Формирование мотивации к занятиям гандболу у детей 9-10 лет
Конференция: CXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Формирование мотивации к занятиям гандболу у детей 9-10 лет
Игра выполняет важную роль в развитии ребенка и вносит особый вклад в характер двигательной активности у юных гандболистов, а также значительный вклад в развитии произвольной регуляции действий и поступков. Не всегда бывает, что игровая деятельность идет на пользу ребенку. Как отмечается в тренерской деятельности, гаджеты, компьютеры, телевизоры и интернет оказывают большое влияние на детей, настолько сильно, что они привыкают к этим вещам.
Эффективность игры в гандбол является в первую очередь знания о техники игровых действий, также опытом и игровым мышлением, достаточно хорошим уровнем физического развития и физической подготовленности, и самым важным аспект желание играть в гандбол. Часто бывает, что у детей на ранних этапах желание играть разбивается или вовсе пропадает. Но зная значительную роль в определении интереса детей к занятиям спортом в целом, и гандболом в частности, нами проведено анкетирование родителей на предмет выявления причин низкого интереса к гандболу и причин, влияющих на данный процесс (табл. 1). Всего было опрошено 30 родителей.
Таблица 1.
Причины и факторы снижения интереса к гандболу по данным анкетирования родителей
Показатели |
Х* |
Ранг |
Достаточно плохой уровень отбора на начальном этапе |
8 |
5 |
Ориентация тренеров на ростовые ориентиры и игровые амплуа, что не всегда оправдывается в последующей игровой деятельности |
10 |
4 |
В занятиях нет новизны, идет «натаскивание» на результат |
7 |
6 |
Основная цель: освоить технические элементы и воплотить их в соревновательную деятельность и недостаточная игровая практика в тренировочном процессе |
7 |
6 |
Нехватка финансирования со стороны образовательной организации, и траты родителей на участие их детей в соревнованиях |
15 |
1 |
Основой является результат команды, а не индивидуальные качества или способности юных гандболистов |
11 |
3 |
Стереотип, что дети станут высокими и родители боятся, что их ребенок станет слишком высокий, поэтому неохотно отдают девочек для занятий гандболом |
14 |
2 |
Примечание: * – среднее количество ответов по данному показателю
Полагаем, что эффективность формирования интереса к занятиям гандбола определяется не только интересами родителей, но и характером взаимодействия «тренер-ребенок», главной задачей стоит выработка потребностей к систематическим занятиям. Зная только, что подвигает ребенка и его побуждениями, можно разработать методы эффективного управления поведением.
Основная структурная мотивационная характеристика у детей на первом году занятий является универсальной, так как все равно и без разницы каким видом спортом заниматься. И зачастую тренер сталкивается с тем, что мотивы сменяют друг друга, которые приводит к большому отсеву занимающихся. В большинстве случаев причиной этого служит, что детям «расхотелось» или «перестало нравиться».
На этом этапе подготовки отсев можно предотвратить, но необходимо понимать основные влияющие факторы в данном процессе. В гандболе важными и основными мотивами будут служить общение со сверстниками и общие друг с другом, которое будет положительно влиять на внутренний командный дух и микроклимат в коллективе; а также проведения праздников и мероприятий, которые будут расширять тренировочный процесс не только в зале, но и за ее пределами.
Как показали данные литературных источников, для создания устойчивой мотивации к занятиям гандболом необходимо не только знать каким образом возникает тот или иной мотив, но и каким способом мотивы могут быть приведены в действие. Известно, что спортсмены, занимаясь одним и тем же видом спорта, выполняя одинаковые по сложности и интенсивности физические нагрузки, руководствуются разным набором мотивов, что необходимо учитывать при работе тренера. Отмечается, что на начальном этапе тренировки к основным особенностям мотивации спортсменов является недостаточная осознанность потребностям к занятиям гандболом, неоднозначны мотивы их неопределенность. Поэтому мы провели анкетирование среди детей, чтобы выявить их основные мотивы, которые привели к занятиям спортом и гандболом
(табл. 2).
Таблица 2.
Самооценка отношения к физическим упражнениям юных гандболистов в %
Содержание вопросов |
Да |
Не совсем так |
Нет |
Я испытываю удовольствие, когда выполняю упражнения на координацию |
67,1 |
20,3 |
12,5 |
70,3 |
23,4 |
6,2 |
|
Я легко осваиваю любые движения |
59,3 |
29,6 |
10,9 |
|
67,3 |
25 |
7,8 |
Я могу легко бежать без остановки, не уставая |
15,6 |
42,1 |
42,1 |
26,5 |
50 |
23,4 |
|
Я могу пройти без остановки 5 км |
32,8 |
48,4 |
18,7 |
39 |
45,3 |
15,6 |
|
Я легко выполню тестовое упражнение на выносливость |
32,8 |
48,4 |
18,7 |
39 |
45,3 |
15,6 |
|
Я более сильный, чем те дети, которые не занимаются спортом |
15,6 |
68,7 |
15,6 |
59,3 |
32,8 |
7,8 |
|
Я легко поднимаю тяжелые предметы |
35,9 |
37,5 |
26,5 |
46,8 |
34,3 |
18,7 |
|
Я легко выполню тестовые силовые упражнения |
28,1 |
48,4 |
23,4 |
39 |
59,3 |
1,5 |
|
Мне нравится, что у меня такие физические данные |
60,9 |
17,1 |
21,8 |
84,3 |
10,9 |
4,6 |
|
Мне нравится гандбол из-за того, что я могу играть |
79 |
16 |
5 |
80,1 |
15,2 |
4,7 |
Формирование интереса к двигательной активности в целом положительно влияет на интерес к занятиям гандболом. Мощная эмоциональная окрашенность занятий способствует развитию врожденных психологических и морфологических возможностей детей, приобретенными в процессе жизни и на предлагаемых тренировках.
Результаты анкетирования говорят о том, что мотивация у детей в первую очередь определяется желанием заниматься спортом в целом, независимо от вида спорта.
Выводы.
1. На основе анализа теоретических источников установлено, что гандбол, является популярным видом спорта, которым в детстве увлекаются очень большое количество детей. Однако после одного-двух лет занятий происходит значительный отсев из-за снижения мотивации к занятиям.
2.Установлено, что повышение мотивации определяется преимущественно наличием игровой деятельности, предоставление возможности проявить свои лучшие качества в физической подготовке, во взаимоотношениях игроков в команде, и в целом в соревновательной деятельности.