Статья:

Применение основ классического танца при работе с детьми дошкольного возраста

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Елизарьева А.П. Применение основ классического танца при работе с детьми дошкольного возраста // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 18.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 36 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение основ классического танца при работе с детьми дошкольного возраста

Елизарьева Анна Павловна
студент 4 курса БГПУ им.М. Акмуллы, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
Каримов Марат Аглямович
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. БГПУ им.М. Акмуллы, РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа

 

Обучение хореографии сегодня становиться очень популярным. Причем не только у родителей, но и у детей самого разного возраста.

В настоящее время хореографическое искусство становиться популярным и в системе учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста. Занятия хореографией в самого раннего возраста это одно из перспективных направлений в развитии ребенка, как физического, так и эстетико-духовного. Хореографическое искусство направлено на развитии индивидуальности ребенка, приобщении его к искусству, формирование у него вкуса. Поэтому искусство танца сегодня одно из актуальных и доступных направлений в развитии детей раннего возраста.

Классический танец – это основа хореографического искусства. Это образно-танцевальная система движений человека, который на протяжении многих десятилетий видоизменялся, развивался, приобретала новые черты. Но так и остался основой любого танцевального искусства.

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми дошкольного возраста лежит принцип воспитывающего обучения. [1, с. 92] Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия хореографией способствуют физическому и духовному его развитию, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. А опора на основы классического танца при этом способствуют правильному постижению основ танцевального искусства.

На занятиях мы знакомим детей с основами классического искусства, новой для них терминологией, простейшими навыками движений.

Обучение классическому танцу включает в себя: изучение основных позиций рук, ног и постановки корпуса, ознакомление с профессиональной терминологией, историей развития балета, постановку маленьких классических форм: этюдов, адажио, вариаций и т.д. [2, с.115]

Начиная заниматься, нужно помнить о стойке, ведь ничего не получится, если не вытянуть корпус вертикально, не допуская согнутого или выгнутого позвоночника, и не распределить вес между ногами. Для выработки правильной осанки необходимо много терпения и времени. О своей осанке нельзя забывать никогда – ни во время занятий классикой, ни при самостоятельных тренировках, ни в любой другой день. Классический танец, как и многие другие – это не только набор движений, его нужно оживить, вложить в него эмоции и чувства. И как только в танце раскрываются сильные чувства, впечатление от него в значительной степени меняется, он завораживает своей пластической выразительностью, оставляя полное эстетическое наслаждение.

Все движения классического танца строятся на основе выворотности. Выворотность – термин, обозначающий одно из важнейших, профессиональных качеств артиста классического танца. Выворотность способствует чистоте пластичных линий движений ног, делает невидимыми углы, образуемые пятками при поднимании ног и т. д.

В преподавании у детей дошкольного возраста необходим индивидуальный подход, причем в данном случае имеется в виду не столько педагогический метод подачи материала для изучения, сколько психологическая сторона процесса обучения. [3, с. 104] Таким образом, преподавателю необходимо не только владеть материалом, который он должен донести до учеников, но также обладать хорошими знаниями в области психологии.

В личностно ориентированном обучении детей дошкольного возраста на основе классического танца присутствует психолого-педагогический компонент. Например, познавательный аспект психолого-педагогической составляющей подразумевает развитие внимания и памяти, что необходимо для успешного освоения основ классического танца.

Кроме вышеперечисленных качеств, на занятиях преподаватель должен развивать у учащихся творческую активность, воображение, эмоциональность. Поэтому одним из условий реализации вышеперечисленных требований является стремление ребенка к самовыражению. Для этого педагог должен создавать на занятиях атмосферу свободы творчества (при безусловном соблюдении дисциплины). В результате у детей дошкольного возраста будет формироваться свой внутренний мир, который в творческом процессе играет немаловажную роль.

При выполнении учащимися заданий преподаватель, наблюдая за проявлением характера исполнения определенных движений, должен найти связь с психосоматической симптоматикой учащихся на уровне их индивидуальных психологических особенностей.

Кроме этого, одной из составляющей психолого-педагогической основы личностно-ориентированного обучения детей дошкольного возраста

является необходимость наличия системной педагогической технологии, обеспечивающей развитие хороших координационных навыков, приводящих к свободным и согласованным движениям при выполнении заданий на занятиях по танцу. При выполнении танцевальных комбинаций на уроках необходимо добиваться от учеников самостоятельной творческой интерпретации образа. Большое значение имеет постановка у детей регулируемого и правильного дыхания при исполнении движений из раздела «прыжки».

Уже во время первых занятий при внимательном наблюдении педагога можно выявить в теле ребенка большое количество мышечных зажимов. Например, дети не могут спокойно и плавно переводить руки из позиции в позицию. Причем часто это является не только результатом недостаточно развитых координационных навыков. Наличие так называемого «мышечного панциря» определяется общим психологическим напряжением организма. Это связано, прежде всего, с тем, что ребенок попадает сразу в новый социум и вокруг него уже совсем другая обстановка, предполагающая тяжелые физические нагрузки каждый день. Происходит период адаптации.

Впоследствии, при своевременной и грамотной работе педагога, происходит постепенное улучшение состояния, в теле учащихся тоже происходит снятие мышечного зажима, начинается процесс психологического расслабления.

Первые занятия с детьми дошкольного возраста не должны быть для ребенка очень сложными. В ходе занятий педагог должен установить доверительную атмосферу, это является залогом более успешного обучения в

дальнейшем. На первых занятиях большое внимание уделяется работе с руками – движениям portdebras. При этом движения рук, переходы из позиции в позицию должны быть плавными, без рывков, что является методическими требованиями правильного исполнения движений. Если педагог будет уделять внимание музыкальному материалу, сопровождающему урок, то перед ребенком будут вставать интересные для него задачи различного характера. Известно, что на начальном этапе музыкальное сопровождение должно быть максимально простым. Главное – передавать ритм движения, но во время исполнения portdebras (упражнений для рук) музыкальное сопровождение имеет значение, и преподаватель должен обращать на это внимание.

В изучении движений преподаватель придерживается принципа «от простого к сложному».

Обучение – всегда двусторонний процесс. Помимо того, что педагог должен научить детей, дать им определенные знания, дети сами тоже должны проявлять стремление учиться, достигая положительных результатов в обучении.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что как важно дать детям грамотную и систематическую подготовку на занятиях хореографией. Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.

 

Список литературы:
1. Андреева, Т.Ф. Тенденции развития классического танца в любительском коллективе // Самарские хореографические встречи / Т.Ф.Андреева. – Самара: Издательство СГПУ, 2003. – 92с.
2. Борисов, А.И. Деятельность педагога-хореографа в условиях основе развития современной концепции образования // Российское творческой образование на рубеже веков / А.И. Борисов. – Самара: Научно-практическая конференция, 2012. – 115с.
3. Главатских Р.Р. Теория и практика развития творческого потенциала младших школьников / Р.Р. Главатских; М-во образования и науки Удмурт. Респ., Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования Удмурт. Респ. - Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2007. – 304 с.