Статья:

Использование воспитательного потенциала семьи в работе педагогов дошкольной образовательной организации

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Комарова И.А. Использование воспитательного потенциала семьи в работе педагогов дошкольной образовательной организации // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(44).pdf (дата обращения: 16.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование воспитательного потенциала семьи в работе педагогов дошкольной образовательной организации

Комарова Ирина Алексеевна
студент психолого-педагогического факультета филиала СГПИ в г. Буденновске, РФ, г. Буденновск
Мигачева Марина Васильевна
научный руководитель, канд. социол. наук, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования филиала СГПИ в г. Буденновске, РФ, г. Буденновск

 

Вопросы воспитания подрастающего поколения остаются в числе наиболее важных для современной России. Поэтому педагогическое сообщество нацелено на постоянный поиск и актуализацию факторов, которые положительно влияют на воспитательный процесс образовательной организации.

Воспитательный процесс и социализация детей не локализованы только в одном социальном институте. Совпадение интересов должно прослеживаться в целеполагании и реализации воспитательных функций семьи и образования.

На уровне дошкольной образовательной организации важно организовать взаимодействие педагогов, руководства и семей дошкольников для использования возможностей воспитательного потенциала семьи.

В условиях семьи начинается социализация личности ребенка, его становление в социально-психологическом, психоэмоциональном и физиологическом плане. Вместе с тем, серьезные трансформации затронули потенциальные возможности семьи в силу изменения ряда функций и ролевых установок членов семьи, в частности родителей. В целом негативная тенденция снижения воспитательного потенциала семьи может быть определена как тенденция отстранения родителей от ответственности за своего ребенка. Поэтому для повышения воспитательного потенциала семьи родителям необходима социально-педагогическая помощь. И так как первым внесемейным институтом социализации ребенка является детский сад, то помощниками могут быть квалифицированные педагоги и специалисты дошкольного образовательного учреждения.

Над вопросами интеграции усилий детской дошкольной организации и семьи, наращивания воспитательного потенциала семьи работали такие ученые как Л.В. Горина, Н.Ф. Виноградова, О.Л. Зверева, Т.А. Макарова, Н.Г. Волков и других [1; 4; 5; 6]. По мнению авторов, дошкольная организация только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, она представляет собой открытую систему, а родители являются не объектом воспитания, а субъектами взаимодействия с ДОО. Отношения доверия и сотрудничества, установленные между образовательной организацией и родительским сообществом, свойственны методическим подходам, реализуемым в педагогике сотрудничества [2; 3].

Активно проводится линия педагогики сотрудничества в работах О.Л. Зверевой, которая делает заключение о том, что задачи воспитания могут быть успешно решены, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Сегодня в нашей стране существует ряд нормативных документов (ФЗ «Об образовании в РФ», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» и другие), которые предполагают определенный формат сотрудничества педагогов ДОО с родителями.

Родители должны принимать активное участие в педагогическом процессе дошкольной организации, создавая тем самым условия для успешного развития ребенка. На уровне федеральных документов декларируется необходимость всестороннего внимания к такому важному периоду в становлении личности как детский дошкольный возраст.

В связи с этим актуализируется вопрос использования воспитательного потенциала родителей дошкольников для решения педагогических задач и обеспечения продуктивной обратной связи с семьей в целях повышения педагогической компетентности.

В рамках опытно-экспериментальной работы, которая проходила на базе МКДОУ д/с №11 «Тополек» Буденновского района, Ставропольского края была проверена рабочая гипотеза исследования, которая заключалась в следующем: использование воспитательного потенциала семьи педагогами дошкольной организации будет эффективнее, если, с одной стороны, будут в комплексе использованы традиционные и инновационные формы взаимодействия; а также, если в работе дошкольной организации будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию детей.

Таким образом, в результате взаимодействия родителей и дошкольной организации будет сформировано партнерство, основанное на совместном усилении таких функций как воспитательная, контролирующая, информационная и другие. Общие подходы к воспитанию детей и координация усилий семьи и педагогов ДОО в целом помогут своевременно находить верные педагогические решения в каждом случае.

С целью доказательства рабочей гипотезы была организована опытно-экспериментальная работа с 20 детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.

Изучение фактических данных о работе образовательной организации позволило определить, какие традиционные формы взаимодействия с родителями и с какой интенсивностью используются в ДОО. Ими оказались родительские собрания, беседы, индивидуальные консультации с педагогами в группе. Для того, чтобы определить области совершенствования в использовании воспитательного потенциала семьи в работе педагогов дошкольной образовательной организации был проведен комплекс диагностических исследований по методикам: анкета «Педагоги-родители в воспитательной среде детского сада» В.Г. Петровой; анкета «Формы педагогического просвещения родителей»; наблюдение «Коммуникативные навыки» Е.Ф. Рыбалко.

В рамках формирующего эксперимента использованы ряд инновационных форм работы с родителями, таких как: «День добрых дел» – помощь родителей в организации развивающей среды группы; семейный театр «В гостях у сказки всей семьей» – постановка совместно родителей и детей; конкурс семейных талантов – оформление по итогам стенда в группе; семейные спортивные встречи; круглый стол «Давайте поговорим» с участием логопеда.

По результатам опроса родителей педагогические проблемы в воспитании детей интересовали только 30% родителей. После проведения мероприятий с родителями в ходе формирующего этапа эксперимента, их доля увеличилась до 90%.

Положительное изменение наблюдается также в увеличении интереса родителей к педагогической литературе – подборки статей по актуальным вопросам воспитания дошкольников прочитали все 100% родителей экспериментальной группы. Получили индивидуальные консультации по результатам диагностики коммуникативных навыков детей все 100% родителей. Повысился также интерес и желание принять участие в мероприятиях дошкольной организации.

Таким образом, сочетание традиционных и инновационных форм взаимодействия образовательной организации с родителями дает возможность полнее использовать воспитательный потенциал семьи в работе педагогов ДОО.

 

Список литературы:
1. Горина Л.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как условие успешного развития ребенка / Л.В. Горина // Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тольятти: Гуманитарный институт, ТГУ, 2012. – С. 52–54.
2. Зверева О.Л. Родительские собрания в детском саду / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 248 с
3. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников. Монография / О.Л. Зверева. – М., НИИ школьных технологий, 2011. – 425 с.
4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.: Юрайт, 2014. – 241 с.
5. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой. – М.: «Когито-Центр», 2013. – 230 с.
6. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей / Н.А. Рождественская // Вестник Московского университета. – 2012. – №2. – С. 48–53.