Статья:

Реализация индивидуального подхода в процессе изучения русского языка

Конференция: LXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Альгер Д.Г. Реализация индивидуального подхода в процессе изучения русского языка // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 36(66). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/36(66).pdf (дата обращения: 13.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Реализация индивидуального подхода в процессе изучения русского языка

Альгер Дарина Галимжановна
студент, Костанайский филиал Челябинского государственного университета, Казахстан, г. Костанай
Сиривля Мадина Александровна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Костанайский филиал Челябинского государственного университета, Казахстан, г. Костанай

 

Русский язык является важным в Казахстане в качестве языка межнационального общений. В этой связи изучение русского языка формируется развитием социолингвистической ситуации. Эффективность общения на русском языке обусловлена стремлением участников коммуникативного акта к речевому взаимодействию. Чем выше уровень владения языком, тем более успешно осуществляется коммуникация.

Важным условием изучения русского языка в Казахстане является необходимость осуществления межкультурной коммуникации, взаимопонимания и толерантности. Роль учителя состоит в помощи адаптации к меняющимся условиям языковой среды северного региона Казахстана, которые состоят в преобладании русского языка при широком распространении русско-казахского билингвизма.

Уникальность языковой ситуации определяет необходимость индивидуального подхода к каждому школьнику при обучении его русскому языку. При этом важно учитывать культурные, конфессиональные условия и национальные традиции учебного коллектива.

Цель обучения русскому языку в Республике Казахстан состоит в необходимости формирования межкультурного взаимодействия, развитии высокоразвитой личности, готовой к межкультурному и языковому взаимодействию. В этой связи обязателен учет аспектов обучения любому языку: воспитательного, развивающего, познавательного, учебного. Значимым условием эффективного взаимодействия является развитие психических функций учащихся: памяти, внимания, мышления, воображения, -  а также лингвистических способностей: фонематический слух, способность к имитации, догадке и различению.

Развитие каждого аспекта обучения языкам является необходимым условием успешного преподавания. Воспитательный аспект состоит в развитии взаимопонимания, взаимоуважения, толерантности, справедливости, гуманизма, чувства прекрасного, собственного достоинства. Познавательный аспект предполагает расширение кругозора через знакомство с культурой, традициями, обычаями, литературой, музыкой и т.п. Учебный аспект включает формирование учебных умений, коммуникативных навыков, слушания, говорения, чтения, письма.

В обучении русскому языку в Казахстане ведущим является коммуникативный метод, который формирует навыки решения задач свободного общения с носителями языка. Это способствует более эффективному естественному общению, организатором которого выступает учитель русского языка. Важным условием эффективности обучения русскому языку является активная позиция учащегося, выступающего субъектом коммуникации, способным решать задачи ежедневного общения.

Коммуникативный подход к обучению русскому языку состоит в обучении общению в соответствующей ситуации, которая характеризуется максимальным сходством с естественными условиями [3, с. 404-405], с учетом индивидуальности учащихся, их языкового опыта [1, с.27]. Коммуникативный подход позволяет включить учеников в речевую среду, способствующую активному использованию языка с учетом уровня подготовки и индивидуальных особенностей. Ориентированность на коммуникацию способствует объединению различных уровней общения в процессе обучения и повышает лингвистическую и речевую компетенцию учащихся [5, с.134].

Ведущими принципами коммуникативного подхода в обучении русскому языку в казахстанской школе являются: «принцип речемыслительной активности, принцип индивидуализации, принцип функциональности, принцип ситуативности и принцип новизны» [2, с.43], среди которых принцип индивидуализации является ведущим.

Учет индивидуальных особенностей учащихся состоит в опоре «жизненный опыт, контекст деятельности, сферу интересов, склонности эмоциональной сферы, мировоззрение, статус данной личности в коллективе, а также различие культур, традиций, обычаев, религиозных и политических убеждений» [4, с. 37]. Используя особенности личности учеников в процессе обучения, учитель повышает уровень усвоения языка, опираясь на личностные резервы [2, с.45].

Каждый учащийся в процессе обучения реализуется с трех сторон: личностной, индивидной, субъектной. Индивидная сторона обусловливает особенности проявления внимания, памяти, мышления, обобщения  и др. Личностная сторона отражается через опыт, мировоззрение, эмоции, чувства, статус. Субъектная сторона выражается в возможности осуществления учебной деятельности как самостоятельно, так и в коллективе. Каждая из перечисленных сторон является основой индивидуализации процесса обучения русскому языку.

Преимущества индивидуального подхода состоят в возможности развития сильных свойств личности, опора на которые позволяет развивать индивидуальный стиль учебной деятельности с учетом личностных, субъектных и индивидуальных свойств учащихся.

С этой целью эффективно осуществление целенаправленного и систематического внедрения индивидуального подхода в преподавании русского языка. Полноценная реализация индивидуального подхода осуществляется, когда учитель знает особенности личности каждого учащегося, учитывает индивидуальность при организации учебного взаимодействия.

Использование индивидуального подхода с опорой на личностные, индивидные и субъектные свойства школьников является эффективным средством обучения русскому языку в Казахстане. Это обусловлено социолингвистической ситуацией определяющейся историей развития региона, составом населения, миграционными процессами и многими другими факторами.

 

Список литературы:
1. Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного [Текст]/ В.Г.Костомарова, О.Д. Митрофанова. М.: Русский язык, 1990. 270 с.
2. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащегося как основа индивидуализации обучения речевой деятельности [Текст]// Иностранные языки в школе. 1979. № 1. C.43-61.
3. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе  [Текст]/ под ред. В.М. Филатова. Ростов н/Д, 2004. С. 404-406.
4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст]/ Е.И.Пассов. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
5. Щепилова А.В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному [Текст]/ А.В.Щепилова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 245 с.