Статья:

Формирование мотивации к занятиям гандболу у детей 9-10 лет

Конференция: CXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Батаршова А.Р., Пикалова К.С. Формирование мотивации к занятиям гандболу у детей 9-10 лет // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(115). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(115).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование мотивации к занятиям гандболу у детей 9-10 лет

Батаршова Алина Рушановна
студент, Российский Государственный Университет Физической Культуры Спорта Молодежи и Туризма «ГЦОЛИФК», РФ, г. Москва
Пикалова Кристина Сергеевна
студент, Российский Государственный Университет Физической Культуры Спорта Молодежи и Туризма «ГЦОЛИФК», РФ, г. Москва
Обивалина Мария Сергеевна
научный руководитель, старший преподаватель, Российский Государственный Университет Физической Культуры Спорта Молодежи и Туризма «ГЦОЛИФК», РФ, г. Москва
Чигарев Николай Николаевич
научный руководитель, старший преподаватель, Российский Государственный Университет Физической Культуры Спорта Молодежи и Туризма «ГЦОЛИФК», РФ, г. Москва

 

Игра выполняет важную роль в развитии ребенка и вносит особый вклад в характер двигательной активности у юных гандболистов, а также значительный вклад в развитии произвольной регуляции действий и поступков. Не всегда бывает, что игровая деятельность идет на пользу ребенку. Как отмечается в тренерской деятельности, гаджеты, компьютеры, телевизоры и интернет оказывают большое влияние на детей, настолько сильно, что они привыкают к этим вещам.

Эффективность игры в гандбол является в первую очередь знания о техники игровых действий, также опытом и игровым мышлением, достаточно хорошим уровнем физического развития и физической подготовленности, и самым важным аспект желание играть в гандбол. Часто бывает, что у детей на ранних этапах желание играть разбивается или вовсе пропадает. Но зная значительную роль в определении интереса детей к занятиям спортом в целом, и гандболом в частности, нами проведено анкетирование родителей на предмет выявления причин низкого интереса к гандболу и причин, влияющих на данный процесс (табл. 1). Всего было опрошено 30 родителей.

Таблица 1.

Причины и факторы снижения интереса к гандболу по данным анкетирования родителей

Показатели

Х*

Ранг

Достаточно плохой уровень отбора на начальном этапе

8

5

 Ориентация тренеров на ростовые ориентиры и игровые амплуа, что  не всегда оправдывается в последующей игровой деятельности

10

4

В занятиях нет новизны, идет «натаскивание» на результат

7

6

Основная цель: освоить технические элементы и воплотить их в соревновательную деятельность и недостаточная игровая практика в тренировочном процессе

7

6

Нехватка финансирования со стороны образовательной организации, и траты родителей на участие их детей в

соревнованиях

15

1

Основой является результат команды, а не индивидуальные качества или способности юных гандболистов

11

3

Стереотип, что дети станут высокими и родители боятся, что их ребенок станет слишком высокий, поэтому неохотно отдают девочек для занятий гандболом

14

2

Примечание: * – среднее количество ответов по данному показателю

 

Полагаем, что эффективность формирования интереса к занятиям гандбола  определяется не только интересами родителей, но и характером взаимодействия «тренер-ребенок», главной задачей стоит выработка потребностей к систематическим занятиям. Зная только, что подвигает ребенка и его побуждениями, можно разработать методы эффективного управления поведением.

Основная структурная мотивационная характеристика у детей на первом году занятий является универсальной, так как все равно и без разницы каким видом спортом заниматься. И зачастую тренер сталкивается с тем, что мотивы сменяют друг друга, которые приводит к большому отсеву занимающихся. В большинстве случаев причиной этого служит, что детям «расхотелось» или «перестало нравиться».

На этом этапе подготовки отсев можно предотвратить, но необходимо понимать основные влияющие факторы в данном процессе. В гандболе важными и основными мотивами будут служить общение со сверстниками и общие друг с другом, которое будет положительно влиять на внутренний командный дух и микроклимат в коллективе; а также проведения праздников и мероприятий, которые будут расширять тренировочный процесс не только в зале, но и за ее пределами.

