарушения в развитии. Так, например, если у ребенка небольшой словарный запас или задержка речевого развития, то это может привести к неадекватному развитию географических навыков. Учителям предлагается давать больше практических заданий на выяснение значений слов, географических названий, развивать навыки наблюдения и анализа данных. В табл. 1 представлены некоторые способы решения потенциальных проблем обучающихся, имеющих легкие общие нарушения в развитии.

В Эскишехирском университете Османгази (Турция) в 2018 году было проведено исследование, цель которого — определить, с какими проблемами сталкиваются учителя географии и что необходимо сделать, чтобы географическое образование стало наиболее эффективным.

Таблица.

Способы решения потенциальных проблем обучающихся с легкими общими нарушениями в развитии

Нарушение

Потенциальные проблемы при обучении географии

Способы преодоления проблем

Затруднения в пространственно-временной ориентации

— Трудности с ориентированием на местности и по карте

— Проблемы с чтением и интерпретации карты

— Игры на свежем воздухе для тренировки определения направлений по местным признакам, по компасу

— Ролевые игры, в которых необходимо называть направления (вперед-назад, право-лево, север-юг и др.)

Трудности интерпретации или создания символического материала

— Непонимание символов на картосхемах

— Трудности с чтением карт и планов

— Упражнения и тренировки в схематизации, замещении объектов, сопоставлении реальных объектов и картинок, использование графических символов.

Недостатки зрительного восприятия

— Трудности в распознавании символов при чтении карт

— Нарисовать символы на карточках и учить их отдельно — Раскрашивать контурные карты, строить макеты из пластилина

— Использовать рельефные карты

Малый объем памяти

— Трудности в освоении географических терминов и названий

— Предоставлять картинки в качестве подсказок

Трудности с социальной адаптацией

— Трудности в применении изученных на географии навыков к реальной жизненной ситуации

— Всегда начинать урок с конкретных практических задач — Предоставлять обучающимся возможность практики в географических навыках

 

В опросе принимали участие 212 учителей географии из девяти различных областей Турции. Более половины опрошенных признали, что у них имеются проблемы с обучающимися. Причины указывались разные. Так, 25,7% учителей видят главную причину неуспешности обучающихся в низкой мотивации, отсутствии интереса к урокам географии. 17,4% учителей объясняют, почему им не удается организовать хороший урок и называют причину: отказ обучающихся принести из дома необходимые материалы и школьные принадлежности. 13,4% видят проблему в том, что в классе находятся учащиеся, которые остались на второй год обучения и они своим поведением мешают вести уроки. 10,9% учителей жалуются в целом на плохое поведение обучающихся в классе, и 3,9% учителей считают, что причина трудностей с обучающимися в отсутствии интереса родителей к образованию своих детей. На основе полученных результатов авторы исследования разработали ряд предложений, одним из которых стало предложение по внедрению системы повышения квалификации педагогов.

Современные эффективные методы обучения географии

В современном мире перед географической наукой ставятся новые задачи, связанные с оценкой и прогнозированием изменений в отдельных компонентах природы для выбора рациональных путей организации общества. В связи с этим должна поменять свое содержание и школьная география. Такие изменения уже намечаются. Так, в учебных планах Венгрии вместо предмета географии появился курс «Земля и наша среда». В Австрии изучается предмет «География и экономика». В Норвегии география интегрирована в единый для естественных наук предмет «Естествознание». Также совершенствуются и методы обучения.

Тем не менее, какие бы методы не использовали педагоги, все же главная роль в обучении географии принадлежит самому учителю. Это объясняется, прежде всего тем, что география чаще всего изучается в составе межпредметного курса, в который помимо географии входит биология, химия, физика, история или обществознание. Важно, чтобы учитель умел не передавать знания обучающимся, а научить, чтобы они смогли сами находить необходимую информацию и добывать знания. Таким образом, высококвалифицированный учитель, который способен организовать деятельность обучающихся в развивающей среде, являются существенным фактором, обеспечивающим учебную успешность обучающихся по географии.

В заключении хотелось бы добавить что, проблема обучения географии широко обсуждается в зарубежных публикациях, как весьма актуальная.

Результаты мировых исследований констатируют тенденцию снижения интереса обучающихся к учебному предмету география. Опытным путем выявлены следующие причины: в программе и учебниках много информации для запоминания, много сложных терминов. Тем не менее, с помощью географии можно успешно развивать умения и способности учащихся, даже тех, кто имеет слабые отклонения в развитии. Нужно, чтобы учитель обладал определенными компетенциями.

 

Список литературы: 
1. Бахир М.А. Метод синектики в исследовательской деятельности учащихся при обучении географии в школе // География: проблемы науки и образования: Материалы ежегодной науч.-практ. конф. «Герценовские чтения». СПб.: Астерион, 2012. С. 364—367.
2. Горбанев В.А. Eще раз о единой географии / В.А. Горбанев // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 10 (52) Часть 4. С. 53—58. doi:10.18454/IRJ.2016.52.121
3. Кокшарова Н.М. Синектика как инструмент компетентностного подхода // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (117). С. 50—55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sinektika-kak-instrument-kompetentnostnogo-podhoda .
4. Максаковский В.П. О некоторых проблемах модернизации образования в России // География в школе. 2014. № 8. С. 7—13.