Статья:

Формирование финансовой грамотности младших школьников посредством решения текстовых задач

Конференция: XLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Мардвинцева Ю.Ю., Глущенко Е.Р., Москвитина В.Д. Формирование финансовой грамотности младших школьников посредством решения текстовых задач // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(45).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование финансовой грамотности младших школьников посредством решения текстовых задач

Мардвинцева Юлия Юрьевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Глущенко Екатерина Романовна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Москвитина Вероника Дмитриевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Вендина Алла Анатольевна
научный руководитель, канд. физ.-мат. наук, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Под финансовой грамотностью понимается совокупность знаний, умений и навыков в области устройства современной финансовой сферы и взаимодействия человека с ней [3]. Формирование финансовой грамотности на данный момент, с одной стороны, – целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, а с другой стороны – элемент школьного образования, имеющий метапредметную направленность. Так, школьный курс математики содержит достаточно много заданий с финансовой составляющей, а экономические задачи с 2015 года включены в единый государственный экзамен по математике.

Развитие финансовой грамотности должно стать одним из значимых направлений в русле школьного образования. В современном мире финансовая грамотность является одной из важнейших компетенций, способной обеспечить разумность планирования своих расходов, понимания кредитных механизмов и т.п. Формирование финансовой грамотности также перекликается с задачей воспитания людей с экономическим мышлением, которые могут эффективно вписаться в современные реалии капиталистических отношений, способных принимать адекватные и рациональные финансовые решения, планировать свой бюджет, трезво оценивать свое финансовое положение и в полной мере осознавать риски и перспективы кредитных отношений.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к осуществлению денежных операций в целом. Детям финансовая грамотность дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений [1]. Формирование полезных привычек в сфере финансов у школьников поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также закладывает основы финансовой безопасности и благополучия в течение жизни [3].

Важно отметить, что повышение финансовой грамотности имеет еще один аспект, повышающий его значимость. Как правило, финансовые и экономические задачи решаются с помощью математических методов. Это придает обучению математике, изучение которой имеет первостепенное значение для формирования финансовой грамотности, практико-ориентированный характер, позволяющий не только повышать финансовую грамотность, но и добавлять элемент новизны в математическое образование и увеличивать мотивацию обучающихся за счет приближения изучаемых задач к понятным для школьников жизненным ситуациям [2].

Полагаем, что лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить первичные навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в начальной школе. Школа должна помогать учащимся адаптироваться к активной жизни в условиях рыночной экономики и формировать личную финансовую грамотность. Полагаем, что чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки

Одним из самых эффективных способов развития финансовой грамотности является решение практико-ориентированных тематических задач, которые, учитывая специфику обучения, представлены, как правило, в текстовой форме. Текстовая форма задач в данном случае наиболее эффективна в силу того, что хорошо соотносится с ситуациями, в которых необходима финансовая грамотность в реальной жизни [3].

Приведем примеры финансово-ориентированных задач, которые возможно решать в начальной школе на уроках математики.

Задача 1 [4, с. ].. Решите задачу, выполните вычисления. В Новый год семья строила планы на 2017 год. Папе хотелось на лето удочку, стоимостью 5 000 руб. Даше – красивое платье, стоимостью 6 000 руб. Пете – скоростной велосипед, стоимостью 14 000 руб. А мама сказала, что все должны поехать на море в июне, стоимость путевки 105 000 руб. Папа зарабатывает 40 000 руб. в месяц, мама – 20 000 руб. в месяц. Семейные траты в месяц составляют 40 000 руб. Родители сказали, что не смогут накопить с января по июнь сумму денег, чтобы купить все, что задумано. Можно взять кредит, но отдавать его будет нечем. Тогда дети пообещали, что все лето будут собирать ягоды и грибы, а потом сдавать их в приемный пункт стоимостью 300 руб. за 1 кг ягод или грибов. Какую сумму надо взять в кредит? Сколько килограмм ягод и грибов за лето надо собрать детям, чтобы помочь погасить кредит и выполнить планы семьи? Как ты думаешь, можно ли насобирать столько килограммов ягод или грибов, чтобы погасить недостающую сумму?

Решение:

1) 5000 + 6000 + 14000 + 105000 = 130 000 (руб.) – плановые расходы семьи на желаемые покупки;

2) 40000 + 20000 = 60 000 (руб.) – зарабатывают родители в месяц;

3) 60000 – 40000 = 20 000 (руб.) – экономия семейного бюджета;

4) 20 000 × 5 = 100 000 (руб.) – можно накопить с января по май;

5) 130000 – 100000 = 30000 (руб.) – сумма, которой не хватает для осуществления планов, сумма кредита;

6) 30000 : 300 = 100 (кг) – надо собрать ягод и грибов детям за лето для погашения кредита.

Ответ: 30000 руб. надо взять в кредит 100 кг надо собрать ягод и грибов детям за лето, чтобы помочь родителям погасить кредит.

Задача 2 [4]. Решите задачу: Для поздравления с Новым годом Миша купил 7 одинаковых открыток. Он знал, что цена одной открытки составляет целое число рублей. Получив со 100 рублей 55 рублей сдачи, он сказал продавцу, что тот ошибся. Поблагодарив мальчика, продавец исправил ошибку. Объясни, почему Миша решил, что продавец ошибся.

Решение. Миша посчитал, сколько заплачено за 7 открыток. (100 – 55 = 45 руб.) Затем сравнил эту стоимость с количеством открыток и увидел, что число 45 не делится без остатка на 7. Значит, продавец неверно дал сдачу.

Решение приведенных нами  задач эффективно в формировании и развитии финансовой грамотности учащихся, поскольку наиболее приближено к бытовым реалиям. Дети осознают пользу от математических вычислений в финансовых расчетах (как в задаче 2 при подсчете суммы покупки), осознают сложности в накоплении денежных средств и т.д.

В заключение стоит отметить, что финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста – сравнительно новое направление в системе школьного образования. Среди педагогов не существует единого взгляда на содержание обучения финансовой грамотности и в настоящее время этот вопрос является актуальным и открытым. Мы полагаем, что в начальном курсе математики есть множество методов для успешного повышения финансовой грамотности учащихся, помимо решения текстовых задач. Ученики осваивают различные навыки: решение задач с многозначными числами, анализ и прогнозирование, самостоятельное определение проблемы и многие другие. Эффективным считается также метод проектов. Однако, в силу того, что текстовые задачи – являются частью программного материала школьного курса математики, то решение текстовых задач с финансовой составляющей, представляет собой наиболее распространенное средство повышения финансовой грамотности учащихся.

 

Список литературы:
1. Вендина А.А., Малиатаки В.В. Уроки математики и информатики как основа формирования финансовой грамотности школьников // Вестник Академии права и управления. 2015. № 38. С. 272–276. 
2. Вендина А.А., Малиатаки В.В. Формирование финансовой культуры школьников посредством уроков математики // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2014. С. 31–34.
3. Киричек К.А. Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 179–183. 
4. Финансовая грамотность для начальной школы: сборник практических заданий / авт.-сост.: Н. А. Подчередниченко, К. Е. Непомилуева. — Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2018. 58 с.