Статья:

АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Самулина А.Д. АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(71). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(71).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 9 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Самулина Анна Дмитриевна
студент, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск
Цепкова Анна Васильевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доц., Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

Современное общество сталкивается с рядом экологических проблем, которые требуют активного участия всех членов общества. Одним из способов привлечения внимания к этим проблемам является образование. В частности, изучение тем экологической направленности на уроках английского языка может стать эффективным инструментом для формирования экологической культуры и мотивации обучающихся к активной деятельности в этой области. Цель работы заключается в определении уровня мотивации обучающихся 10 классов к изучению тем экологической направленности. Экология играет важную роль в глобальном мире, поскольку она связана с сохранением и поддержанием здоровья нашей планеты. В программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) подчеркивается жизненная необходимость обеспечения устойчивого использования природных ресурсов для благополучия нынешнего и будущих поколений [3]. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования в качестве одного из требований к результатам освоения указывается становление личностных характеристик, в том числе «осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни» [4, с. 5]. В связи с этим целью экологического образования является формирование у обучающихся экологической культуры, определяемой как «сложное интегративное образование, в центре которого находятся экологическое мировоззрение, практическая деятельность и поведение, способствующие устойчивому, взаимосвязанному развитию человека, общества и природы» [2, с. 117]. Важной составляющей экологической культуры является экологическая сознательность, которая понимается как способность человека осознавать все многообразие его связей с природой, обусловливая его поведение и выражая ценностные установки индивида (носителя сознательности) по отношению к миру природы [5, с. 380].  Одним из способов формирования экологической сознательности является изучение и обсуждение тем экологической направленности в рамках различных школьных предметов, включая английский язык. В 10 классе данные темы включены в базовые учебно-методические комплексы по английскому языку в виде отдельных модулей или их компонентов. Например, УМК «Английский в фокусе 10» [1] включает:

1) разделы Going Green в рамках каждого модуля, в которых предлагается ознакомиться с проблемами окружающей среды. Авторы подчеркивают важность сохранения различных видов животных и биомов, а также освещаются устойчивые экологические практики;

2) отдельный модуль 4 Earth Alert!, в котором более детально рассматриваются экологические проблемы. Обучающие знакомятся с лексикой по теме и читают тематические тексты c целью повышения уровня осведомленности об экологической ситуации в мире.

Несмотря на разносторонность экологической тематики и разнообразие видов деятельности, предлагаемых в УМК «Английский в фокусе 10», во время прохождения методической педагогической практики (ноябрь – декабрь 2023 года, г. Новосибирск) мы столкнулись с отсутствием интереса к данной теме со стороны обучающихся 10 класса. С целью анализа выявленной проблемы был составлен пилотный опрос, задачами которого являлись: определение уровня экологической сознательности у обучающихся 10 класса; выявление причин незаинтересованности в изучении экологических тем; определение сфер интересов обучающихся в отношении определенных экологических проблем.

Опрос проводился анонимно на платформе Google Forms (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.)

в период с 15.12.2023 до 18.12.2023. В опросе приняли участие 14 обучающихся 10 класса. Опрос включал следующие вопросы:

  1. Как Вы оцениваете свой уровень экологической сознательности? Варианты ответа: 1) высокий; 2) средний; 3) низкий.
  2. Как Вы считаете, важна ли экологическая сознательность в современном мире? Варианты ответа: 1) да, важна; 2) нет, не важна.
  3. Хотелось бы Вам, чтобы окружающие вас люди были экологически сознательными? Варианты ответа: 1) да; 2) нет; 3) безразлично.
  4. Интересна ли Вам тема экологии? Варианты ответа: 1) да, интересна; 2) нет, не интересна.
  5. Если нет, почему Вам неинтересна эта тема? (вопрос открытого типа).
  6. Какую информацию вам было бы интересно узнать (? вопрос с возможностью выбора нескольких вариантов ответа):
  1. сведения о состоянии окружающей среды;
  2. актуальные экологические проблемы;
  3. способы решения глобальных экологических проблем;
  4. последствия экологических проблем;
  5. сведения о каждодневных действиях, способствующих сохранению окружающей среды.

Результаты опроса показали, что 57,4% обучающихся оценивают свой уровень экологической сознательности как средний. Тем не менее, большинство (78%) респондентов считают экологическую сознательность важным свойством. 42% респондентам безразлично, будут ли окружающие их люди экологически сознательными, остальные 58% считают важным иметь экологически сознательное окружение. 35% информантов не проявили заинтересованности в экологических темах, объяснив это следующими причинами: недостатком знаний по теме, отсутствием значимости экологических тем в их жизни и наличием более важных общественных проблем по сравнению с экологическими. Самыми любопытными экологическими темами для респондентов являются: последствия экологических проблем (92%), актуальные экологические проблемы (64%), а также сведения о каждодневных действиях, способствующих сохранению окружающей среды (42%). В результате выявленных противоречий между отсутствием мотивации и энтузиазма к обсуждению экологических проблем на уроках и ответами обучающихся в анонимном опросе было принято решение продолжить исследование, скорректировав вопросы и расширив количество респондентов для того, чтобы выяснить, являются ли результаты случайными или отражают тенденцию среди обучающихся данного возраста. Вторая версия опроса включала следующие вопросы:

