Статья:

Изучение проблем безопасной жизнедеятельности на интегрированных уроках английского языка

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Толмачева С.С. Изучение проблем безопасной жизнедеятельности на интегрированных уроках английского языка // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(4).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение проблем безопасной жизнедеятельности на интегрированных уроках английского языка

Толмачева Светлана Сергеевна
студент Иркутского Государственного Университета Россия, г. Иркутск
Погодаева Маргарита Викторовна

 

Переход обучения российских школьников на ФГОС внес многие новшества в структуру современного урока, в связи с чем изучение роли интегрированных уроков представляется актуальным. В условиях информационной насыщенности и многоплановости системы человеческих знаний, новых требований, предъявляемых государством к обучению подрастающего поколения, в нашей стране одной из важнейших задач становится активизация познавательных возможностей учащихся. Необходимо формировать у детей реальное и многоплановое научное мировоззрение. Поэтому настал момент, благоприятный для объединения всех компонентов учебного воздействия в современном уроке.

Одним из нововведений ФГОС в области современной методики являются интегрированные уроки. Важно отметить, что элементы данной технологии применялись достаточно давно: их обосновывали такие известные педагоги как Я.А. Коменский, Д. Локк, А. Дистервег, К.Д. Ушинский. В советской системе обучения данный метод назывался комплексным; в настоящее время технология интегрированных уроков активно внедряется в школьные программы и связывает разные учебные предметы (с помощью межпредметных связей).

Межпредметные связи представляют собой «взаимную согласованность учебных программ, обусловленную системой наук и дидактическими целями» [6, c. 65]. Педагоги И. Д. Зверев и В. Н. Максимова считают, что межпредметные связи ¾ это дидактическое понятие, имеющее структуру, состоящую из нескольких элементов: а) знания из какой-либо одной предметной области; б) знания из другой предметной области; в) связи знаний из обеих предметных областей в процессе обучения. Составляя характеристику данного определения, можно сделать вывод, что межпредметная связь не возникает сама по себе, а является осознанным соотношеним между элементами структуры различных учебных предметов [3, c. 8].

Многие педагоги и ученые обоснованно утверждает, что установка и использование межпредметных связей способствуют созданию особой, эффективной системы мышления у всех субъектов образовательного процесса. Данный процесс положительно влияет на формирование динамичности мышления, активизирует творческое познание и помогает школьнику освоить ценностные ориентации, необходимые в дальнейшем [2, c.157].

В современном учебном процессе наиболее часто используются различные средства реализации межпредметных связей: тексты, наглядные пособия, вопросы, познавательные задачи и проблемные ситуации, факультативные занятия и олимпиады, различные семинары и конференции, интегрированные учебные дни. При этом наиболее эффективным и доступным средством реализации межпредметных связей является интегрированный урок.

Таким образом можно сделать вывод о том, что средства повышения эффективности обучения включают в себя реализацию межпредметных связей, а межпредметные связи наиболее эффективно воплощаются через применение технологии интегрированного обучения.

Интеграция (от лат. integratio – восстановление, восполнение) является стороной процесса развития, связанной с объединением в единое целое ранее разнородных частей и элементов. В ходе процессов интеграции в системе увеличивается объём и интенсивность взаимосвязей и взаимодействии между элементами [4, c. 70]. Хотя наиболее часто данное понятие используется другими науками, в частности, математикой, экономикой, биологией, последнее свойство в виде нарастания объема и интенсивности взаимосвязи и взаимодействия между элементами системы наиболее ценно для использования в педагогическом процессе.

Традиционно, понятие «интеграция», используемое в педагогике, может иметь два значения:

а) создание у учащихся целостного представления об окружающем мире (когда интеграция рассматривается как цель обучения);

б) определение общего фундамента взаимопроникновения знаний (в том случае, когда интеграция является средством обучения) [4, c. 71].

Исходя из определения интеграции, интегрированным может быть назван любой урок, объединяющий научную базу различных отраслей знания, так как при проведении данного урока используются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук и иных учебных предметов.

В качестве критериев эффективного использования интегрированных уроков в современном учебном процессе М. Некрасова, Т. П. Рогушина предлагают выделить следующие:

а) активизация познавательной и творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;

б) вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;

в) формирование и развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельные решения;

г) формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;

д) осознанное усвоение научных понятий и формирование системного мышления [8, c. 3; 9, с. 59].

Проведение интегрированного урока ¾ это ответственный процесс, его выполнение требует соблюдения следующих условий: во-первых, педагог должен очень внимательно выбирать объекты изучения на уроке, а также тщательно анализировать содержание урока.

