Статья:

Исследование сформированности умений обучающихся передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства в первом классе

Конференция: XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Воробьева Н.Г. Исследование сформированности умений обучающихся передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства в первом классе // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(46).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 43 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование сформированности умений обучающихся передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства в первом классе

Воробьева Наталья Григорьевна
студент, Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск
Жмакина Надежда Леонидовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск

 

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). ФГОС НОО направлен на овладение учащимися элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности. ФГОС направлен на развитие изобразительных умений: передавать точность изображаемого предмета, умение видеть перспективу, передавать объем в рисунке и т.д. [1]. Изобразительное искусство является одним из любимейших уроков первоклассников. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о методах и приемах формирования изобразительных умений младших школьников, их развитии и о значении изобразительных умений для общего развития ребёнка. Большие возможности в развитии изобразительных умений младших школьников имеют уроки по обучению их передаче в рисунке объема. Однако, в программе по изобразительному искусству для учащихся первого класса уделяется недостаточное внимание формированию у младших школьников умений передавать объем в рисунке. Поэтому перед учителем изобразительного искусства стоит трудная задача: в условиях ограниченного времени реализовать в работе с первоклассниками программные требования.

Несмотря на значительное количество исследований, посвященных проблеме формирования изобразительных умений младших школьников, проблема формирования у младших школьников изобразительных умений передавать объем в рисунке изучена недостаточно.

Исходя из анализа психолого-педагогической, методической литературы и современной образовательной практики можно сформулировать противоречие между широкими возможностями формирования у младших школьников умений передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства и недостаточной разработанностью проблемы формирования у младших школьников изобразительных умений передавать объем в рисунке.

Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: какова технология формирования умений у первоклассников передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства.

На основе теоретико-экспериментального исследования была организована опытно-экспериментальная работа.

В начале исследования был проведен констатирующий эксперимент, который заключался в выявлении уровней сформированности умений у первоклассников передавать объем в изображении у обучающихся первого класса при помощи методов, которые были составлены на основе критериев и показателей по программе Б.М. Неменского, это беседа на определение полноты представлений об объеме, тестирования на выявление степени осмысленности и понимания усвоения представлений об объеме, наблюдения, количественного и качественного анализа полученных результатов.

В результате проведенного исследования по определению уровня сформированности умений обучающихся передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства, были получены следующие данные: высокий уровень показали 5 учеников (25%), средний 13 учеников (54%), низкий 6 учеников (21%) (рис. 1.)

 

Рисунок 1. Уровень сформированности умений у обучающихся передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства в первом классе

 

На основании анализа и сопоставления результатов по всем заданиям, можно выделить, что исходный уровень сформированности умений у обучающихся передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства в первом классе представлен средними показателями. Основные причины низкого уровня заключаются в следующем:

1.  На изучение передачи объема в изображении на уроках изобразительного искусства количество часов выделено недостаточно, поэтому необходимо уделять больше внимание при разработке уроков и включать основные понятия, о способах и передачи объема в изображении, систематически выполнять практические работы в течение учебного года.

2.  Для дальнейшего совершенствования умений передачи объема в изображении стараться использовать возможности учебного материала с помощью разнообразных видов работ на уроках, так и во внеклассной и внеурочной деятельности.

3.  Сформированное представление о передаче объема в изображении на уроке изобразительного искусства, имеют большое значение для практической деятельности учащихся, что правильно организованная работа учащихся позволяет воспитывать у них ценные трудовые качества: умение находить и исправлять ошибки, допущенные в работе, аккуратное выполнение задания, творческое и ответственное отношение к труду и т.д.

Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные подтвердили актуальность поставленной проблемы и были учтены при разработке проекта педагогической технологии по формированию умения передавать объем в изображении у первоклассников.

Проект педагогической технологии формирования умений, обучающихся передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства в первом классе состоит из 4 модулей: целевого, содержательного, процессуально-деятельностного и диагностико – результативного. (Таблица 1)

Таблица 1.

Структура педагогической технологии формирования умений, обучающихся передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства в первом классе

Модуль

Содержание

1

2

 Целевой модуль

Цель – формирование умений, обучающихся передавать объем в изображении на уроках изобразительного искусства в первом классе.

Задачи:

1.Формировать изобразительные умения передавать объем в рисунке.

2.Формировать умение видеть структуру предмета.

3.Формировать умение передавать пропорций предмета в изображении.

4.Формировать умение передавать объем в рисунке с помощью светотени.

Содержательный модуль

I Блок – «Удивительный объем».

II Блок – «Удивительный мир вокруг».

Процессуально-деятельностный модуль

1-й этап.

I блок «Удивительный объем», происходит организация подготовительной работы по формированию умений у обучающихся передавать объем в рисунке.

II блок «Удивительный мир вокруг», происходит подготовка учащихся к восприятию представлений разных видов художественной деятельности в повседневной жизни.

2-й этап.

I блок «Удивительный объем», исследовательская работа, задания на развитие способности по формированию умения видеть объем, структуру и пропорции предмета.

 II блок «Удивительный мир вокруг», исследовательская работа, задания, на развитие самостоятельной организации работы по формированию умения видеть структуру и передавать пропорции предмета, умение передавать объем в рисунке с помощью светотени

3-й этап.

I блок «Удивительный объем», практическая работа направлена на освоение младшими школьниками первичных композиционных навыков, навыков изображения цветом, линией, пятном, в объеме.

II блок «Удивительный мир вокруг», практическая работа направлена на самостоятельный подбор различных художественных материалов, а также техники работ (штрих, линия, пятно, точка).

4-й этап.

I блок «Удивительный объем», совместный анализ и обсуждение детских работ.

II блок «Удивительный мир вокруг», самоанализ и обсуждение своих рисунков и рисунков друг друга.

Участники проекта: учащиеся 1-го класса.

Средства: учебники, учебные пособия, раздаточный материал, акварель, карандаши, бумага формата А3, ластик, кисти, вода, палитра, салфетка.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский, методы самостоятельной работы, контроль и самоконтроль.

Последовательная реализация каждого содержательного блока проекта.

Диагностико-результативный модуль

Результат: Сформированные изобразительные умения передавать объем в рисунке.

Диагностика и контроль: Диагностические задания на определение сформированности изобразительных умений передавать объем в рисунке.

 

Тема исследования бесспорна, так как основная цель обучения изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста – научить изображению предметов и явлений как средству образного отражения своих жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные отчетливые представления, знание основных законов изобразительной грамоты, а также практическое умение выразить их в изобразительной форме.

 

Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. 
2. Григорьева, К.У. Обучение передавать объем рисунка / К.У. Григорьева // Современное образование. – 2010. – №4. – С. 102–111.
3. Григорьева, К.У. Обучение передавать объем рисунка / К.У. Григорьева // Современное образование. – 2010. – №4. – С. 102–111
4. Тыщенко, О.А. Особенности обучения графике младших школьников / О.А. Тыщенко // Педагогика. – 2011. – №2. – С. 45–48.
5. Орлова, О.Ф. Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства / О.Ф. Орлова // Изобразительное искусство в школе. – 2014. –№ 4. – С. 49–58.