Статья:

Опыт организации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Зубова А.В. Опыт организации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 25.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Опыт организации внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Зубова Алла Викторовна
магистрант, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский Федеральный университет», РФ, г. Ставрополь

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [5] рассматривает образовательный процесс современной школы как интеграцию основного и дополнительного образования детей. При этом дополнительное образование представлено в виде внеурочной деятельности. На сегодняшний день уже разработан ряд нормативных документов по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в контексте ФГОС НОО. В данной статье разберем практическую сторону данного вопроса на примере образовательного процесса начальной ступени обучения МБОУ гимназии №25 города Ставрополя.

С целью однозначности понимания внеурочной деятельности как образовательного процесса в рамках реализации ФГОС НОО обратимся к Методическим материалам по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования [3].

В первую очередь, в документе дано определение внеурочной деятельности, как инструмента реализации образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования (далее – программа): «Под внеурочной деятельностью <…> следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

С тем, чтобы максимально коррелировать с достижением личностных результатов освоения программы в рамках основного образования, внеурочную деятельность организуют по направлениям развития личности ребенка – спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному и общекультурному.

Внеурочная деятельность в начальной школе призвана также обеспечить благоприятную адаптацию ребенка; оптимизировать учебную нагрузку; улучшить условия для личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Помимо направлений развития, разнообразны формы и модели организации внеурочной деятельности. Формами могут быть: кружки, секции, экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, научные сообщества, соревнования, олимпиады, общественно-полезные практики, научно-поисковая работа и т.п. Типология организационных моделей включает: модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационную модель, инновационно-образовательную модель.

При этом образовательное учреждение, в рамках реализации программы, вправе самостоятельно определить для себя оптимальные варианты моделей и форм внеурочной деятельности.

Итак, общая характеристика внеурочной деятельности понятна. Но чтобы верно выстроить стратегию достижения личностных результатов освоения программы посредством внеурочной деятельности, следует опираться на ФГОС НОО, который трактует личностные результаты как отражение:

1)  формирования основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознания своей этнической и национальной принадлежности; формирования ценностей многонационального российского общества; становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2)  формирования целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)  формирования уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)  овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)  принятия и освоения социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

6)  развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)  формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)  развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)  развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличия мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям [5].

Опираясь на теорию организации внеурочной деятельности, рассмотрим пример ее реализации в образовательном процессе начальной ступени МБОУ гимназии №25 г. Ставрополя (далее – гимназия).

Прежде всего, следует подчеркнуть, что в гимназии созданы все условия для реализации внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС НОО – организационные, нормативные, финансово-экономические, информационные, научно-методические, кадрового и материально-технического обеспечения.

Внеурочная деятельность начальной школы гимназии регламентирована совокупностью нормативных локальных актов: Уставом, Основной образовательной программой начального общего образования, четырехлетней Программой развития гимназии, Положением о внеурочной деятельности на начальной ступени образования, Положением о мониторинге образовательных достижений обучающихся гимназии, Положением о портфолио учащегося начальных классов, Планом работы гимназии на текущий учебный год, ежегодным Отчетом о самообследовании деятельности и Публичным отчетом руководителя гимназии.

Анализ этих документов позволяет увидеть фактические результаты внеурочной деятельности начальной школы, и в дальнейшем скорректировать «отстающие» направления.

Реализуемая модель внеурочной деятельности, согласно характеристикам, приведенным в Методических материалах, является комплексной, состоящей из модели дополнительного образования и модели «школы полного дня». Этот комплекс является оптимальным для гимназии по ряду причин. Он предусмотрен ФГОС НОО, взаимно дополняет основную часть образовательной деятельности, и обладает преимуществами в возможности широкого выбора для ребенка из спектра направлений детских объединений по интересам, в свободном самоопределении и самореализации, в наличии практико-ориентированной и деятельностной основы организации образовательного процесса. Также он позволяет осуществлять образовательный процесс в течение всего дня, и практику финансирования групп продленного дня.

Основными формами внеурочной деятельности являются: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, КВН, школьные научные общества, поисковые научные исследования и др. Все они отличны от классно-урочной формы.

Внеурочная деятельность гимназии реализуется посредством программ дополнительного образования детей по спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлениям. Все направления ориентированы на воспитание и социализацию духовно-нравственной личности и способствуют формированию «портрета выпускника начальной школы», обладающему личностными характеристиками:

·       любящим свой народ, свой край и свою Родину;

·       уважающим и принимающим ценности семьи и общества;

·       любознательным, активно и заинтересованно познающим мир;

·       владеющим основами умения учиться, способным к организации собственной деятельности;

·       готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

·       доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

·       выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [5].

Предусмотрена вариативность образовательных программ. Занятия проводятся по программам одной тематической направленности; комплексным программам; программам, ориентированным на достижение результатов определѐнного уровня; программам по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастным образовательным программам.

