Статья:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОНЛАЙН - СЕРВИСОВ, ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Конференция: CLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Варламова К.С. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОНЛАЙН - СЕРВИСОВ, ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(156). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(156).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОНЛАЙН - СЕРВИСОВ, ИХ ИНТЕГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Варламова Ксения Сергеевна
студент, Астраханский государственный университет, РФ, г. Астрахань

 

Аннотация. Существует множество различных интерактивных платформ и онлайн-сервисов, которые будут полезны учителю в проведении занятий. На основе таких сервисов можно создавать интересные задания для школьников. Использование современных информационных сервисов позволит оптимизировать процесс обучения, сделать его более эффективным и мотивированным, и в некоторых случаях сэкономить время учителю при подготовке к урокам информатики. В статье рассмотрены наиболее значимые онлайн-сервисы для работы учителя.

 

Ключевые слова: образование, онлайн-сервисы, интерактивные платформы, школа, веб-сервисы, информатика.

 

Информационное пространство, окружающее нас, каждый день неуклонно растет, многократно умножаясь в размерах за счёт накопленных всеми предыдущими поколениями знаний, а также за счет появления новых. Информации слишком много, поэтому сейчас как никогда актуальна и важна проблема хранения, обработки и передачи информации. Среда информационных технологий постоянно обновляется, появляются новые ресурсы для решения этой проблемы.

Онлайн-сервисы в последние годы становятся важным и незаменимым инструментом для эффективной реализации хранения, обработки и передачи информации. Ежедневно появляются новые сервисы, направленные на решение различных коммуникационных задач. Освоить любой сервис можно как самостоятельно, используя большое количество обучающей информации в сети Интернет, так и прибегнув к помощи специалиста и пройдя обучение на дистанционных курсах под руководством наставника. Однако для того, чтобы сервисы стали полноценным инструментом образовательного процесса, необходимо научиться их эффективно использовать: на уроке, в элективных курсах, в научно-исследовательской деятельности.

Создание педагогических сценариев и других учебно-методических материалов, учитывающих возможности конкретных сервисов, которые направлены на формирование ИКТ-компетентности учащихся, а также текущих образовательных задач, позволяет говорить о целесообразном использовании интернет-инструментов в контексте интерактивного обучения. Интерактивное обучение – это уникальная форма организации познавательной деятельности, одна из целей которой состоит в создании комфортных условий обучения и как следствие повышения качества образовательного процесса [1].

Онлайн - сервис (интернет-сервис, веб-сервис) — это перечень услуг, предоставляемых пользователям через глобальную сеть Интернет. Такие сервисы не только позволяют пользователям общаться друг с другом, но и предоставляют неограниченный доступ к информации.  Это своего рода программа, выполняющая определенные действия по запросам пользователей через интернет, без необходимости загрузки и установки на локальный компьютер. Она физически размещается на сервере (веб-сайте) в сети, пользователь отправляет в неё данные и загружает результаты, а вся обработка информации проводится серверным процессором.

Сервисы играют роль помощников в решении различных вопросов. С их помощью можно удовлетворить как базовые потребности, например, купить продукты и одежду, так и вторичные - пообщаться с другом в социальных сетях, оплатить коммунальные платежи, начать изучать новые языки и даже освоить новую профессию.

В зависимости от функций все существующие онлайн-сервисы можно классифицировать на:

  • почтовые (Gmail, Mail.ru,Yahoo и т.д.);
  • информационные (информационно-поисковые системы, специальные платформы, новостные порталы, форумы, блоги, каталоги товаров и интернет-магазины);
  • облачные (Google Disk, хранилище Mail.ru, Yandex.Disk, OneDrive);
  • файловые (DepositFiles, RusFolder, Letibit);
  • социальные (Skype, Facebook*, ВКонтакте, Одноклассники, Твиттер и др.).

При разработке собственных курсов учителю понадобятся следующие образовательные платформы:

  1. Stepik.org – это идеальная образовательная платформа с множеством функций для создания и размещения образовательных материалов. Основная цель этой платформы — сделать образование открытым и удобным.
  2. Udemy - глобальный маркетплейс онлайн-курсов на 50 языках и для различных направлений: разработка, бизнес, it, маркетинг, дизайн, личностный рост, здоровье, музыка.
  3. Moodle - это известная платформа, ее с удовольствием используют в университетах и школах по всему миру. К достоинствам платформы можно отнести: большое количество учебных элементов, поддержка дифференцированного обучения и разнообразных педагогических сценариев, визуализированное отслеживание выполнения учебного материала.

