Статья:

Роль спортивных клубов в воспитании и подготовке спортсменов студентов ВУЗ

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кудряшов И.А. Роль спортивных клубов в воспитании и подготовке спортсменов студентов ВУЗ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль спортивных клубов в воспитании и подготовке спортсменов студентов ВУЗ

Кудряшов Илья Андреевич
студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, РФ, г. Санкт-Петербург
Вольский Василий Васильевич
научный руководитель, доц., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Для начала, нужно знать, что же такое спортивный клуб?

Спортивный клуб – общественная организация, направленная на оздоровление и физическое развитие состоящих в членстве студентов и других ее участников. Как правило, члены клуба имеют общие интересы, цели, привычки и увлечения, которые объединяют их определённом роде занятий. Спортивные клубы, занимающиеся подготовкой и тренировкой, как отдельных студентов, так и спортивных команд в целом. Эти клубы помогают студентам спортсменам в их дальнейшей карьере, в свободное от учебы время поддерживать свой организм в форме и развивать его. И немалую роль в этих клубах играет физическое воспитание, направленное на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания – нравственной, эстетической, производственной, трудовой. Безусловно, воспитание является неотъемлемой частью в развитии студентов-спортсменов. Именно оно подготавливает их к трудностям, которые придется преодолеть студенту спортсмену. И естественно существуют различные методы воспитания студентов. Так какие же они? Первый из них – метод регламентированного упражнения, суть которого заключается в четко прописанной программе, точности нагрузки студента и использование условий, облегчающих действия занимающихся. Второй метод – игровой. К особенностям игрового метода особенно относится «сюжет­ная» организация игры, организуемая с замыслом, пред­усматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни. Но игровой сюжет может создаваться и специаль­но, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач» того или другого занятия, или как условная схема взаимодейст­вия играющих. Третий метод – соревновательный. Основная черта этого метода – соперничество. Фактор соперничества, создающий особый эмоциональный и физиологический фон, значительно усиливающий усиливает воздействие физических упражнений и спо­собствует максимальному проявлению функциональных возможнос­тей организма. Однако, этот метод требует особой подготовки. С помощью этих методов и выявляются настоящие студенты спортсмены, именно они и подготавливают их к дальнейшим испытаниям. Также стоит отметить, что существуют различные формы физического воспитания. Физическое воспитание в высших учебных заведениях проводится на протяжении всего периода обучения или карьеры студентов спортсменов и проходит в различных формах, взаимосвязанных между собой, дополняющих друг друга и, представляющих собой единый процесс физического воспитания студентов спортсменов. Основной из них являются сами учебные занятия, проводимые в высшем учебном заведении. Они заранее планируются в учебных планах по всем специальностям. Другой формой, но не менее важной, а особенно для спортсмена является самостоятельная подготовка студента. Различные походы в фитнес-залы, пробежки по утрам, туристические походы, способствующие улучшению освоения учебного материала, ускорению физического развития. В совокупности с учебными занятиями организованные самостоятельные занятия, обеспечивающие оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во вне учебного время по заданию преподавателей или в секциях, спортивных клубах. Особенно важными для студентов спортсменов являются массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, направленные на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Эти мероприятия, проводятся в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза. Физкультурно-спортивные клубы (ФСК) играют главную роль в воспитании спортсмена и решают различные задачи. Создание ФСК оформляется официальным постановлением правления спор­тивного клуба. В ФСК могут вступить студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники, члены их семей, желаю­щие заниматься соответствующим видом физических упражнений, допущенные врачом к физкультурно-оздоровительным занятиям. Работа ФСК строится на основе добровольности, самодеятель­ности, широкой творческой инициативы физкультурной обще­ственности, выборности руководящих органов клуба, их отчетно­сти перед членами клуба и правлением спортивного клуба вуза. В клубах создается неформальная атмосфера товарищества, ос­нованная на принципиальности и дисциплине.

