Внедрение норм ГТО в студенческую жизнь
Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Внедрение норм ГТО в студенческую жизнь
В известном детском стихотворении С.Я. Маршака 1937 года «Рассказ о неизвестном герое» пожарные, милиция и фотографы разыскивают двадцатилетнего парня, спасшего из огня девочку. Из примет – «среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак «ГТО» на груди у него. Больше не знают о нем ничего», сообщает читателю Маршак.
Ирония стихотворения заключалась в том, что значкистов ГТО в то время было больше половины страны, и каждый был готов к труду и обороне.
Те, кто учился в школе еще до распада Советского Союза, помнят три заветные буквы – ГТО, или «Готов к труду и обороне» — программу физической и культурной подготовки, которая основывалась на единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания населения.
История программы началась 24 мая 1930 года, когда газета «Комсомольская правда» предложила установить всесоюзные испытания на право получения значка ГТО. На проект значка был объявлен открытый конкурс, в результате массового обсуждения был одобрен проект значка, предложенный 15-летним школьником В. Токтаровым. Окончательный вариант значка подготовил художник М.С. Ягужинский.
Сдача нормативов подтверждалась особыми значками. Чтобы получить такой значок, нужно было выполнить заданный набор требований. В зависимости от уровня достижений сдающие нормативы каждой ступени награждались золотым серебряным или бронзовым значками. Значки ГТО до 1960 года изготавливались из бронзы, томпака или латуни, и покрывались горячими эмалями (клуазон), Знаки «Отличники ГТО СССР» изготавливались из серебра. После 1960 года начался массовый выпуск значков из алюминия с покрытием жидкими (холодными) эмалями. Креплением для значков ГТО служил винт или безопасная булавка.
Для оздоровления нации, создания необходимых возможностей для всесторонней физической подготовки населения к труду и обороне Родины руководство страны в 2014 году обратилось к опыту советских времен – комплекс ГТО (Готов к труду и обороне) был возрожден. В том же году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне». По словам бывшего министра образования Дмитрия Ливанова, начиная с 2015 года результаты сдачи комплекса ГТО будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения. Кроме того, программы внедрения комплекса ГТО в вузах разрабатываются и реализуются уже сегодня.
Для актуализации комплекса ГТО в высшем учебном заведении необходимо разработать систему поощрений студентов, выполнивших на этапе обучения нормы ГТО.
Развитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни.
Многие ученые не раз упоминали о неразрывной связи физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, их взаимосвязи и взаимообусловленности. П.Ф. Лесгафт положил начало научному анализу физического воспитания, рассматривая его с позиции анатомии и физиологии, педагогики и психологии, он говорил о единстве физического и духовного развития человека при решающей роли нравственного воспитания.
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся – 80%. В тексте стратегии отмечено, что на сегодняшний день в целом в России не менее 60 % обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минздравсоцразвития России, только 14% обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40% допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. При этом большинство граждан не имеют возможности систематически заниматься физической культурой и спортом. Так, в настоящее время 85% граждан, в том числе 65% детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.
Исправить ситуацию и достичь указанных целей, призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стало введение в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), главной целью которого является охват всего населения страны общим спортивным движением.
Тот, кто внедряет программу ГТО в вузе должен знать основные мотивы студентов, необходимые для занятия спортом и пользоваться ими. Среди различных мотивов – долженствования, подражания, соперничества, дружеской солидарности, комфортности, игровым – наиболее актуальным мотивом был назван мотив физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения сокурсников, получить или поддержать высокий социальный статус в студенческой среде. Стремление утвердить себя в социуме связано с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Среди других мотивов в меньшей степени, однако, определяющими также является мотив долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы, комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях.
Результаты исследований последних лет позволяют сделать вывод, что стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности – существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.
Задача высших учебных заведений – заинтересовать студентов к занятиям по физической культуре и стимулировать учащихся регулярно и эффективно заниматься физической культурой. Для решения этой задачи в своей статье «Модель внедрения ГТО в высшем учебном заведении в Свердловской области: введение поощрений» А.В. Волынкина предлагает систему поощрений за выполнение норм ГТО.
1. В текущей аттестации по балльнорейтинговому оцениванию учебной деятельности студентов ввести поощрительные баллы за выполнение норм ГТО.
2. Повышенную стипендию – также за выполнение нормативов ГТО. Студенты, сдавшие нормы ГТО на «отлично» будут получать стипендию с надбавкой. Размер надбавок будет также зависеть от уровня сложности нормативов ГТО: золотого, серебряного или бронзового.
На сегодняшний день велик процент студентов, не только не занимающихся физкультурой или спортом регулярно, но и не посещающих занятия по физической культуре в высших учебных заведениях. Она предполагает – на первом этапе внедрения норм ГТО студенты будут стимулированы благодаря введению поощрений за сдачу норм: в погоне за хорошей отметкой или зачетом учащиеся будут увлечены физкультурой, вследствие чего на следующих этапах внедрения ГТО выполнение норм будет не обязательством или повинностью, а достижением, которому будет сопутствовать уважение и престиж среди молодежи.
Формирование здорового образа жизни населения нашей страны – одна из приоритетных задач государства. Создание эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, является частью программы совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта. Однако важно не просто ввести нормативы и обязать все население их выполнять – насильственными методами можно сформировать негативное отношение к занятиям спортом.
Стержнем любой деятельности является потребностно-мотивационный компонент. Потребность в сохранении и укреплении здоровья, потребность в физическом совершенствовании, потребность в достижении результата – вот психологические основы мотивации занятий физической культурой и спортом.