Во-вторых, к подготовке урока можно и нужно привлекать учащихся, которые, начиная со стадии подготовки к уроку будут вовлечены в развивающую среду, смогут осуществлять поиск информации, высказывать свои пожелания.

В-третьих, на интегрированном уроке важно использовать сочетание индивидуальных и групповых форм работы. Это позволит развивать самостоятельность, умение высказывать свое мнение, выслушивать товарищей, согласовывать свои действия в процессе работы, ориентироваться на общий результат.

В-четвертых, как и на любом другом уроке, необходимо учитывать возрастные психологические особенности обучающихся, а также ориентировать школьников на здоровый образ жизни.

Чтобы организовать и провести интегрированный урок, необходимо знать основные типы и формы данных уроков, в том числе:

1) урок формирования новых знаний, с помощью которого решают комплекс задач через сочетание разнообразных методов, средств и технологий. Формами проявления такого урока являются: проблемный урок, урок-исследование, урок-экскурсия, путешествие, мультимедиа-урок [5, c. 24].

2) урок открытия нового знания, решающий образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Образовательная цель урока состоит в том, чтобы познакомить школьников с новыми понятиями, дать представления о тех или иных явлениях, выработать умения, научить владению определенными приемами.

Воспитательная цель заключается в том, чтобы показать роль определенных объектов и процессов, вовлечь учащихся в активную практическую деятельность и способствовать воспитанию у них природоохранного, экологического сознания. Кроме этого, воспитательная цель урока состоит в совершенствовании навыков общения.

Развивающие задачи, которые решаются с помощью интегрированных уроков, состоят в том, чтобы научить школьников работать с дополнительной литературой и другими источниками информации (в том числе электронными ресурсами, в которых дети видят зачастую только развлекательную направленность). Также школьники учатся готовить доклады, выступать перед различной аудиторией (своим классом, другими школьниками, участниками межрайонных конференций). Важно то, что ребята развивают умения анализировать, обобщать и делать выводы: это им пригождается в дальнейшей учебе. На уроке открытия нового знания используются следующие формы обучения: урок-сочинение, урок-путешествие, урок – деловая или ролевая игра, урок-практикум [5, c. 25].

3) урок обобщения направлен на более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации. Чаще всего в этой форме проводятся итоговые уроки, на которых используются такие формы работы как беседы, краткие сообщения учащихся, лабораторные работы, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, дискуссии, книги, посвященные разбираемому вопросу.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» считается самым интегрируемым в школьной программе. Практически все разделы данного курса логически взаимосвязаны не только между собой, но и с другими общеобразовательными предметами, как с естественнонаучными, так и с гуманитарными. ОБЖ с ними плотно взаимодействует, опирается на их знания, а иногда даже опережает их. Интегративность содержания курса ОБЖ базируется «на идеях сохранения и повышения качества жизни и здоровья человека, сохранения среды обитания и природных ресурсов, формирования у школьников активной жизненной позиции в вопросах обеспечения личной безопасности, безопасности общества и окружающей среды» [10, c. 277].

Межпредметные связи курса ОБЖ работают не только в урочной форме обучения. Наиболее полно они раскрываются в самостоятельной работе учащихся и во внеурочной деятельности. Практика показывает, что особенно ярко межпредметные связи проявляются при проведении массовых мероприятий комплексной направленности, в том числе спортивно-оздоровительных, познавательно-развивающих, а также на тему экологически безопасного и здоровьесберегающего образа жизни.

В практике обучения ОБЖ учителя могут использовать разнообразные приемы и методы работы, рассмотренные ранее и направленные на реализацию межпредметных связей: наглядные пособия, вопросы и задания, проблемные ситуации. Учеников необходимо побуждать вспоминать пройденный материал в его связи с изучаемой темой, с практическим назначением в повседневной жизни, а также подготавливать к восприятию информации на других предметах.

Таким образом, предметная область «Основ безопасности жизнедеятельности» способствует созданию целостной научной картины мира, что является важной задачей достижения планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС. Кроме этого, именно курс ОБЖ способен помочь сформировать представление о практическом применении полученных знаний, их необходимости, при этом формируя сознательную личность безопасного типа поведения.

Основное сходство предмета ОБЖ и предмета «английский язык» заключается в практической направленности уроков. Данная особенность выражается в том, что на уроке английского языка преподаватель формирует у учащихся навыки и умения использовать иностранный язык как средство коммуникации, то есть знания сообщаются, чтобы эффективно сформировать навыки общения. Одновременно представляется возможным формировать навыки безопасного поведения и знания о сохранении и повышении качества жизни и здоровья человека, сохранения среды обитания и природных ресурсов, обеспечении личной безопасности, безопасности общества и окружающей среды.

