АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Современное общество сталкивается с рядом экологических проблем, которые требуют активного участия всех членов общества. Одним из способов привлечения внимания к этим проблемам является образование. В частности, изучение тем экологической направленности на уроках английского языка может стать эффективным инструментом для формирования экологической культуры и мотивации обучающихся к активной деятельности в этой области. Цель работы заключается в определении уровня мотивации обучающихся 10 классов к изучению тем экологической направленности. Экология играет важную роль в глобальном мире, поскольку она связана с сохранением и поддержанием здоровья нашей планеты. В программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) подчеркивается жизненная необходимость обеспечения устойчивого использования природных ресурсов для благополучия нынешнего и будущих поколений [3]. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования в качестве одного из требований к результатам освоения указывается становление личностных характеристик, в том числе «осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни» [4, с. 5]. В связи с этим целью экологического образования является формирование у обучающихся экологической культуры, определяемой как «сложное интегративное образование, в центре которого находятся экологическое мировоззрение, практическая деятельность и поведение, способствующие устойчивому, взаимосвязанному развитию человека, общества и природы» [2, с. 117]. Важной составляющей экологической культуры является экологическая сознательность, которая понимается как способность человека осознавать все многообразие его связей с природой, обусловливая его поведение и выражая ценностные установки индивида (носителя сознательности) по отношению к миру природы [5, с. 380]. Одним из способов формирования экологической сознательности является изучение и обсуждение тем экологической направленности в рамках различных школьных предметов, включая английский язык. В 10 классе данные темы включены в базовые учебно-методические комплексы по английскому языку в виде отдельных модулей или их компонентов. Например, УМК «Английский в фокусе 10» [1] включает:
1) разделы Going Green в рамках каждого модуля, в которых предлагается ознакомиться с проблемами окружающей среды. Авторы подчеркивают важность сохранения различных видов животных и биомов, а также освещаются устойчивые экологические практики;
2) отдельный модуль 4 Earth Alert!, в котором более детально рассматриваются экологические проблемы. Обучающие знакомятся с лексикой по теме и читают тематические тексты c целью повышения уровня осведомленности об экологической ситуации в мире.
Несмотря на разносторонность экологической тематики и разнообразие видов деятельности, предлагаемых в УМК «Английский в фокусе 10», во время прохождения методической педагогической практики (ноябрь – декабрь 2023 года, г. Новосибирск) мы столкнулись с отсутствием интереса к данной теме со стороны обучающихся 10 класса. С целью анализа выявленной проблемы был составлен пилотный опрос, задачами которого являлись: определение уровня экологической сознательности у обучающихся 10 класса; выявление причин незаинтересованности в изучении экологических тем; определение сфер интересов обучающихся в отношении определенных экологических проблем.
Опрос проводился анонимно на платформе Google Forms (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.)
в период с 15.12.2023 до 18.12.2023. В опросе приняли участие 14 обучающихся 10 класса. Опрос включал следующие вопросы:
- Как Вы оцениваете свой уровень экологической сознательности? Варианты ответа: 1) высокий; 2) средний; 3) низкий.
- Как Вы считаете, важна ли экологическая сознательность в современном мире? Варианты ответа: 1) да, важна; 2) нет, не важна.
- Хотелось бы Вам, чтобы окружающие вас люди были экологически сознательными? Варианты ответа: 1) да; 2) нет; 3) безразлично.
- Интересна ли Вам тема экологии? Варианты ответа: 1) да, интересна; 2) нет, не интересна.
- Если нет, почему Вам неинтересна эта тема? (вопрос открытого типа).
- Какую информацию вам было бы интересно узнать (? вопрос с возможностью выбора нескольких вариантов ответа):
- сведения о состоянии окружающей среды;
- актуальные экологические проблемы;
- способы решения глобальных экологических проблем;
- последствия экологических проблем;
- сведения о каждодневных действиях, способствующих сохранению окружающей среды.