«Облачные вычисления» (облачные сервисы) являются относительно новым направлением развития информационных технологий, ориентированным на пользователей. Термин «облачные вычисления» впервые был использован в 1996 году для описания вычислительной модели, сущность которой заключается в том, что они позволяют создавать и хранить приложения для пользователей (в нашем случае – для учителей и учеников). С помощью облачных технологий все данные, учебный материал располагаются в сети Интернет и доступны для учителей и учеников, обеспечивая индивидуальность и мобильность в применении ресурсов для преподавания и обучения, способствуя сотрудничеству, коммуникации и совместному использованию ресурсов, а также реализации индивидуального обучения. Среди самых известных и наиболее популярных сервисов можно выделить следующие: встроенный в Windows-системы последних поколений OneDrive (бывший SkyDrive); Dropbox; Google Диск; облако Mail.Ru; Yandex Диск и другие [2].

Не всю информацию можно представить в виде простого текстового описания, списка или рисунка. В этом случае на помощь приходят сервисы для создания инфографики и различных блок-схем. Создать интеллект-карты, инфографику, блок-схемы помогут как простые текстовые, так и графические редакторы. Но в ряде случаев гораздо удобнее воспользоваться онлайн-сервисами: Draw.io, Wireflow, Microsoft Visio, Lucidchart, Cacoo, Google Docs, Gliffy, SmartDraw, Canva, Mindmeister.

С развитием информационных сервисов глобальной сети Интернет появилась необходимость в создании единой онлайн-платформы для школы, с помощью которой учителя могли бы уделять меньше времени заполнению бумажного журнала, вести учет посещаемости уроков, выкладывать домашние задания, расписание уроков, выставлять оценки за подготовленность ученика к уроку, актуальные новости и объявления, а родители в свою очередь могли бы в любой момент узнать об успеваемости своих детей.

Это стало возможным с появлением электронных журналов – специализированных многофункциональных платформ. Среди них огромную популярность набрали следующие онлайн-сервисы: Дневник.ру, Эл.Жур, КлассИнфо, ЭЖ 5+, «Барс. Электронная школа» и др.

Компьютерное тестирование в сравнении с традиционным бланочным имеет ряд преимуществ: экономия временных ресурсов (педагога и обучающихся); возможность охвата компьютерным тестированием большого количества обучающихся; экономия трудовых ресурсов (педагога и обучающихся); экономия материальных ресурсов; автоматическая обработка результатов тестирования; оперативность предоставления результатов тестирования обучающимся; возможность накопления и сохранения электронной базы данных (в том числе и банка тестовых заданий); релевантность (низкий уровень влияния личности педагога на обучающихся); возможность учащимся работать индивидуально, в своем темпе [3]. Инструментов для создания педагогами компьютерных тестов в настоящее время достаточно много: Мастер-Тест; Конструктор тестов; Google Forms; Letz’s test; Online Test Pad; Simpoll; TestWizard и др.

Приведенные сервисы позволяют сделать уроки эффективными, привлекательными и запоминающимися для обучающихся, а, следовательно, повышают интерес к обучению. Дети могут работать совместно, выполняя проект. Учителю онлайн-сервисы позволяют творчески подойти к обучению. Использование веб-сервисов в учебном процессе – это средства, позволяющие оптимизировать учебный процесс, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.

*(социальная сеть, запрещенная на территории РФ, как продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред.)

 

Cписок литературы:
1. Будникова И. К. Интеграция электронного образовательного ресурса нового поколения в современное образование. И. К. Будникова, Е. В. Приймак.  Вестник технологического университета. 2017. Т.20, №8
2. Итинсон К.С. Облачные технологии в образовании: концепция и реальность // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 90-92. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/oblachnye-tehnologii-v-obrazovanii-kontseptsiya-i-realnost/viewer, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.
3. Дронова Е.Н. Интернет-сервис Online Test Pad как инструмент педагога для создания компьютерных тестов. Образование. Карьера. Общество. № 1 (64) 2020. 3 с.  Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-servis-online-test-pad-kak-instrument-pedagoga-dlya-sozdaniya-kompyuternyh-testov, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.