Например, на интегрированном уроке ОБЖ и английского языка педагог планирует научить школьников рассказывать о том, куда они поедут на летние каникулы, где будут отдыхать и о том, какие опасности могут подстерегать их на реке, в лесу и как их можно избежать. Целью данного урока будет служить развитие монологической речи. В качестве задач могут быть определены: а) активизация лексики по темам «Путешествие» и «Летний отдых»; б) тренировка навыков чтения текста; в) закрепление навыка поиска слов в словаре; г) обучение школьников монологическому высказыванию типа повествование с опорой на текст [1, c. 208].

В процессе обучения могут быть организованы интегрированные уроки английского языка и ОБЖ, включающие в себя разнообразные формы и методы, например, проблемное обучение, поисковую деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи. Например, эффективной и продуктивной формой обучения представляется урок-спектакль на английском языке на темы безопасности, например, «Вредные привычки», «Отдых на реке»  (интеграция ОБЖ, английского языка и театрализованной деятельности).

Другой интересной формой организации интегрированных уроков по английскому языку и ОБЖ может выступать урок-интервью. Данный вид урока представляет собой своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке учащиеся овладевают определенным количеством клише и пользуются ими далее. Сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать подтемы, например, «Профессия – спасатель», «Безопасное будущее», «Пожарная безопасность», «Первая помощь при бытовых травмах» и т. д. Во всех этих случаях учащиеся имеют дело с обменом значимой информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки, т.к. учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует школьников к более глубокому изучению иностранного языка, а также расширяет кругозор [7, c. 48].

Выводы. Цель интегрированных уроков английского языка заключается в активизации внимания учащихся, в разнообразии познавательной и учебной деятельности. Они поддерживают мотивацию, интерес, активность и желание учиться, творческое мышление и инициативу. При этом одним из обязательных и основных требований к проведению интегрированных уроков является повышение самостоятельности учащихся. Это связано с тем, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. В отношении ОБЖ данный круг является наиболее широким, поскольку изначально в школьной программе по английскому языку, опасные природные явления, ситуации оказания помощи и прочие компоненты, входящие в основы безопасности жизнедеятельности либо не изучаются вовсе, либо проходят через разные темы в очень ограниченном объеме. Расширение программного содержания в комплексе изучения английского языка и ОБЖ позволит устранить данный недостаток, привлечь внимание школьников к новым явлениям и событиям, изучить дополнительную терминологию и поддерживать активную деятельность на уроках.

 

Список литературы:
1. Ворожцова, И. Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку [Текст] / И. Б. Ворожцова. — Ижевск: Удмуртский университет. 2000. — С. 207-210.
2. Дугашев, В. В. Межпредметные связи как ключевая компетенция: в сб.: Психодидактика высшего и среднего образования [Текст] / В. В. Дугашев // Материалы десятой юбилейной международной научно-практической конференции. — Барнаул: ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия», 2014. — С. 154-162.
3. Зверев, И. Д. Межпредметные связи в современной школе [Текст] / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. — М.: Педагогика, 1981. — 160 с. 
4. Интегрированные уроки в школе как пространство развития познавательной активности обучающихся [Текст] / Сидорик В. // Учитель. — 2013. — №2. — С. 70-73.
5. Киселева, Э. М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ [Текст] / Э.М. Киселева // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 277–280. 
6. Реализация межпредметных связей через обучение по системе интегрированных уроков [Текст] / Шленская Н.М., Мамедова Е.Э. // Педагогические науки .— 2013 .— №5 .— С. 65-66.
7. Рець, М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС [Текст] / М. С. Рець // Молодой ученый. — 2016. — №17.1. — С. 46-50. — URL https://moluch.ru/archive/121/33516/ (дата обращения: 14.02.2018). 
8. Рогушина, Т.П. Интегрированный подход в обучении [Электронный документ] / Т.П. Рогушина. — URL https:// http://открытыйурок.рф/статьи/ 314201 (дата обращения 15.02.2018).
9. Рудиченко, О.Б. Ин.тегрированные уроки в рамках реализации. ФГОС [Электронный документ] / О.Б. Рудиченко. — URL https://multiurok.ru/ blog/intieghrirovannyie-uroki-v-ramkakh-riealizatsii-fgos.html (дата обраще-ния: 14.02.2018). 
10. Технология современного интегрированного урока [Текст] / Некрасова М. // Учитель. — 2011. — №6. — С. 57-59.