Статья:

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОЗИЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шамшина С.Ю. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОЗИЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(70).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ПОЗИЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА

Шамшина Светлана Юрьевна
магистрант, Курганский государственный университет, РФ, г. Курган
Мусихина Светлана Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Курганский государственный университет, РФ, г. Курган

 

Аннотация. Проблема готовности младших школьников с общим недоразвитием речи к самостоятельной письменной речи остается актуальной на сегодняшний момент не только в коррекционной педагогике, но и в педагогике общеобразовательной школы в рамках обучения на уроках русского языка и литературы школьников, имеющих речевые нарушения. Понимание комплексности дисциплинарного подхода к процессу формирования готовности к овладению письменно - речевого высказывания, а также понимание структуры такого речевого расстройства как общее недоразвитие речи, позволит решить данную проблему в рамках изучения русского языка, как ключевой дисциплины и как преобладающим средством коммуникации - одной из главных составляющих целостного развития личности.

 

Ключевые слова: младшие школьники, письменная речь, общее недоразвитие речи, лингвистика, психофизиология.

 

Говоря о понятии "письменная речь" следует отметить, что в разных науках, например, логопедии, психологии, лингвистике, физиологии данное понятие может иметь несколько значений, обусловленное понятийным контекстом.

Рассматривая письменную речь с точки зрения психологии, можно отметить, что письменная речь - компонент других видов деятельности: эпистолярного (Лурия А.Р., Эльконин Д.Б. и др.), учебного (Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др.), мнестического (Выготский Л.С.), деятельности управления (Щепина К.П. и др.). Каждый вид деятельности приводит к образованию различных форм письменной продукции. Данная взаимосвязь обусловлена степенью овладения данным навыком. С этой точки зрения, опираясь на исследования Корнева А.Н., можно сказать, что письменно-речевая деятельность представлена в виде последовательности операционных компонентов [1]. В свою очередь взаимосвязь и координацию данных компонентов осуществляют ряд ВПФ - "сложные рефлекторные процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования". [2, с. 31]. Также следует отметить, что "письменная речь тесным образом связана и с другими высшими психическими функциями и процессами, сформированность которых является существенным фактором с точки зрения успешности построения связного письменного высказывания" [3, с. 16].  Одной из наиболее важных функций, которая обеспечивает фундамент для построения речевого высказывания, является устная речь. В данном аспекте стоит обратить внимание на фундаментальные исследования Левиной Р.Е., которые посвящены взаимосвязи устной и письменной речи с последующим построением четкого алгоритма, приводящего к появлению понятия общего недоразвития речи, проявление которого распространяется на все компоненты речевой деятельности [4]. 

В лингвистическом подходе письменная речь рассматривается именно как система порождения связного высказывания. Здесь результатом является текст, как продукт письменной речи, главными характеристиками которого выступают связность и целостность.

Говоря о психофизиологической основе процесса, обеспечивающей успешность и формирование готовности к овладению навыками письменной речи, необходимо сохранное полноценное функционирование всех отделов (центрального и периферического) и проводящих путей анализаторных систем.

Таким образом, решение проблемы готовности младших школьников с общим недоразвитием речи к самостоятельной письменной речи "...будет успешно в том случае, если оно будет осуществляться с учетом сущностного содержания и особенностей функционирования письменной речи". [3, с. 7].

   

Список литературы:
1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
2. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - 2-е изд. - М., 1969.
3. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
4. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи - Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. - 312 с.
5. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтактис. -  URSS. 2022. 224 с. 
6. Лурия А. Р. Очерки по психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 84 с.
7. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики [Текст] / А. Р. Лурия. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 253 с.
8. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление - М.: "Юрист", 1997. - 256 с.