Условия труда учителей г. Глазова в 1990-е гг.
Конференция: LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
LIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Условия труда учителей г. Глазова в 1990-е гг.
Начавшаяся в 1988 г. и, продолжавшаяся активно воплощаться в жизнь в постперестроечное время образовательная реформа, оказала существенное влияние на дальнейшее развитие образования. От учителей по-прежнему требовали высокого уровня подготовки учащихся, но материально – техническое обеспечение и оснащение кабинетов, сохранившиеся еще с советского периода, не соответствовали требованиям времени.
Как же справлялись учителя с вызовами новой эпохи? Смогли ли они сохранить свой энтузиазм, любовь к профессии, когда им приходилось сталкиваться с большим количеством трудностей из дня в день?
Для ответа на данные вопросы нами были опрошены учителя школ г. Глазова, и ответы некоторых из них процитированы в настоящей статье.
Как отмечают респонденты, условия труда, в целом, их устраивали, так как они для них были привычны. Многим были выделены собственные кабинеты, оснащённые тяжелыми на железных ножках стульями и партами, в кабинете находились деревянная доска, мел, тряпка, по желанию в классе можно было обустроить зеленый уголок. Таким было оснащение большинства школ города. Всего лишь несколько школ в городе были частично оснащены оборудованием, например, один киноаппарат на всю школу, и чтобы им воспользоваться на уроке, нужно заранее записаться в тетрадь учета очередности.
Но давайте посмотрим на то, как некоторые учителя старались обустроить свое рабочее пространство, чтобы соответствовать времени и добавить в кабинет эстетики.
Татьяна Алексеевна Горбушина, учитель истории школы № 15, вспоминает: «Мне сразу выдали кабинет, из технических средств у нас был свой проигрыватель, я могла поставить свою фонотеку. Родитель сделал мне киноаппарат, он был физик, преподаватель института и сумел мне сделать шторы, которые автоматически поднимались и опускались. Я всегда показывала кинофрагменты, это было так здорово. Эти фрагменты были краткие, емкие и по ним можно было дальше вести нить разговора с ребятами.
В кабинете всё самодельное: на стенах висели высказывания, которые были оформлены руками детей, репродукции картин и российской архитектуры. Когда увлекалась иконописью, то и часть икон была размещена в кабинете – чтобы у ребят была возможность ходить по кабинету, смотреть.
Практически одной из первых учителей в 15 школе я начала менять внешний вид своего кабинета от линолеума до того, чтобы на обшарпанные стулья надеть чехлы, которые мы с родителями сшили из старых штор. Вначале я в одном кабинете работала, оформила его как музей и передала другому учителю. Затем перешла в другой кабинет, более просторный, в котором нашлось место для создания краеведческого уголка. Благодаря директору школы у нас всегда было оборудование – в 90-е годы это видеомагнитофон»[3].
А вот что рассказал учитель информатики школы №3 Ильяс Халилович Касимов: «Условия труда были соответствующие тем временам. Не так сильно на это обращали внимание, как сейчас. Не было таких процедур, как аттестация рабочего места. Стол, стул, доска, мел и тряпка. И раньше как-то по-другому работали. Если можно сказать, как на общественных началах что ли. Сейчас это кажется диким явлением. Молодежь сейчас ни за что не будет выполнять работу безвозмездно. Но я не осуждаю. Может быть, так и должно быть.
Как только я пришёл в школу, мне дали кабинет на четвертом этаже. Это был кабинет истории, как ни странно, хотя сам вёл уроки физики и математики. Ничего особенного. Пара плакатов, доска. Принёс в кабинет напольный сейф, прикрутил к полу, и у меня была возможность хранить ценные вещи и материалы там. Открутить или вытащить было невозможно от пола. Также пришлось принести треногу для цветов. Ученики принесли горшки с цветами, и мы организовали в углу зеленый уголок. А потом уже, когда нам поставили компьютеры, мы с силами учеников переоборудовали один из кабинетов в кабинет информатики. Их поставили нам в 1992 году. Проект был подписан ещё перед развалом СССР между Горбачевым и Бушем – «Пилотные школы». 11 компьютеров IBM. Лишь 2 кабинета досталось Глазову. Один в школу №3, другой в физмат-лицей. Вот это был такой пилотный проект. Все ходили и смотрели на эту чудо-технику.
Школьное оборудование было обычное. Серые, голубоватые столы, тяжелые стулья. В кабинетах химии и физики стояли киноаппараты, на которых показывали фильмы. Вот это было в то время очень популярным видом уроков для учащихся. Всегда ученики с большим удовольствием смотрели фильмы»[4].
Таким образом, из технических средств в кабинетах были киноаппараты, проигрыватели, магнитофоны, видеомагнитофоны, но это, как правило, в школах повышенного уровня. Обычные же школы преподавали по старинке. В некоторых школах, в частности в ФМЛ и МБОУ «СОШ № 3» г. Глазова, с 1992 года стали появляться компьютеры.
Ремонт в классах производился совместно с родителями и учениками. Элементы оформления в кабинете, в основном, были самодельными: плакаты, высказывания, чехлы на стулья, шторы.
Особых прав и привилегий у учителей не было, наоборот, в условиях нестабильной политической ситуации авторитет учителя падал. Но в 90-е годы, в отличие от нашего времени, выплачивались командировочные, им была предоставлена возможность ездить на курсы повышения квалификации абсолютно бесплатно, получать премии и награды за хорошую работу, бесплатно посещать музеи.
Баширова Татьяна Михайловна – педагог-организатор МБОУ ДО «ДЮЦ», например, рассказала от том, что в начале 1990-х годов молодой педагог, который приходил после ВУЗа с красным дипломом, получал заработную плату на 10 рублей больше, на то время это была приличная надбавка. В 90-е годы были доплаты за кабинет, был стимулирующий фонд для доплат за успехи и достижения детей и педагогов. Любые командировки, семинары оплачивались администрацией[2].
Касаемо кризисного периода, респонденты сошлись во мнениях: отсутствие наличных денег, дефицит продовольственных товаров очень усложняли жизнь. Приходилось перешивать, перекраивать одежду самим, потому, что новую приобрести было затруднительно, стояли в очередях за продуктами питания. Учителя сообщают о существовании школьных профсоюзов, через которые проводилось распределение дефицитных товаров. Так же многие получали талоны на водку и сигареты, и те, для кого данные товары не представляли практической ценности, могли использовать их в качестве своеобразной валюты, обменивая на что-либо другое
Наши респонденты – учителя, пик трудовой жизни которых пришёлся на самые трудные времена. На тот момент, устоявшийся мир с его верой в светлое будущее, пионерией и автором незамысловатого лозунга из трёх «учиться» стремительно рушился. Неизменными оставались только учителя, которые вместе с остальными гражданами нашей страны переживали кризисы, стояли в очередях, но при этом достойно исполняли свой долг. Школы были не всегда обеспеченны и укомплектованы всем необходимым: мебель, учебники, техника. Работать приходилось, как говорит Арасланова Рамиля Назиповна, «на голом энтузиазме», так как методических разработок по отдельным предметам было очень мало, приходилось продумывать свои методы[1]. Любовь учителей к детям и к своей работе способствовала сохранению стабильности рабочих кадров в сфере образования.