Статья:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Конференция: LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Макиенкова В.И. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(54). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/8(54).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Макиенкова Виктория Игоревна
магистрант, Челябинский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет, РФ, г. Челябинск
Зуева Флюра Акрамовна
научный руководитель, д-р пед. наук, доцент, профессор кафедры «Технологии и психолого-педагогических дисциплин», Член УМО в системе общего образования Челябинской области, Челябинский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет, РФ, г. Челябинск

 

PROJECT ACTIVITY IN TECHNOLOGY LESSONS AS A PREPARATION FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

 

Victoria Makienkova

Undergraduate, Chelyabinsk State Humanitarian Pedagogical University, Russia, Chelyabinsk

Flyura Zueva

Dr. ped. Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Technology and Psychological and Pedagogical Disciplines, Member of UMO in the system of general education of the Chelyabinsk region, Chelyabinsk State Humanitarian and Pedagogical University, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены варианты подготовки к профессиональному самоопределению обучающихся на уроках технологии в общеобразовательном учреждении, этапы работы в процессе создания творческого проекта и правила его выполнения.

Тщательно исследовано влияние проектной деятельности на увеличение эффективности познавательного интереса на уроках технологии.

Abstract. This article discusses options for preparing students for professional self-determination in technology lessons in a general education institution, the stage-by-stage work in the process of creating a creative project and the rules for its implementation. The influence of project activities on increasing the effectiveness of cognitive interest in technology lessons has been thoroughly investigated.  

 

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, технологическое образование, познавательный интерес.

Keywords: professional self-determination, technological education, professional self-determination, cognitive interest.

 

Общеобразовательная школа на современном этапе не только готовит выпускника к самостоятельной жизни, и дает возможность выбрать профессиональный путь еще в стенах школы.

Профессиональное самоопределение – это процесс активного развития личности, которая является субъектом будущей профессиональной деятельности. Это самостоятельная оценка своих возможностей, ограничений, склонностей, интересов и их сравнение с требованиями рынка.

Технологическое образование учащихся в современной средней общеобразовательной школе не может обойти профориентационную работу, поскольку подготовка молодежи к выбору профессии и успешному дальнейшему осуществлению профессиональной деятельности является одной из задач современного образования.

Содержание предмета «Технология» даёт возможность ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним.

Особая, ничем не заменимая ценность уроков технологии в профориентационной работе состоит в том, что с помощью проектной деятельности школьники не только получают определенные знания, но и в процессе создания конкретных объектов труда они приобретают специальные умения и навыки, пробуют свои силы в практической деятельности, развивают профессиональные интересы и способности. Таким образом достигается максимальный результат профессионального самоопределения.

В процессе работы над творческими проектами, учащиеся формируют «проектную визуализацию мира», то есть они умеют спрогнозировать какую-либо свою деятельность наперед [1, с. 16].

Основой технологической культуры и образования является технологическая грамотность, формирующаяся в процессе обучения. Технологическая грамотность – это наличие технологических знаний, понимание основ природы технологической деятельности, связей между обществом и производственным процессом.

Соответственно, показателем технологической грамотности учащегося, является: создание необходимой базы технологических знаний, создающих основу способности учащегося действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы, что достигается путем овладение учащимся проектной деятельностью на содержательном, алгоритмическом и процессуальном уровне.

Основы подготовки к профессиональному самоопределению любой человек получает еще в семье, затем продолжается посредством специально организованных профориентационных занятий в детском саду, школе, а далее в высших или средних профессиональных учреждениях.

Проектный метод обучения при его умелом применении – это эффективное средство для подготовки учащихся к профессиональному становлению.

В настоящий момент программа в области «Технология» для учащихся 5-8 классов включает в себя 14 модулей: человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-природа, человек-художественный образ и т.д. [2, с. 137].

В процессе изучения новых тем, у учащиеся закладывается основной фундамент представлении о различных сферах профессиональных деятельностей и создаются предпосылки для выбора жизненного пути, профессионального самоопределения.

Целью использования метода проектной деятельности на уроках технологии, как средства профессионального самоопределения является формирование у учащихся базовых представлений о мире труда, знакомство с особенностями и спецификой современных и инновационных профессий и специальностей.

Педагогические задачи образовательной области «Технология» - это:

- знакомство с огромным разнообразием профессий,

- развития творчества в трудовой деятельности,

- ознакомление с трудовыми навыками первоначальных элементов,

- выполнение творческих и проектных заданий,

- формирование творческого интереса к профессиональной деятельности.

