Статья:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Конференция: CCLXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Загороднюк О.В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 37(269). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/37(269).pdf (дата обращения: 02.02.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Загороднюк Ольга Васильевна
магистрант, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Аббасова Левиза Иловиевна
научный руководитель, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

В настоящее время развитие общества характеризуется изменениями социально-экономических условий, которые повлекли за собой модернизацию системы образования, что, в свою очередь, обусловило дальнейшее развитие инновационных процессов в системе обучения и воспитания. Общество ставит перед образованием задачу подготовки специалистов инновационного типа, обладающих нестандартным творческим мышлением и продуктивной деятельностью, готовых применять информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе и управлении образованием, активно участвующих в процессе информатизации образования и обладающих высоким уровнем информационной культуры, которая включает знания об информационной среде, законы ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. В этом контексте возрастает актуальность разработки новых подходов к процессу формирования информационной культуры будущих воспитателей ДОО. Сложившаяся ситуация заставляет по-новому взглянуть на ресурсы образовательной системы, которые пока еще используются недостаточно: не создаются условия для эффективного формирования информационной культуры педагогов, медленно внедряются инновационные технологии обучения.

Результаты теоретического анализа проблемы формирования информационной культуры будущих воспитателей в образовательной организации высшего образования выявили усиленное внимание ученых к данной проблеме [1; 2; 3]. Возникает вопрос, как качественно сформировать информационную культуру будущих воспитателей дошкольного образования в процессе профессиональной подготовки.

С целью выявления уровней сформированности информационной культуры педагогов дошкольного образования, выделены критерии и показатели:

– мотивационный критерий с показателями: осознание значимости формирования информационной культуры педагога; устойчивая направленность на использование ИКТ в профессиональной деятельности;

– когнитивный критерий с показателями: владение основными методиками дошкольной педагогики аспектах и применении в учебно-воспитательной деятельности; целостная практико-ориентированная совокупность информационных знаний и умений;

– деятельностный критерий с показателями: умение отбирать и использовать современные ИКТ в педагогическлй деятельности; умение поиска нужной информации и ее использование;

– рефлексивный критерий с показателями: самооценка умения использовать ИКТ в учебно-воспитательной процессе; способность демонстрировать знания в области основных методик дошкольной педагогики.

На высоком уровне будущие воспитатели должны иметь мотивацию к формированию информационной культуры, быть готовыми к преодолению трудностей в образовательном процессе, считать свой уровень информационной культуры недостаточным для профессионала; знать о возможных способах формирования информационной культуры, использовать их для улучшения качества подготовки к НОД, владеть навыками работы с ИКТ-технологиями, но недостаточно активно применять свои знания в практической деятельности. Будущие воспитатели, находящиеся на высоком уровне, способны адекватно оценивать собственный уровень сформированности информационной культуры, но не всегда готовы создавать собственные ИКТ-материалы для собственной профессиональной деятельности с целью совершенствования практических навыков работы с информационными ресурсами.

Определены критерии (мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный) и показатели (осознание значимости формирования информационной культуры педагога; устойчивая направленность на использование ИКТ в профессиональной деятельности;  наличие систематизированных знаний об особенностях основных методик дошкольного образования; целостная практико-ориентированная совокупность информационных знаний и умений; умение отбирать и использовать современные ИКТ в педагогической деятельности; умение поиска нужной информации и ее использование; самооценка умения использования ИКТ в педагогической деятельности; оценивать собственный уровень сформированности информационной культуры с целью выявления уровней (высокий, средний, низкий) сформированности информационной культуры  педагогов дошкольного образования.

 

Список литературы:
1. Босикова К. Н. Информационные и коммуникационные технологи как фактор повышения учебной активности студентов / К. Н. Босикова // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 4. – С. 76–78.
2. Веряев А. А. Проблема формирования информационной культуры личности / А. А. Веряев // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. – Томск, 2022. – Вып. 1. – С. 32–41.
3. Вохрышева М. Г. Формирование науки об информационной культуре / М. Г. Вохрышева // Проблемы информационной культуры : сб. ст. – М. : Магнитогорск, 2018. – Вып. 6, Методология и организация информационно-культурологических исследований. – С. 57–62.