Статья:

Методика обучения младших школьников созданию декоративной композиции на уроках изобразительного искуссва

Конференция: LV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Косимова М.В. Методика обучения младших школьников созданию декоративной композиции на уроках изобразительного искуссва // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 25(55). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/25(55).pdf (дата обращения: 22.01.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Методика обучения младших школьников созданию декоративной композиции на уроках изобразительного искуссва

Косимова Мариам Викторовна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Даниленко Анжела Павловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Художественное образование в школе духовно-нравственно развивает ребенка, формирует у него качества отвечающие принципам человечности, доброты, культуры. В процессе знакомства с различными видами творческой деятельности ребенок получает первые художественные впечатления. Эти впечатления необходимый опыт для всех без исключения: будущих врачей, экономистов, техников, механиков и т.д. Эстетика должна быть во всех видах человеческой деятельности, и только искусство способно «научить» человека прекрасному, что реализуется на предметах художественного цикла.

Особое внимание стоит уделить формированию знаний о композиции, так как это основа всей изобразительной деятельности. Умение правильно изображать натуру – это первая ступень на пути к искусству, главное в творчестве - это умение выразить свои мысли и чувства. Обучение композиции в начальной школе на уроках ИЗО реализуется посредством выполнения практических заданий. С учетом психо-педагогических особенностей восприятия младших школьников для большей результативности усвоения материала и реализации творческой деятельности лучше использовать декоративную композицию.

Данная композиция, имеет четко выраженную композиционную схему, цветовую гамму с преобладанием локальных цветов и включает в себя элементы растительного мотива, геометрические формы, звериный стиль которые понятны ребенку и могут быть им воспроизведены. Именно в младшем школьном возрасте усвоение декоративного искусства происходит наиболее прогрессивно. Не менее важным аспектом для младших школьников в занятиях декоративно-прикладным искусством является развитие моторики, в момент работы с различного рода материалом. Моторика рук тесно связана со слухом, ощущениями, восприятиями, поэтому обучение декоративной композиции младших школьников это один из важных элементов в развитии ребенка.

Методика обучения композиции широко представлена в работах Г.В. Беда, Е.В. Шорохова. Некоторых вопросов методики преподавания декоративной композиции в своих трудах касались: В.С. Кузин [2], Г.М. Логвиненко [4], Н.М. Сокольникова [5], Б.М. Неменский [6], Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова [7].

Опираясь на информацию сайта «Портал образования г. Белгорода» было установлено, что обучение «Изобразительному искусству» в начальных классах г. Белгорода и Белгородской области осуществиться по рабочим программам Б.М Неменского., В.С. Кузина, Л.Г. Савенковой и Т.Я. Шпикаловой. Проанализировав программы было выявлено процентное содержание декоративных работ от всего курса 1- 4 классов.

Таблица 1.

Анализ программ по изобразительному искусству в начальной школе

Рабочая программа

(135 часов)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Соотношение работ с использованием декоративных композиций к работам всего курса

Неменский Б.М.

5

4

7

1

13%

Кузин В.С.

9

7

7

8

23%

Савенкова Л.Г.

3

3

6

14

21%

Шпикалова Т.Я.

15

11

11

9

34%

 

Большинство школ реализуют программу Б.М. Неменского, которая направлена на получение теоретических знаний в области мировой художественной культуры с целью культурной самоидентификации младшего школьника. Обучение композиции и декоративной композиции не является основной задачей программы. Программа В.С. Кузина направлена на усвоение изобразительной грамоты при рисовании с натуры, программа Л.Г. Савенковой более всего соответствует веяниям современности. Несомненно, в программе присутствует достаточно уроков «традиционного школьного рисования», которые развивают наблюдательность, внимание, навыки рисования. Но также по программе Л.Г. Савенковой обучающиеся получают первоначальные знания компьютерной графики и выполняют творческие работы на компьютере. Программа Т.Я. Шпикаловой для начальных классов можно назвать «энциклопедией народного искусства». Большая часть уроков построена на изучении народного декоративно-прикладного искусства.  Особое внимание стоит обратить на использование дидактических таблиц. Результаты детей, которые рисовали с использованием данного метода таблиц, намного лучше, чем у детей, которые рисуют, опираясь на свои эмоции и представления. Это можно объяснить тем, что фантазия развивается не на пустом месте.

Проанализировав все программы было установлено, что обучение детей приемам композиции на занятиях изобразительным искусством будет эффективным если: процесс обучения композиции будет основан на наблюдении; процесс обучения будет сопровожден использованием необычных художественных техник; будет разработана программа по изобразительному искусству для 2 класса и структура уроков с учетом психофизиологических особенностей обучающихся начальных классов.

Программа рассчитана на год обучения- 35 часов. Возраст детей охватывает промежуток от 7 (8) – 11 (12) лет. Данная программа состоит из четырех разделов: «Выразительные возможности материалов», «Выражение характера в изображении», «Композиционные закономерности» и «Декоративная композиция».

Цель программы: общее художественное развитие детей, через углубленное изучение закономерностей декоративной композиции.

Задача: определить влияние разработанной программы уроков по изобразительному искусству на уровень выполнения работ учащихся.

Во время прохождения учебно-педагогической практики в МБОУ СОШ «Гимназия №2» был проведён констатирующий эксперимент по итогу которого было установлено, что в целом, обучающиеся проявляют интерес к изобразительной деятельности, старательно и аккуратно выполняют творческие работы. Однако у обучающихся отсутствует целостность работы, не прослеживается принцип построения декоративной композиции.

На формирующем этапе были разработан планы-конспекты уроков с учетом психофизиологических особенностей обучающихся начальных классов. Структура уроков: формирование общего представления о композиции и анализ работ художников; изучение основных этапов построения декоративной композиции; практическое выполнение обучающимися начальных классов декоративных работ по дидактическим таблицам; анализ полученных работ. В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству особо важное значение приобретает включение в драматургию урока активных средств эмоционально-образного воздействия - слова, музыки, зрительных образов.

По результатам контрольного среза выделаются улучшения в построении декоративной композиции учащихся.

Теоретические положения и результаты экспериментально-педагогической работы позволяют сделать следующие выводы:

  1. теоретически обоснована необходимость включения уроков, связанных с декоративной композицию в программу по изобразительному искусству в общеобразовательное учреждение;
  2. выявлена и изучена проблема недостаточного уровня развития навыков построения композиции у учеников вторых классов на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы;
  3. установлено, что совершенствование навыков в составлении декоративной композиции школьников происходит при условии чёткого определения содержания и методики обучения, разработки тематики заданий при учёте психо-педагогических и индивидуальных особенностей школьников.

 

Список литературы:
1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты//Беда Г.В./ - М.,1989. -192 с.
2. Кузин В.С. Методика преподавания ИЗО в 1-3 кл. М.: Просвещение, 1979. -191 с.
3. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей. - М: Просвещение, 1977. - 208 с. 
4. Логвиненко Г.В. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 030800 "Изобразительное искусство". — М.: Владос, 2005. — 144 с.
5. Н. М. Сокольникова. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. Учреждений высш.  проф.  Образования / Н.  М. Сокольникова. -М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 256 с.
6. Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2013. - 240 с. 
7. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителей. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1979. — 192 с.