Алгоритмом профессионального самоопределения «хочу-могу-надо» вполне соответствует алгоритму проектной деятельности учащихся на уроках технологии.

Работая над проектом, учащиеся не только оценивают свои желания, потребности, возможности и временные ресурсы, но и расширяют сферу технологических представлений о мире, совершают технологические открытия и определяют возможности применения их в профессиональной деятельности.

Всем этапам работы над проектом необходимо уделять много внимания, поскольку именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться. Например, при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложные задания, слабым – по их реальным возможностям.

Выделение собственного Я в проектной деятельности осуществляется через конкретные достижения практических, личностных и интеллектуальных процессов. Рефлексия, которая формируется при помощи проектной деятельности, способствует не только самовыражению, но и познанию собственных возможностей или потребностей учащегося.

В процессе обсуждения при защите проекта на профессиональные темы, осуществляется знакомство с основными терминами различных сфер профессиональной деятельности.

Область научных понятий учащийся изучает с помощью специально организованной работы, она так же стимулирует рост рефлексивных навыков в учебной деятельности.

В целом, выполнение учащимися проектов на уроках технологии можно рассматривать, как профессиональные пробы в стенах общеобразовательного учреждения, которые способствуют профессиональному просвещению и формированию профессиональных намерений учащихся.

В качестве доказательства теоретических исследований по проблеме использования проектной деятельности на уроках технологии для развития профессионального самоопределения учащихся, совместно с учащимися 7-х классов были подготовлены творческие проекты по темам: «Пришкольный участок», «Семейные традиции», «Я – кулинар» и др.

Для полноценной реализации проектов была разработана документация всех творческих проектов, а так же изготовлены модели:

«Пришкольный участок» и кондитерское изделие – торт. Все модели проектов наглядно демонстрировали образцы самих разработок.

Так же были представлены таблицы, схемы, чертежи, алгоритмы и техническое оснащение, которые были необходимы для изготовления изделий. Авторами и разработчиками являлись сами учащиеся, которые самостоятельно под руководством педагога разрабатывали и изготавливали техническую документацию.

Можно говорить, что проектная деятельность на уроках технологии увеличивает эффективность изучения дисциплины за счет развития добросовестного и качественного отношение к труду, мотивации к выполнению трудовой деятельности, повышения дисциплины при выполнении проекта, взаимодействия со сверстниками.

Неоспоримым является и то, что в процессе работы над проектом у учащихся развивается память, понимание причинно-следственных связей за счет выполнения, анализа и запоминания алгоритмов выполнения определенной работы.

Можно так же отметить, что проектная деятельность дает возможность формировать у учащихся инициативу в познавательной и интеллектуальной деятельности, активизировать практическое и теоретическое мышление, обучать самостоятельному принятию решения в определенный период времени.

В процессе научно-методической работы в общеобразовательном учреждении на уроках технологии с помощью проектной деятельности можно подготовить не только профессионала, но и качественного работника в определенной сфере, а так же ориентировать учащихся на подготовку к профессиональному самоопределению и самостоятельной профессиональной деятельности.

Естественно, это не весь спектр положительного воздействия проектной деятельности на развитие личности учащихся.

В настоящий момент, использование проектной деятельность на уроках технологии еще недостаточно изученная сфера, которая чаще всего абсолютно незнакома большинству профессиональных работников.

Однако, стоит подчеркнуть, что проектная деятельность – это чрезвычайно перспективный и интересный метод работы для профориентационной работы и подготовки учащихся к профессиональному самоопределению. Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

Доказательство этому – большой интерес учащихся на уроках технологии, высокая мотивация к выполнению задания как уроках, так и при выполнении самостоятельных заданий.

Результатом становится создание собственных проектов по образовательной области «Технология» и возрастающий интерес у других учащихся в процессе защиты на общешкольных слушаниях.

Освоение приемов и методов проектирования, овладение способами проектного мышления позволит учащимся выработать собственное видение своего профессионального будущего; будет способствовать их технологическому образованию и формированию технологической культуры, поможет ему по-иному взглянуть профессиональное самоопределение и более рационально использовать свои возможности, поможет им в дальнейшем правильно стоить свой карьерный и профессиональный рост,

 

Список литературы:
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 112 с.
2. Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1985.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
4. Огановская Е.Ю. Организация профориентационной работы в школе в условиях перехода на ФГОС ООО / методические рекомендации. – СПб.: СПб АППО, 2016.
5. Черткова Н.А. Сколько профессий, столько дорог – М.,