Как показали данные литературных источников, для создания устойчивой мотивации к занятиям гандболом необходимо не только знать каким образом возникает тот или иной мотив, но и каким способом мотивы могут быть приведены в действие. Известно, что спортсмены, занимаясь одним и тем же видом спорта, выполняя одинаковые по сложности и интенсивности физические нагрузки, руководствуются разным набором мотивов, что необходимо учитывать при работе тренера. Отмечается, что на начальном этапе тренировки к основным особенностям мотивации спортсменов является недостаточная осознанность потребностям к занятиям гандболом, неоднозначны мотивы их неопределенность. Поэтому мы  провели анкетирование среди детей, чтобы выявить их основные мотивы, которые привели к занятиям спортом и гандболом

(табл. 2).

Таблица 2.

Самооценка отношения к физическим упражнениям юных гандболистов  в %

Содержание вопросов

Да

Не совсем так

Нет

Я испытываю удовольствие, когда выполняю упражнения на координацию

67,1

20,3

12,5

70,3

23,4

6,2

Я легко осваиваю любые движения

59,3

29,6

10,9

 

67,3

25

7,8

Я могу легко бежать без остановки, не уставая

15,6

42,1

42,1

26,5

50

23,4

Я могу пройти без остановки 5 км

32,8

48,4

18,7

39

45,3

15,6

Я легко выполню тестовое упражнение на выносливость

32,8

48,4

18,7

39

45,3

15,6

Я более сильный, чем те дети, которые не занимаются спортом

15,6

68,7

15,6

59,3

32,8

7,8

Я легко поднимаю тяжелые предметы

35,9

37,5

26,5

46,8

34,3

18,7

Я легко выполню тестовые силовые упражнения

28,1

48,4

23,4

39

59,3

1,5

Мне нравится, что у меня такие физические данные

60,9

17,1

21,8

84,3

10,9

4,6

Мне нравится гандбол из-за того, что я могу играть

79

16

5

80,1

15,2

4,7

 

Формирование интереса к двигательной активности в целом положительно влияет на интерес  к занятиям гандболом. Мощная эмоциональная окрашенность занятий способствует развитию врожденных психологических и морфологических возможностей детей, приобретенными в процессе жизни и на предлагаемых тренировках.

Результаты анкетирования говорят о том, что мотивация у детей в первую очередь определяется желанием заниматься спортом в целом, независимо от вида спорта.  

Выводы.

1. На основе анализа теоретических источников установлено, что гандбол, является популярным видом спорта, которым в детстве увлекаются очень большое количество детей. Однако после одного-двух лет занятий происходит значительный отсев из-за снижения мотивации к занятиям.

2.Установлено, что повышение мотивации определяется преимущественно наличием игровой деятельности, предоставление возможности проявить свои лучшие качества в физической подготовке, во взаимоотношениях игроков в команде, и в целом в соревновательной деятельности.

 

Список литературы:
1. Батаршев, А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев. – М.: Владос, 2004. – 248 с. 
2. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1995. – №4. – С. 2-7. 
3. Бочавер, К. А. Психологические проблемы развития выразительности движений и повышения качества двигательного контроля / К. А. Бочавер, В. А. Нижельской // Спортивный психолог. 2018.– № 3 (50). С. 50–55. 
4. Галкина, И.О., Ревегук А.О., Наполова Г. В. План схема годичного цикла подготовки освоения учебного материала по технической, тактической, специально-физической, теоритической подготовке путем внедрения подвижных игр в тренировочный процесс спортивно-оздоровительной группы первого года обучения. 
5. Ивченко, Е.В. Мотивы занятий спортом в юношеском возрасте // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: материалы VII Междунар. науч. конгр. М., 2013. С.240–241. 
6. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин.– СПб.: Питер, 2002. – 512 с.