  1. Что значит быть экологически сознательным (вопрос открытого типа)?
  2. Считаете ли вы себя экологически сознательным человеком? Варианты ответа: 1) да; 2) нет; 3) не в полной мере.
  3. Хотелось бы Вам, чтобы окружающие вас люди были экологически сознательными? Варианты ответа: 1) да; 2) нет; 3) мне всё равно.
  4. Затрагивается ли экологическая тематика на уроках английского языка в школе? Варианты ответа: 1) да; 2) нет; 3) другое.
  5. Интересна ли Вам тема экологии (сведения о состоянии окружающей среды, актуальные экологические проблемы, разнообразные последствия экологических проблем, способы решения экологических проблем, сведения о каждодневных действиях по сохранению окружающей среды)? Варианты ответа: 1) да, интересна; 2) нет, не интересна.
  6. Если нет, почему Вам неинтересна эта тема (вопрос открытого типа)?
  7. Какую информацию вам было бы интересно узнать? (вопрос с возможностью выбора нескольких вариантов ответа, варианты ответа те же, что и в пилотном опросе, но нами был добавлен пункт «Другое» для того, чтобы предоставить респондентам возможность выразить свое мнение);

8. Принимали ли вы участие в экологической деятельности (волонтерство, исследовательские работы и т.д.)? Варианты ответа: 1) да; 2) нет.

В опросе приняли участие 20 обучающихся 10 классов из 3 школ г. Новосибирска. Результаты исследования показали, что 50% респондентов считают себя экологически сознательными не в полной мере, 33,3% информантов оценивают себя экологически сознательными, а остальные 16, 7% опрашиваемых отмечают отсутствие у себя экологической сознательности. На вопрос «Что значит быть экологически сознательным?» большинство обучающихся отвечали довольно узконаправленно: они упоминали правильную сортировку, утилизацию мусора и осознание важности проблем экологии. Тем не менее, некоторые респонденты отмечали помощь в решении экологических проблем и их предотвращение. 65% информантов отмечали, что им бы хотелось, чтобы люди вокруг них были экологически сознательными. Всего лишь 10% процентов опрашиваемых отметили незаинтересованность в экологических темах. Среди причин незаинтересованности информанты выразили недоверие к экологическим программами сомнение в целевом расходовании средств (получение прибыли от экологических акций/специализированных товаров, а не помощь природе). Из списка экологических тем самыми любопытными для информантов оказались: актуальные экологические проблемы (55%), способы решения глобальных экологических проблем (70%) и сведения о состоянии окружающей среды (50%). В экологической деятельности было задействовано 50% опрошенных.

Суммируя результаты обоих опросов, нами сделаны следующие выводы:

1. 10 человек (29,4 %) считают себя экологически сознательными; 18 человек (52,9%) оценивают уровень своей экологической сознательности как средний; 6 человек (17,7%) не считают себя экологически сознательными;

2. 19 респондентов (55, 8%) ценят экологически сознательное окружение, 13 респондентам (38, 2%) это безразлично, 2 респондента (6%) ответили, что не хотят, чтобы окружающие их люди были экологически сознательными;

3. Экологическая тематика интересует 26 информантов (76,4%).

4. Диаграмма ниже (рисунок 1) демонстрирует интерес респондентов к разным темам экологической направленности:

 

Рисунок 1. Интерес респондентов к темам экологической направленности

 

Таким образом, данные, полученные в ходе опросов, позволяют скорректировать работу педагога (в частности, учителя английского языка) при планировании и проведении уроков экологической направленности в 10 классе. Актуальным остается поиск эффективных способов повышения экологической сознательности обучающихся на уровне среднего общего образования, когда подростки способны не только осознавать последствия воздействия человека на окружающую среду, но и предлагать способы уменьшения пагубного влияния человечества на природу и активно участвовать в экологической деятельности.

 

Список литературы:
1. Афанасьева О. В., Дули Д., Михеева И.В. Английский в фокусе 10. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. – 248 с.
2. Пирсаидова Г. А. Педагогические условия моделирования школьного экологического образования: дисс. … канд. пед. наук. – Астана, 2007. – 118 с.
3. Программа ООН по окружающей среде. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.unep.org/ru (Дата обращения 28.01.2024).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Одобрен решением от 17 мая 2012 г. № 413). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/cc49b8b607ab29a7ea856f3a8cfd17d9.pdf (Дата обращения 27.01.2024).
5. Panov V.I. Ecological Thinking, Consciousness, Responsibility // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – №86. – 2013. – P. 379 – 383.