Результаты опроса показали, что 57,4% обучающихся оценивают свой уровень экологической сознательности как средний. Тем не менее, большинство (78%) респондентов считают экологическую сознательность важным свойством. 42% респондентам безразлично, будут ли окружающие их люди экологически сознательными, остальные 58% считают важным иметь экологически сознательное окружение. 35% информантов не проявили заинтересованности в экологических темах, объяснив это следующими причинами: недостатком знаний по теме, отсутствием значимости экологических тем в их жизни и наличием более важных общественных проблем по сравнению с экологическими. Самыми любопытными экологическими темами для респондентов являются: последствия экологических проблем (92%), актуальные экологические проблемы (64%), а также сведения о каждодневных действиях, способствующих сохранению окружающей среды (42%). В результате выявленных противоречий между отсутствием мотивации и энтузиазма к обсуждению экологических проблем на уроках и ответами обучающихся в анонимном опросе было принято решение продолжить исследование, скорректировав вопросы и расширив количество респондентов для того, чтобы выяснить, являются ли результаты случайными или отражают тенденцию среди обучающихся данного возраста. Вторая версия опроса включала следующие вопросы:
- Что значит быть экологически сознательным (вопрос открытого типа)?
- Считаете ли вы себя экологически сознательным человеком? Варианты ответа: 1) да; 2) нет; 3) не в полной мере.
- Хотелось бы Вам, чтобы окружающие вас люди были экологически сознательными? Варианты ответа: 1) да; 2) нет; 3) мне всё равно.
- Затрагивается ли экологическая тематика на уроках английского языка в школе? Варианты ответа: 1) да; 2) нет; 3) другое.
- Интересна ли Вам тема экологии (сведения о состоянии окружающей среды, актуальные экологические проблемы, разнообразные последствия экологических проблем, способы решения экологических проблем, сведения о каждодневных действиях по сохранению окружающей среды)? Варианты ответа: 1) да, интересна; 2) нет, не интересна.
- Если нет, почему Вам неинтересна эта тема (вопрос открытого типа)?
- Какую информацию вам было бы интересно узнать? (вопрос с возможностью выбора нескольких вариантов ответа, варианты ответа те же, что и в пилотном опросе, но нами был добавлен пункт «Другое» для того, чтобы предоставить респондентам возможность выразить свое мнение);
8. Принимали ли вы участие в экологической деятельности (волонтерство, исследовательские работы и т.д.)? Варианты ответа: 1) да; 2) нет.
В опросе приняли участие 20 обучающихся 10 классов из 3 школ г. Новосибирска. Результаты исследования показали, что 50% респондентов считают себя экологически сознательными не в полной мере, 33,3% информантов оценивают себя экологически сознательными, а остальные 16, 7% опрашиваемых отмечают отсутствие у себя экологической сознательности. На вопрос «Что значит быть экологически сознательным?» большинство обучающихся отвечали довольно узконаправленно: они упоминали правильную сортировку, утилизацию мусора и осознание важности проблем экологии. Тем не менее, некоторые респонденты отмечали помощь в решении экологических проблем и их предотвращение. 65% информантов отмечали, что им бы хотелось, чтобы люди вокруг них были экологически сознательными. Всего лишь 10% процентов опрашиваемых отметили незаинтересованность в экологических темах. Среди причин незаинтересованности информанты выразили недоверие к экологическим программами сомнение в целевом расходовании средств (получение прибыли от экологических акций/специализированных товаров, а не помощь природе). Из списка экологических тем самыми любопытными для информантов оказались: актуальные экологические проблемы (55%), способы решения глобальных экологических проблем (70%) и сведения о состоянии окружающей среды (50%). В экологической деятельности было задействовано 50% опрошенных.
Суммируя результаты обоих опросов, нами сделаны следующие выводы:
1. 10 человек (29,4 %) считают себя экологически сознательными; 18 человек (52,9%) оценивают уровень своей экологической сознательности как средний; 6 человек (17,7%) не считают себя экологически сознательными;
2. 19 респондентов (55, 8%) ценят экологически сознательное окружение, 13 респондентам (38, 2%) это безразлично, 2 респондента (6%) ответили, что не хотят, чтобы окружающие их люди были экологически сознательными;
3. Экологическая тематика интересует 26 информантов (76,4%).
4. Диаграмма ниже (рисунок 1) демонстрирует интерес респондентов к разным темам экологической направленности:
Рисунок 1. Интерес респондентов к темам экологической направленности
Таким образом, данные, полученные в ходе опросов, позволяют скорректировать работу педагога (в частности, учителя английского языка) при планировании и проведении уроков экологической направленности в 10 классе. Актуальным остается поиск эффективных способов повышения экологической сознательности обучающихся на уровне среднего общего образования, когда подростки способны не только осознавать последствия воздействия человека на окружающую среду, но и предлагать способы уменьшения пагубного влияния человечества на природу и активно участвовать в экологической деятельности.