ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Конференция: CCLXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCLXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время развитие общества характеризуется изменениями социально-экономических условий, которые повлекли за собой модернизацию системы образования, что, в свою очередь, обусловило дальнейшее развитие инновационных процессов в системе обучения и воспитания. Общество ставит перед образованием задачу подготовки специалистов инновационного типа, обладающих нестандартным творческим мышлением и продуктивной деятельностью, готовых применять информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе и управлении образованием, активно участвующих в процессе информатизации образования и обладающих высоким уровнем информационной культуры, которая включает знания об информационной среде, законы ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. В этом контексте возрастает актуальность разработки новых подходов к процессу формирования информационной культуры будущих воспитателей ДОО. Сложившаяся ситуация заставляет по-новому взглянуть на ресурсы образовательной системы, которые пока еще используются недостаточно: не создаются условия для эффективного формирования информационной культуры педагогов, медленно внедряются инновационные технологии обучения.
Результаты теоретического анализа проблемы формирования информационной культуры будущих воспитателей в образовательной организации высшего образования выявили усиленное внимание ученых к данной проблеме [1; 2; 3]. Возникает вопрос, как качественно сформировать информационную культуру будущих воспитателей дошкольного образования в процессе профессиональной подготовки.
С целью выявления уровней сформированности информационной культуры педагогов дошкольного образования, выделены критерии и показатели:
– мотивационный критерий с показателями: осознание значимости формирования информационной культуры педагога; устойчивая направленность на использование ИКТ в профессиональной деятельности;
– когнитивный критерий с показателями: владение основными методиками дошкольной педагогики аспектах и применении в учебно-воспитательной деятельности; целостная практико-ориентированная совокупность информационных знаний и умений;
– деятельностный критерий с показателями: умение отбирать и использовать современные ИКТ в педагогическлй деятельности; умение поиска нужной информации и ее использование;
– рефлексивный критерий с показателями: самооценка умения использовать ИКТ в учебно-воспитательной процессе; способность демонстрировать знания в области основных методик дошкольной педагогики.
На высоком уровне будущие воспитатели должны иметь мотивацию к формированию информационной культуры, быть готовыми к преодолению трудностей в образовательном процессе, считать свой уровень информационной культуры недостаточным для профессионала; знать о возможных способах формирования информационной культуры, использовать их для улучшения качества подготовки к НОД, владеть навыками работы с ИКТ-технологиями, но недостаточно активно применять свои знания в практической деятельности. Будущие воспитатели, находящиеся на высоком уровне, способны адекватно оценивать собственный уровень сформированности информационной культуры, но не всегда готовы создавать собственные ИКТ-материалы для собственной профессиональной деятельности с целью совершенствования практических навыков работы с информационными ресурсами.
Определены критерии (мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный) и показатели (осознание значимости формирования информационной культуры педагога; устойчивая направленность на использование ИКТ в профессиональной деятельности; наличие систематизированных знаний об особенностях основных методик дошкольного образования; целостная практико-ориентированная совокупность информационных знаний и умений; умение отбирать и использовать современные ИКТ в педагогической деятельности; умение поиска нужной информации и ее использование; самооценка умения использования ИКТ в педагогической деятельности; оценивать собственный уровень сформированности информационной культуры с целью выявления уровней (высокий, средний, низкий) сформированности информационной культуры педагогов дошкольного образования.