Статья:

Духовно-нравственное воспитание детей посредством якутского героического эпоса – Олонхо

Конференция: XLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Гойдь С.А. Духовно-нравственное воспитание детей посредством якутского героического эпоса – Олонхо // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/11(41).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Духовно-нравственное воспитание детей посредством якутского героического эпоса – Олонхо

Гойдь Светлана Александровна
студент ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», РФ, Якутск
Оконешникова Алина Васильевна

 

Аннотация. В статье раскрываются особенности духовно-нравственного воспитания детей посредством якутского героического эпоса -олонхо.

Ключевые слова. Духовно-нравственное воспитание, духовные ценности, народная культура, народное творчество, якутский эпос олонхо.

 

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем. То, что мы заложим в душу ребенка в детстве, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспита­нием ребенка.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Они формируют наблюдения за  особенностями времен года, изменениями погоды, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения связаны с трудом и   общественной жизнью человека.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности и чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Героический эпос способен стать основой нравственного воспитания, эталоном отношения к природе, к человеку. Олонхо способствует формированию морально-этической, духовно-нравственной, личностно-ориентированной  личности.

О приобщении детей к народной культуре писали Г.Н. Волков, М.И. Баишева, А.А.Григорьева, Д.А Данилов., Н.Д.Неустроев и др. По определению Г.Н. Волкова, этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, о педагогических воззрениях ученых, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народа [1, с. 18].

В народном эпосе воспеваются такие извечные идеалы человечества, как айыы – творение и созидание, Красота, Свобода, Любовь и Добро, которые составляют суть жизни совершенного человека и его предназначения [1, с.62]

Олонхо – уникальное творчество народа саха,  таит в себе поистине неисчерпаемые возможности для обучения и воспитания, оно воплотило в художественных образах методы и формы воспитательного воздействия, ответы на главнейшие проблемы духовно-нравственного воспитания. Приобщение детей с раннего возраста к олонхо способствует формированию в них нравственно-эстетических идеалов, развитию их творческих способностей. Оно близко и доступно и детям младшего школьного возраста, а специфика его художественных средств соответствует особенностям восприятия и психики детей этого возраста. Богатство изобразительных средств, увлекательность сюжета, разнообразие мелодий песен-монологов в сочетании с фантастическими образами – все это соответствующим образом влияет на младших школьников, накладывает положительный эмоциональный отпечаток на их душу. Мир олонхо стал основой нравственного воспитания, эталоном отношения к природе.  

Ученик, знакомясь с эпосом, получает достаточное представление о родине, природе, взаимоотношениях людей. Он постепенно приобщается к чтению, учится понимать художественные образы. Он получает элементарные навыки анализа прочитанного текста, его оценки как произведения искусства слова, поведение положительных персонажей, их отношение к окружающей действительности и людям, их борьбы за светлое будущее человечества, стремления к свободной счастливой жизни привлекает внимание детей.

Язык олонхо самобытный, достаточно  сложный, поэтому много его интерпретаций, переложений для детей. Мы использовали переложение Е.В. Слепцовой-Куорсуннаах [Якутск, 2007] Знакомство с олонхо начинается с того, сказитель  или другой взрослый знакомит с его общим содержанием, можно и фрагмента:  «Ньургун Боотур Үрүң Уоланы быыһыы көтөрө»  – Нюргун Боотур летит  спасать Юрюн Уолана.[3, c.161-162] Затем сказитель или другой взрослый, имеющий навыки сказительства, распределяет роли, затем демонстрирует, как нужно «петь» за каждого персонажа. Начинается черновая работа над ролью. Затем взятый отрывок ставится на сцене. Это всегда вызывает интерес.

В результате внедрения педагогики олонхо у учащихся:

- Повышается мотивация к изучению героического эпоса олонхо;

- Формируются ценностные ориентации, мировоззренческие установки;

- Удовлетворяется потребность учащихся в самореализации.

Воспитывается: положительное отношение к учению; умение интегрировать полученные знания, умения и навыки; через познание и сопоставление воспитывается внутренняя культура учащегося; чувство  любви к Родине; способность восприятия, понимания и уважения к иным культурным позициям и ценностям.

