Проектирование урока рефлексии по математике в основной школе
Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Проектирование урока рефлексии по математике в основной школе
Формирование рефлексии школьников является одним из условий увеличения эффективности познавательной деятельности, так как рефлексивная деятельность – это и способ самопознания, и необходимый инструмент мышления, которой дает возможность каждому осознать свою деятельность самостоятельно. Одной из значительных проблем учебного процесса является то, что учащиеся не достаточно ощущают необходимость в осознании собственной учебной деятельности, понимании способов своего учения, выявлении проблем и путей их решения, обнаружении важных для себя областей знания и способов деятельности. Следует особо отметить, что во ФГОС ООО рефлексивные умения включены в состав метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. К ним относятся: 1) умение сопоставлять собственные действия с предполагаемыми итогами, устанавливать контроль своей деятельности в ходе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, вносить поправки в свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой; 2)способность производить оценку точности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия заключений и реализации осмысленного выбора в учебной и познавательной деятельности [3]. В контексте требований новых федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования выявлена необходимость проектирования уроков особого типа – уроков рефлексии.
Понятие «рефлексия» в историческом аспекте, восходит еще к Дж. Локку. Оно раскрывает умение человека узнать собственную мыслительную деятельность также, как он познает «внешние нам предметы». Понятие «рефлексия» изучалось многочисленными авторами, результаты которых можно подытожить согласно трех направлений: при изучении теоретического мышления, в частности, в процессе обучения; процессов коммуникации и кооперации, самосознания личности [1, с. 98]. Выделенные направления приобрели развитие в различных научных исследованиях, что привело к многозначности трактовок определения «рефлексия»: в контексте философской проблематики; в психологических исследованиях естественно-научной ориентации; при реализации инженерно-деятельностной ориентации психологии; в гуманитарно-культурологически ориентированных психологических исследованиях и др. В нашей работе будем основываться на следующем определении рефлексия – это «принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания» [3, с. 91].
С начала 90-х годов существенно возрос интерес к проблеме развития рефлексии при обучении разным учебным предметам, в том числе и математике. Многие исследователи рассматривают рефлексию как важнейший фактор, инициирующий творческое мышление (Я. А. Пономарев, И. Г. Алексеев и др.). Так же проблема рефлексии может быть рассмотрена в контексте изучения теоретического мышления и, в частности, математического мышления (Р. А. Атаханова, В. В. Давыдова, А. З. Зака, Л. К. Максимова).
В методической литературе [1] и др. описаны структурные и методические аспекты уроков названного типа. Их деятельностная цель – формирование у учащихся умений: фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения, и т. д. Содержательная цель уроков названного типа: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, алгоритмов и т. д. Уроки рефлексии имеют следующую структуру [1, с. 57]: 1) этап мотивации и коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Исследование структуры данного типа урока устанавливает необходимость развития у школьников специальных рефлексивных умений. На наш взгляд, предметом рефлексии обучающихся на этих уроках должны стать предметы интеллектуального типа (предметные и метапредметные): знания о математических понятиях и способы, приемы, методы действия с ними.
Отличительной особенностью уроков рефлексии считается фиксирование и преодоление обучающимися затруднений в собственных учебных действиях. Основой деятельности школьников на этих уроках является контроль и коррекция изученных приемов, способов действий, методов решения задач и т. д. Процесс контроля базируется на сравнении результатов деятельности учащегося с эталоном (образцом правильного выполнения деятельности). Эталон может быть представлен в разных видах. Он должен правильно и четко описывать суть выполняемых действий и конструироваться вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания. Для развития у учащихся действия самоконтроля следует обучить их пошагово сопоставлять свою работу с эталоном. Эта способность создается у них постепенно. Изначально они учатся проверять собственную работу по ответам, далее, применяя краткое решение, затем используя детальное заключение (образец), поочередно переключаясь к контролю собственной деятельность согласно образца с целью самопроверки.
Для того, чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде следующего алгоритма исправления ошибок: 1) сравнение решения с эталоном; 2) выявление ошибок или затруднений в решении; 3) установление причин ошибок или затруднений; 4) критика ошибочного способа действия; 5) словесная характеристика правильного способа действия.
Подготовка к урокам рефлексии осуществляется в ходе педагогического проектирования, которое характеризуется как практико-ориентированная деятельность, целью которой является создание новых, еще не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности [6, с. 79].
Анализ педагогической и методической литературы согласно вопроса педагогического проектирования и подготовки к уроку позволил сформулировать алгоритм проектирования урока рефлексии, согласно которого учитель должен осуществить [3, с. 105]:
- определение темы урока и ее возможностей для достижения образовательных результатов, определенных ФГОС;
- формулирование цели урока в соответствии с требованиями к результатам подготовки учащихся;
- конструирование предметных и метапредметных учебных задач и содержания обучения с ориентировкой на выполнение учащимися умственных действий, обобщенных способов практической деятельности;
- конструирование деятельности учащихся, направленной на достижение планируемых образовательных результатов и учебных задач урока, формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД;
- конструирование деятельности учителя по организации взаимодействия с учащимися;
- определение уровня достижения предполагаемых результатов согласно каждого учебного элемента [3, с. 26].
Следует отметить, что при использования уроков рефлексии в школах значительно увеличивается качество освоения учащимися учебного содержания, при уменьшении затраченного времени. Учащиеся на данном типе урока не просто тренируются в решении задач – они осваивают способ корректировки собственных действий.