Так, а каковы эти задачи? Прежде всего вовлечение студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников, чле­нов их семей в регулярные, преимущественно самостоятельные занятия спортом. Еще одной задачей является пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Третья задача, она же и самая основная это воспитание студентов спортсменов. Так, а какова же роль ФСК в их воспитании? К сожалению, сейчас ее недооценивают. Прежде всего, это содействие укреплению физическому здоровье, его сохранению и улучшению, поддержание высокой работоспособности и улучшение физического развития. Все это в совокупности обеспечивает полноценное и всестороннее развитие организма, физических качеств в период его возрастного формирования. Так же реализация всех этих задач помогает студентам в дальнейшем грамотно и рационально использовать свои физические возможности, не перенагружая свой организм. Но физическая культура имеет намного большее воздействие на студента, чем может казаться. Как и говорилось ранее, она положительно воздействует на физическое состояние студентов. Таким образом, она образует в создании студента такие ценности, как здоровье, занятие спортом и формирует осознание ценности физической культуры. Также физическая культура развивает и психологический настрой студента, добиваясь успехов на занятиях, зачетах, различных спортивных мероприятиях студент начинает верить в себя, его настроение становится лучше, так же как и духовное состояние, что предотвращает различного рода стрессы или депрессии. Безусловно, физическая культура улучшает морально-волевые качества, возможно, студент ранее думал, что не сможет выполнять ту или иную задачу, которую дал преподаватель, но справился и в дальнейшем этот человек сможет преодолевать различные трудности и верить в себя, что безусловно улучшает морально-психологическое состояние. Проявление волевых качеств, определяющиеся не только стремлением к успеху, избеганием неудачи и нравственными установками, но и врожденными особенностями нервной системы: силы – слабости, подвижности – инертности, уравновешенности – неуравновешенности нервных процессов. Каждый студент спортсмен проводит на занятиях большую часть своего времени и он там не один. В спортивных клубах огромную роль играет товарищество. Спортсмены помогают друг другу, знакомятся, общаются, кто-то из них именно в спортивных клубах находит настоящих и верных друзей. Это еще одна функция спортивных клубов. Они учат студентов не только спорту, но и помощи ближнему, поддержки товарищей, взаимодействию. Именно в спортивных клубах студенты находят себя, находят те вещи, в которых они сильны. На этих секциях студента улучшали и развивали не только физически, но и воспитывали в нем человека, давая ему новые духовные ценности. Студент находил там поддержку, опору. Каждый раз приходя на очередное занятие или тренировку, студент, отрывающий для себя нечто новое, узнает более подробно свои возможности и в дальнейшем сможет реализовать их полноценно, а также открывает для себя новые духовные ценности. Стоит отметить, что для успехов в спорте важно духовное состояние. Конечно же, в этом и помогают преподаватели и тренеры. Они настраивают своих спортсменов на победу, верят в них и воодушевляют. Помимо того стоит отметить, что занимаясь спортом студент проводит время с пользой, улучшая свое здоровье и физическое состояние, а не проводит время впустую. Участвуя в соревнованиях, к которым готовят в спортивных клубах, студент получает различные награды, а прежде всего, каждый кубок – это память, каждая победа – это приятные эмоции и духовный подъем. Подводя итоги, хочется сказать, что роль спортивных клубов в воспитании студентов спортсменов крайне велика, ее различные методы позволяют найти подход к каждому студенту. И безусловно, социология физической культуры и спорта – это специальная социологическая теория, изучающая законы становления, функционирования и развития физической культуры и спорта; её предметом являются генезис, социальная роль и социальные функции физической культуры и спорта. В заключении хотелось бы сказать, данная тема посвящена выявлению значения спорта в физическом воспитании студента.

Стало ясно, что занятия спортом, оказывающие весьма существенное влияние на образ жизни студента. Занимаясь спортом, большинство студентов отказываются от вредных привычек, таких как: курение, наркомания, алкоголизм, что в целом способствует здоровому образу жизни. Не стоит забывать и о моральном, нравственном развитии студентов. Свою любовь к спорту они будут передавать своим знакомым, друзьям, родным, близким, членам семьи и своим детям. Это будет способствовать физическому развитию последующих поколений и тех людей, которые окружают этого студента. Поэтому очень важно в каждом вузе, на занятиях по физическому воспитанию, стимулировать у студентов желание заниматься спортом. Для чего целесообразно, ввести занятия, по формированию первичных навыков по различным видам спорта. Это лучше поможет студенту найти себя в каком-либо виде спорта. Знание первичных навыков может оказать решающую роль в жизни студента, да и целом это расширит круг интересов каждого обучающегося. Спорт в физическом воспитании студентов выполняет как общие, так и специальные задачи. Общие задачи направлены на образовательное и оздоровительное воспитание студентов. Они развивают интерес к спорту, стимулируют студента заниматься спортом, подталкивают к уходу за своим физическим здоровьем. С каждым занятием студент более реализовывает свои физические возможности, совершенствует свойственные каждому человеку физические качества и связанные с ними способности в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, которые характеризуют общественно-активную личность, обеспечивая на этой основе подготовленность этому студенту к упорной трудовой деятельности и остальным общественным видам деятельности. Получая знания о различных видах спорта, студента это может заинтересовать, а зная правила наблюдать за этим спортом будет намного интереснее. А специальные задачи, направленые на формирование профессиональных спортивных навыков студентов. Они обеспечивают контроль за учебно-тренировочными процессами в секциях спортивных клубов по подготовке студентов-спортсменов высшей спортивной квалификации, начинающих спортсменов, давая им новые знания и развивая их, способствуют созданию необходимых условий для роста их спортивного мастерства; регистрирует, ведет учет рекордов и спортивных достижений, формируют сборные команды по различным видам спорта высшего учебного заведения и обеспечивают их участие в спортивных соревнованиях. В целом отметим, что обучая спортивным навыкам в процессе физического воспитания студентов, преподаватель физической культуры, тренер секции, руководитель спортивного клуба выполняют задачи, такие как: сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Безусловно, спорт, различные физические упражнения должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Физическая культура и спорт, играющие огромную роль в жизни каждого человека способствуют его здоровью и развитию. Интерес к спорту, приводящий к здоровому поколению людей, готовых постоять за себя, своих близких, за свою Родину. Так же способствует и развитию культуры населения, что особенно важно в наше время. Подводя итоги, роль спортивных клубов в воспитании и подготовке спортсменов студентов ВУЗ крайне велика, эту роль сложно взять в какие-либо рамки потому что она оказывает влияние на все сферы жизни студента.

 

Список литературы:
1. Жилкин А. И. Спорт в физическом воспитании студентов. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2005 г. 
2. Концепция физического воспитания подростков. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка “. –1996. -№1. 
3. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. – М.: Высшая школа, 1983.
4. Коц Я.М. Спортивная физиология. – М.: Физкультура и спорт,1986
5. Кузнецов А.К. Физическая культура и жизни общества. – М.: ФиС, 1995.