Статья:

Проектирование урока рефлексии по математике в основной школе

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Пиксаева Е.А. Проектирование урока рефлексии по математике в основной школе // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проектирование урока рефлексии по математике в основной школе

Пиксаева Екатерина Александровна
студент, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, РФ, г. Саранск
Журавлева Ольга Николаевна
научный руководитель, канд. пед., доцент, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, РФ, г. Саранск

 

Формирование рефлексии школьников является одним из условий увеличения эффективности познавательной деятельности, так как рефлексивная деятельность это и способ самопознания, и необходимый инструмент мышления, которой дает возможность каждому осознать свою деятельность самостоятельно. Одной из значительных проблем учебного процесса является то, что учащиеся не достаточно ощущают необходимость в осознании собственной учебной деятельности, понимании способов своего учения, выявлении проблем и путей их решения, обнаружении важных для себя областей знания и способов деятельности. Следует особо отметить, что во ФГОС ООО рефлексивные умения включены в состав метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. К ним относятся: 1) умение сопоставлять собственные действия с предполагаемыми итогами,  устанавливать контроль своей деятельности в ходе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, вносить поправки в свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой; 2)способность производить оценку  точности выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 3) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия заключений и реализации осмысленного выбора в учебной и познавательной деятельности [3]. В контексте требований новых федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования выявлена необходимость проектирования уроков особого типа – уроков рефлексии.

Понятие «рефлексия» в историческом аспекте, восходит еще к Дж. Локку. Оно раскрывает умение человека узнать собственную мыслительную деятельность также, как он познает «внешние нам предметы». Понятие «рефлексия» изучалось многочисленными авторами, результаты которых можно подытожить согласно  трех направлений: при изучении теоретического мышления, в частности, в процессе обучения; процессов коммуникации и кооперации, самосознания личности [1, с. 98]. Выделенные направления приобрели развитие в различных научных исследованиях, что привело к многозначности трактовок определения «рефлексия»: в контексте философской проблематики; в психологических исследованиях естественно-научной ориентации; при реализации инженерно-деятельностной ориентации психологии; в гуманитарно-культурологически ориентированных психологических исследованиях и др. В нашей работе будем основываться на следующем определении рефлексия – это «принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания» [3, с. 91].

С начала 90-х годов существенно возрос интерес к проблеме развития рефлексии при обучении разным учебным предметам, в том числе и математике. Многие исследователи рассматривают рефлексию как важнейший фактор, инициирующий творческое мышление (Я. А. Пономарев, И. Г. Алексеев и др.). Так же проблема рефлексии может быть рассмотрена в контексте изучения теоретического мышления и, в частности, математического мышления (Р. А. Атаханова, В. В. Давыдова, А. З. Зака, Л. К. Максимова).

В методической литературе [1] и др. описаны структурные и методические аспекты уроков названного типа. Их деятельностная цель – формирование у учащихся умений: фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения, и т. д. Содержательная цель уроков названного типа: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, алгоритмов и т. д. Уроки рефлексии имеют следующую структуру [1, с. 57]: 1) этап мотивации и коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Исследование структуры данного типа урока устанавливает необходимость развития у школьников специальных рефлексивных умений. На наш взгляд, предметом рефлексии обучающихся на этих уроках должны стать предметы интеллектуального типа (предметные и метапредметные): знания о математических понятиях и способы, приемы, методы действия с ними.

Отличительной особенностью уроков рефлексии считается фиксирование и преодоление обучающимися затруднений в собственных учебных действиях. Основой деятельности школьников на этих уроках является контроль и коррекция изученных приемов, способов действий, методов решения задач и т. д. Процесс контроля базируется на сравнении результатов деятельности учащегося с эталоном (образцом правильного выполнения деятельности). Эталон может быть представлен в разных видах. Он должен правильно и четко описывать суть выполняемых действий и конструироваться вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания. Для развития у учащихся действия самоконтроля следует обучить их пошагово сопоставлять свою работу с эталоном. Эта способность создается у них постепенно. Изначально они учатся проверять собственную работу по ответам, далее, применяя краткое решение, затем используя детальное заключение (образец), поочередно переключаясь к контролю собственной деятельность согласно образца с целью самопроверки.

Для того, чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде следующего алгоритма исправления ошибок: 1) сравнение решения с эталоном; 2) выявление ошибок или затруднений в решении; 3) установление причин ошибок или затруднений; 4) критика ошибочного способа действия; 5) словесная характеристика правильного способа действия.

Подготовка к урокам рефлексии осуществляется в ходе педагогического проектирования, которое характеризуется как практико-ориентированная деятельность, целью которой является создание новых, еще не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности [6, с. 79].

Анализ педагогической и методической литературы согласно вопроса педагогического проектирования и подготовки к уроку позволил сформулировать алгоритм проектирования урока рефлексии, согласно которого учитель должен осуществить [3, с. 105]:

  1. определение темы урока и ее возможностей для достижения образовательных результатов, определенных ФГОС;
  2. формулирование цели урока в соответствии с требованиями к результатам подготовки учащихся;
  3. конструирование предметных и метапредметных учебных задач и содержания обучения с ориентировкой на выполнение учащимися умственных действий, обобщенных способов практической деятельности;
  4. конструирование деятельности учащихся, направленной на достижение планируемых образовательных результатов и учебных задач урока, формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД;
  5. конструирование деятельности учителя по организации взаимодействия с учащимися;
  6. определение уровня достижения предполагаемых результатов согласно каждого учебного элемента [3, с. 26].

Следует отметить, что при использования уроков рефлексии в школах значительно увеличивается качество освоения учащимися учебного содержания, при уменьшении затраченного времени. Учащиеся на данном типе урока не просто тренируются в решении задач – они осваивают способ корректировки собственных действий.

 

Список литературы:
1. Громова, В. И. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие / В. И. Громова, Т. Ю. Сторожева – Саратов, 2013. – 120 с.
2. Капкаева, Л. С. Теория и методика обучения математике: частная методика в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для СПО / Л. С. Капкаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 264 с. 
3. Медведева, Т. В. Психолого-педагогические основы обучения математике. Теория, методика, практика / Т. В. Медведева. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 204 c.
4. Николаев, В. В. Технология проектирования урока на основе ФГОС / В. В. Николаев. [Электронный ресурс]. – URL: https: // elibrary.ru/ item. asp?id =21352338.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.standart.edu.ru.
6. Яковлева, Н. О. Педагогическое проектирование: учебно-практическое пособие  / Н. О. Яковлева. – Челябинск: Издательство Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – 124 с.