Методика обучения младших школьников созданию декоративной композиции на уроках изобразительного искуссва
Конференция: LV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
LV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Методика обучения младших школьников созданию декоративной композиции на уроках изобразительного искуссва
Художественное образование в школе духовно-нравственно развивает ребенка, формирует у него качества отвечающие принципам человечности, доброты, культуры. В процессе знакомства с различными видами творческой деятельности ребенок получает первые художественные впечатления. Эти впечатления необходимый опыт для всех без исключения: будущих врачей, экономистов, техников, механиков и т.д. Эстетика должна быть во всех видах человеческой деятельности, и только искусство способно «научить» человека прекрасному, что реализуется на предметах художественного цикла.
Особое внимание стоит уделить формированию знаний о композиции, так как это основа всей изобразительной деятельности. Умение правильно изображать натуру – это первая ступень на пути к искусству, главное в творчестве - это умение выразить свои мысли и чувства. Обучение композиции в начальной школе на уроках ИЗО реализуется посредством выполнения практических заданий. С учетом психо-педагогических особенностей восприятия младших школьников для большей результативности усвоения материала и реализации творческой деятельности лучше использовать декоративную композицию.
Данная композиция, имеет четко выраженную композиционную схему, цветовую гамму с преобладанием локальных цветов и включает в себя элементы растительного мотива, геометрические формы, звериный стиль которые понятны ребенку и могут быть им воспроизведены. Именно в младшем школьном возрасте усвоение декоративного искусства происходит наиболее прогрессивно. Не менее важным аспектом для младших школьников в занятиях декоративно-прикладным искусством является развитие моторики, в момент работы с различного рода материалом. Моторика рук тесно связана со слухом, ощущениями, восприятиями, поэтому обучение декоративной композиции младших школьников это один из важных элементов в развитии ребенка.
Методика обучения композиции широко представлена в работах Г.В. Беда, Е.В. Шорохова. Некоторых вопросов методики преподавания декоративной композиции в своих трудах касались: В.С. Кузин [2], Г.М. Логвиненко [4], Н.М. Сокольникова [5], Б.М. Неменский [6], Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова [7].
Опираясь на информацию сайта «Портал образования г. Белгорода» было установлено, что обучение «Изобразительному искусству» в начальных классах г. Белгорода и Белгородской области осуществиться по рабочим программам Б.М Неменского., В.С. Кузина, Л.Г. Савенковой и Т.Я. Шпикаловой. Проанализировав программы было выявлено процентное содержание декоративных работ от всего курса 1- 4 классов.
Таблица 1.
Анализ программ по изобразительному искусству в начальной школе
Рабочая программа (135 часов) |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Соотношение работ с использованием декоративных композиций к работам всего курса |
Неменский Б.М. |
5 |
4 |
7 |
1 |
13% |
Кузин В.С. |
9 |
7 |
7 |
8 |
23% |
Савенкова Л.Г. |
3 |
3 |
6 |
14 |
21% |
Шпикалова Т.Я. |
15 |
11 |
11 |
9 |
34% |
Большинство школ реализуют программу Б.М. Неменского, которая направлена на получение теоретических знаний в области мировой художественной культуры с целью культурной самоидентификации младшего школьника. Обучение композиции и декоративной композиции не является основной задачей программы. Программа В.С. Кузина направлена на усвоение изобразительной грамоты при рисовании с натуры, программа Л.Г. Савенковой более всего соответствует веяниям современности. Несомненно, в программе присутствует достаточно уроков «традиционного школьного рисования», которые развивают наблюдательность, внимание, навыки рисования. Но также по программе Л.Г. Савенковой обучающиеся получают первоначальные знания компьютерной графики и выполняют творческие работы на компьютере. Программа Т.Я. Шпикаловой для начальных классов можно назвать «энциклопедией народного искусства». Большая часть уроков построена на изучении народного декоративно-прикладного искусства. Особое внимание стоит обратить на использование дидактических таблиц. Результаты детей, которые рисовали с использованием данного метода таблиц, намного лучше, чем у детей, которые рисуют, опираясь на свои эмоции и представления. Это можно объяснить тем, что фантазия развивается не на пустом месте.
Проанализировав все программы было установлено, что обучение детей приемам композиции на занятиях изобразительным искусством будет эффективным если: процесс обучения композиции будет основан на наблюдении; процесс обучения будет сопровожден использованием необычных художественных техник; будет разработана программа по изобразительному искусству для 2 класса и структура уроков с учетом психофизиологических особенностей обучающихся начальных классов.
Программа рассчитана на год обучения- 35 часов. Возраст детей охватывает промежуток от 7 (8) – 11 (12) лет. Данная программа состоит из четырех разделов: «Выразительные возможности материалов», «Выражение характера в изображении», «Композиционные закономерности» и «Декоративная композиция».
Цель программы: общее художественное развитие детей, через углубленное изучение закономерностей декоративной композиции.
Задача: определить влияние разработанной программы уроков по изобразительному искусству на уровень выполнения работ учащихся.
Во время прохождения учебно-педагогической практики в МБОУ СОШ «Гимназия №2» был проведён констатирующий эксперимент по итогу которого было установлено, что в целом, обучающиеся проявляют интерес к изобразительной деятельности, старательно и аккуратно выполняют творческие работы. Однако у обучающихся отсутствует целостность работы, не прослеживается принцип построения декоративной композиции.
На формирующем этапе были разработан планы-конспекты уроков с учетом психофизиологических особенностей обучающихся начальных классов. Структура уроков: формирование общего представления о композиции и анализ работ художников; изучение основных этапов построения декоративной композиции; практическое выполнение обучающимися начальных классов декоративных работ по дидактическим таблицам; анализ полученных работ. В процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству особо важное значение приобретает включение в драматургию урока активных средств эмоционально-образного воздействия - слова, музыки, зрительных образов.
По результатам контрольного среза выделаются улучшения в построении декоративной композиции учащихся.
Теоретические положения и результаты экспериментально-педагогической работы позволяют сделать следующие выводы:
- теоретически обоснована необходимость включения уроков, связанных с декоративной композицию в программу по изобразительному искусству в общеобразовательное учреждение;
- выявлена и изучена проблема недостаточного уровня развития навыков построения композиции у учеников вторых классов на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы;
- установлено, что совершенствование навыков в составлении декоративной композиции школьников происходит при условии чёткого определения содержания и методики обучения, разработки тематики заданий при учёте психо-педагогических и индивидуальных особенностей школьников.