Во внедрении педагогики олонхо деятельностной основой являются универсальные учебные действия, которые регулируют различные аспекты освоения метапредметных умений по данной системе.

Таблица 1.

Этапы реализации проекта

1 этап

Подготовительный

С декабря 2017 по октябрь 2018 уч.года

- Изучение литературы.

- Своими руками: книжки малышки, эмоции основных героев, шитье одежды на манекенов, деревянные герои.

- Готовые: настольные игры, куклы герои Олонхо, видеокамера, полимерная глина и др.

2 этап

Основная часть

С ноября 2018  года по декабрь 2019 уч. года.

- Учим, развиваем, демонстрируем, участвуем, играем, познаем, показываем.

3 этап

Итоговый

С января 2020 года по июнь 2020 г.

-Распространение опыта.

- Участие в ысыахе  Олонхо в 2020 году

 

Ознакомление с олонхо

  • Понятие об олонхо, его значение;
  • Понятие миров: «Верхний, средний, нижний»;
  • Различать добро и зло;
  • Его обитатели и их жизни;
  • Ознакомление с олонхо «Ньургун Боотур Стремительный». При чтении объясняются значения незнакомых слов;
  • Богатыри и их описания, их жизнь и подвиг; словарная работа тоже продолжается;
  • Битва богатырей;
  • Учить слушать олонхо и различать от других жанров фольклора;
  • «Разбудить» фантазию и воображение ребенка путем составления связных текстов, домысливания фантастических сюжетов.

Мы составили план путешествия

Таблица. 2.

Путешествие по стране Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный»

Октябрь-Ноябрь

  • Знакомство с писателем П.А. Ойунским.
  • слушание «Ньургун Боотур Стремительный».
  • Праздник «Байанай» (Обрядовые ритуалы, игры)

Декабрь-январь-февраль.

  • Разучивание песни Үрүн Уолан, Ньургун Боотур. (Кылыһах).
  • Уол ого туһунан кэпсэтии.
  • Инсценировка фрагмента из Олонхо.
  • Конкурс «Үрүн Уолан» (Уол о5о – эр киһи)

Март-май-июнь

Экскурсия в музей. «Предметы быта среднего мира».

  • Разучивание песни Туйаарыма Куо (тойук).
  • Кыыс о5о туһунан кэпсэтии.
  • Инсценировка фрагмента из Олонхо
  • Конкурс «Кэскилээнэ Куо»
  • Выступление фольклорной группы «Тэбэнэт»
  • Коновязь (сэргэ), Хатын мас, салама, битии.
  • Национальный праздник «Ысыах

 

Мы сконструировали модель этношколы педагогики олонхо и школы юных олонхосутов, которое предполагает:

Формирование этнокультурной компетентности, основанной на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие учащихся в учебно-воспитательном процессе и направленных на их успешную адаптацию в полиэтнической среде.

Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе, людям, духовности и нравственности, уважения к традициям. 

Социализацию детей в социально-культурном социуме как наиболее благоприятной среды для раскрытия творческих способностей, саморазвития личности.

Развитие у детей чувства собственного достоинства, гордости за свой народ, за свою Родину.

Таким образом, система педагогики олонхо как этнокультурная региональная составляющая образования, начиная с дошкольного возраста, способствует развитию национального самосознания, формированию этнической идентичности, воспитанию межкультурной толерантности детей.

 

Cписок литературы:
1. Баишева, М.И., Григорьева А.А. Этнопедагогические воззрения народа Саха на материале олонхо. – Новосибирск: Наука, 2008. 
2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: Учебник. – М.: Академия, 2000.   
3. Дьулуруйар Ньургун Боотур. Олоңхо. П.А. Оуунускай олоңхотун кэпсээн халыыбыгар киллэрдэ Е.В. Слепцова-Куорсуннаах. Дьокуускай, 2007.  (Ньургун Боотур Стремительный. Олонхо. Переложение в прозу Е.В. Слепцовой-Куорсуннаах.Олонхо П.А. Ойунского). 
4. Филиппова Н.И. Якутский героический эпос олонхо и современный ребенок. Итоги мониторинга / Н. И. Филиппова, У. М. Флегонтова // Иитии кыhата. – 2011. – № 1.