Координационную роль в организации внеурочной деятельности выполняют педагоги – классные руководители, взаимодействуя с педагогами дополнительного образования и иными привлеченными педагогическими работниками, а также органами управления гимназии и родительской общественностью в интересах детей.

Примеры образовательных программ внеурочной деятельности, предлагаемых гимназией обучающимся начальной школы (всего их 16), приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Образовательные программы внеурочной деятельности начальной ступени гимназии (выборочно)

Направление внеурочной деятельности

Наименование кружка, курса

Наименование программы, автор

Формы, методы работы

Планируемый результат освоения программы

Спортивно-оздоровительное

«Спортивный час»

Программа курса «Подвижные игры», сост. Куприяшкина Н.А. [4]

Беседа, игра, соревнования

Формирование гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство

Духовно-нравственное

«Юный патриот»

Программа курса «Юный патриот», сост. Ковалева С.С. и др. [4]

Наблюдения, практическая работа в т.ч. исследовательского характера, творческие задания

Воспитание патриотических чувств, личностных качеств культурного человека

Социальное

«Я и дорога»

Программа по изучению ПДД и профилактике ДТТ в 1–11 кл. (интегрированный курс), ГОУ ДПО «СКИПКРО», 2010

Беседа, игра, экскурсия

Получение знаний по ПДД

Общеинтеллектуальное

«Наш край»

Программа «Край, в котором я живу», сост. Лютова Е.Г. [4]

Экскурсии, встречи с известными людьми, литературные конференции, викторины, беседы, проекты

Расширение знаний об истории и культуре родного края, углубление знаний о природе, воспитание толерантности

Общекультурное

«Аппликации»

Программа курса «Чудеса аппликации», сост. Болотова С.А. [4]

Беседа, практические занятия, творческие задания, проекты

Приобретение ЗУН для применения в повседневной жизни

«КЛЮЧИ» (Кружок Любознательных Читателей и Информатиков)

Учебная программа по курсу «Основы информационной культуры личности», сост. Гендина Н.И. и др. [1]

Поисковая деятельность, практические занятия, беседы

Развитие универсальных учебных навыков при работе с основными информационными источниками – книгой и ПК.

 

Поскольку личностные результаты освоения программ, установленные ФГОС НОО, не формализованы и интегративны, исчислить степень их достижения довольно проблематично.

Однако, установив в качестве критерия результативности освоения программ количество индивидуальных зачетов во внеурочных мероприятиях, а также призовых мест учащихся в олимпиадах, конкурсах, турнирах и прочих мероприятиях соревновательного характера в рамках реализации внеурочной деятельности, анализ портфолио учащихся гимназии показал, что наиболее востребованы и эффективны программы общеинтеллектуальной направленности. На втором месте программы общекультурного развития детей. Спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное и социальное направления в равной степени значимости на третьем месте по результативности.

Полученные результаты, на наш взгляд, вполне логичны и оправданы следующими основаниями: 1) возрастом учащихся (анализ достижений учащихся средней и старшей образовательной ступени дает иной результат); 2) спецификой программ дополнительного образования; 3) активным привлечением к реализации программ лидирующего направления педагогов дополнительного образования детей профильных учреждений.

Гармонизировать дальнейшее соотношение планируемых результатов освоения программы посредством внеурочной деятельности в гимназии планируется, в первую очередь, за счет корректировки числа и качества реализуемых программ дополнительного образования. Во-вторых, повышением мотивации детей к участию в различных формах внеурочной деятельности гимназии. В-третьих, активным развитием социального партнерства при реализации программ (более тесного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, спорта; регулярного привлечения профильных специалистов и т.д.)

Подводя итоги, можно констатировать, что требования ФГОС НОО в части реализации основной образовательной программы начального общего образования через внеурочную деятельность, на примере работы гимназии, на практике осуществимы, а уже достигнутые результаты в целом соответствуют планируемым. Наряду с этим, открыты направления дальнейших исследований и разработок в данной области, обеспечивающих развитие сферы дополнительного образования детей.

 

Список литературы:
1. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. – М., Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006.
2. Каргина З.А. Место и роль дополнительного образования детей в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Актуальные вопросы современной науки. Раздел 7. Актуальные вопросы психологии и педагогики. – 2002. – С.193–202. 
3. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования: приложение к письму Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ea-akty/v3p.htm (дата обращения: 06.03.2017).
4. Примерные программы по внеурочной деятельности для начальной школы (Из опыта работы по апробации ФГОС) / авт. – сост.: Н.Б. Погребова, О.Н. Хижнякова, Н.М. Малыгина; научн. ред. Н.Б. Погребова; рец. А.Ф. Золотухина, Н.Б. Ромаева. – Ставрополь: СКИПКРО, 2010. (Библиотека «Теория и практика повышения квалификации педагога»).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – [Электронный ресурс]: утв. приказом Минобрнауки России от 22.12.2009 г. № 373. – Режим доступа: http://standart.edu.ru (дата обращения: 11.03.2017).