Исследование сформированности умений обучающихся передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства в первом классе
Секция: Педагогика
XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Исследование сформированности умений обучающихся передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства в первом классе
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). ФГОС НОО направлен на овладение учащимися элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности. ФГОС направлен на развитие изобразительных умений: передавать точность изображаемого предмета, умение видеть перспективу, передавать объем в рисунке и т.д. [1]. Изобразительное искусство является одним из любимейших уроков первоклассников. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о методах и приемах формирования изобразительных умений младших школьников, их развитии и о значении изобразительных умений для общего развития ребёнка. Большие возможности в развитии изобразительных умений младших школьников имеют уроки по обучению их передаче в рисунке объема. Однако, в программе по изобразительному искусству для учащихся первого класса уделяется недостаточное внимание формированию у младших школьников умений передавать объем в рисунке. Поэтому перед учителем изобразительного искусства стоит трудная задача: в условиях ограниченного времени реализовать в работе с первоклассниками программные требования.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных проблеме формирования изобразительных умений младших школьников, проблема формирования у младших школьников изобразительных умений передавать объем в рисунке изучена недостаточно.
Исходя из анализа психолого-педагогической, методической литературы и современной образовательной практики можно сформулировать противоречие между широкими возможностями формирования у младших школьников умений передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства и недостаточной разработанностью проблемы формирования у младших школьников изобразительных умений передавать объем в рисунке.
Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: какова технология формирования умений у первоклассников передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства.
На основе теоретико-экспериментального исследования была организована опытно-экспериментальная работа.
В начале исследования был проведен констатирующий эксперимент, который заключался в выявлении уровней сформированности умений у первоклассников передавать объем в изображении у обучающихся первого класса при помощи методов, которые были составлены на основе критериев и показателей по программе Б.М. Неменского, это беседа на определение полноты представлений об объеме, тестирования на выявление степени осмысленности и понимания усвоения представлений об объеме, наблюдения, количественного и качественного анализа полученных результатов.
В результате проведенного исследования по определению уровня сформированности умений обучающихся передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства, были получены следующие данные: высокий уровень показали 5 учеников (25%), средний 13 учеников (54%), низкий 6 учеников (21%) (рис. 1.)
Рисунок 1. Уровень сформированности умений у обучающихся передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства в первом классе
На основании анализа и сопоставления результатов по всем заданиям, можно выделить, что исходный уровень сформированности умений у обучающихся передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства в первом классе представлен средними показателями. Основные причины низкого уровня заключаются в следующем:
1. На изучение передачи объема в изображении на уроках изобразительного искусства количество часов выделено недостаточно, поэтому необходимо уделять больше внимание при разработке уроков и включать основные понятия, о способах и передачи объема в изображении, систематически выполнять практические работы в течение учебного года.
2. Для дальнейшего совершенствования умений передачи объема в изображении стараться использовать возможности учебного материала с помощью разнообразных видов работ на уроках, так и во внеклассной и внеурочной деятельности.
3. Сформированное представление о передаче объема в изображении на уроке изобразительного искусства, имеют большое значение для практической деятельности учащихся, что правильно организованная работа учащихся позволяет воспитывать у них ценные трудовые качества: умение находить и исправлять ошибки, допущенные в работе, аккуратное выполнение задания, творческое и ответственное отношение к труду и т.д.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные подтвердили актуальность поставленной проблемы и были учтены при разработке проекта педагогической технологии по формированию умения передавать объем в изображении у первоклассников.
Проект педагогической технологии формирования умений, обучающихся передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства в первом классе состоит из 4 модулей: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико – результативного. (Таблица 1)
Таблица 1.
Структура педагогической технологии формирования умений, обучающихся передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства в первом классе
Модуль |
Содержание |
1 |
2 |
Целевой модуль |
Цель – формирование умений, обучающихся передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства в первом классе. Задачи: 1.Формировать изобразительные умения передавать объем в рисунке. 2.Формировать умение видеть структуру предмета. 3.Формировать умение передавать пропорций предмета в изображении. 4.Формировать умение передавать объем в рисунке с помощью светотени. |
Содержательный модуль |
I Блок – «Удивительный объем». II Блок – «Удивительный мир вокруг». |
Процессуально-деятельностный модуль |
1-й этап. I блок «Удивительный объем», происходит организация подготовительной работы по формированию умений у обучающихся передавать объем в рисунке. II блок «Удивительный мир вокруг», происходит подготовка учащихся к восприятию представлений разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. 2-й этап. I блок «Удивительный объем», исследовательская работа, задания на развитие способности по формированию умения видеть объем, структуру и пропорции предмета. II блок «Удивительный мир вокруг», исследовательская работа, задания, на развитие самостоятельной организации работы по формированию умения видеть структуру и передавать пропорции предмета, умение передавать объем в рисунке с помощью светотени 3-й этап. I блок «Удивительный объем», практическая работа направлена на освоение младшими школьниками первичных композиционных навыков, навыков изображения цветом, линией, пятном, в объеме. II блок «Удивительный мир вокруг», практическая работа направлена на самостоятельный подбор различных художественных материалов, а также техники работ (штрих, линия, пятно, точка). 4-й этап. I блок «Удивительный объем», совместный анализ и обсуждение детских работ. II блок «Удивительный мир вокруг», самоанализ и обсуждение своих рисунков и рисунков друг друга. Участники проекта: учащиеся 1-го класса. Средства: учебники, учебные пособия, раздаточный материал, акварель, карандаши, бумага формата А3, ластик, кисти, вода, палитра, салфетка. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский, методы самостоятельной работы, контроль и самоконтроль. Последовательная реализация каждого содержательного блока проекта. |
Диагностико-результативный модуль |
Результат: Сформированные изобразительные умения передавать объем в рисунке. Диагностика и контроль: Диагностические задания на определение сформированности изобразительных умений передавать объем в рисунке. |
Тема исследования бесспорна, так как основная цель обучения изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста – научить изображению предметов и явлений как средству образного отражения своих жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные отчетливые представления, знание основных законов изобразительной грамоты, а также практическое умение выразить их в изобразительной форме.