Статья:

Творческое саморазвитие личности младшего школьника

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шепель В.П. Творческое саморазвитие личности младшего школьника // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(50).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Творческое саморазвитие личности младшего школьника

Шепель Виктория Павловна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Став-рополь
Ширванян Аревик Эрниковна
научный руководитель, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Уникальность, неповторимость, индивидуальность человека связана с проблемой творчества. Творческий процесс подразумевает новейшее виденье, в таком случае имеется стремление к отказу от обычных методик и стандартов поведения, восприятия и мышления — готовность к самоизменению. Человеческая неповторимость всегда неподражаема, таким образом, возникновение в обществе любой человеческой индивидуальности — это возникновение чего-то новейшего, осуществление данной неповторимости, уникальности — это и есть творческий акт.

Творческий акт как проявление внутренней свободы обоснован у Н.А. Бердяева, Х.Г. Гадамера, Ж.П. Сартра, Э. Фромма [2, 158]. Позиция о том, что творческий процесс считается "душой" саморазвития посредством вхождение в культуру в ходе собственных стремлений личности, обнаружило отображение у Г.С. Батищева, Л.А. Когана, К. Маркса, П.А. Флоренского [4, 68].

О. Дедюхина «творчество понимает как психологический процесс познания, который связан с открытием субъективно нового знания, расширением задач, творческой  трансформацией действительности» [3, с. 36]. Творчество представляет собой высший познавательный процесс, который порождает активную форму творческого отклика и преобразования человеком действительности.

Термин «творческое саморазвитие» рассматривают с различных позиций, которые представлены в исследованиях многих ученых. Так, например, Н. Д. Толстолуцких понимает идею творческого саморазвития как саморазвивающийся процесс развития личности, возникающий  в итоге внешних и внутренних воздействий в разных видах работы. В. И. Андреев считает творческое саморазвитие личности как отдельный вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, который направлен на увеличение результативности процессов «самости», в которых главными являются самопознание, самооценка, творческая самореализация и самосовершенствование личности [1, 106].  Исходя из этого, повысился интерес педагогики к рассмотрению творческого процесса как центрального понятия в составе саморазвивающейся личности, появилась потребность в рассмотрении проблемы творческого саморазвития с позиций педагогики.

Выражением творческого процесса в процессе обучения выступает составленный учащимися творческий продукт. Формировавшись как субъект творческой деятельности, ученик может самостоятельно выбрать цель и методы ее достижения. Высшей ступени он достигнет, когда главной его целью станет саморазвитие, способность рефлексивно воспринимать свою деятельность. Источник развития – с определенной целью, организованное обучение, в котором создаются условия для саморазвития личности.

Чтобы сформировать творческую личность в ходе обучения, любой преподаватель обязан являться знаком с сущностью творческого процесса, современными представлениями о нем, способами освоения творчества, свойствами творческой личности, их концепцией, для того чтобы обладать правом создавать подобные качества у младших школьников. Каждый преподаватель должен уметь распознавать уровень творчества, понимать основные формы, пути и механизмы развития творческой личности, особенно основную из них – творческую задачу.

Учебное заведение должно как можно раньше выявлять особенности творческой личности у учеников и совершенствовать их у всех без исключения школьников, сосредоточивая интерес, безусловно, на то, что дети рождаются с различными задатками творчества.

Как показывают исследования, только в 13% учащихся создают целевые установки на обнаружение нового, ранее незнакомого, а у других – на механическое запоминание текстов. Для того чтобы найти решение данной проблемы, педагогу следует осуществлять работу с учащимися в трех направлениях:

1) грамотно выражать целевую установку (обозначать, перечислять факты, все без исключения, которые подлежит освоению; предоставлять общее понимание о теме, которую необходимо изучить; уделять внимание новизне исследуемого материала; обращать внимание на критику: критическому отношению к учебнику; совершать прогнозирование);

2) производить наблюдение за восприятием;

3) увеличивать скорость воображаемых действий, концентрировать интерес на глубину и точность их осознания, на визуальное представление фактов, исключение важного, прогнозирование прочитанного, формирование причинно-следственных связей, критическое отношение к слову. Помимо этого, стоит напомнить, что положительный итог дает осуществление педагогом основ учебно-воспитательного процесса, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей учащихся. Среди них можно выделить:

  • принцип развития, который разрешает учет возрастных и индивидуальных особенностей учеников;
  • принцип самодеятельности, целью которого деятельный подход, когда ученики являются соучастниками учебного процесса, а идеи педагога овладевают ими;
  • принцип самоорганизации, должен хорошо быть освоен учителем [6, 7].

Далее предоставлены методики, разработанные исследователями, которые  следует использовать на практике педагогу, который ставит цель своей образовательной деятельности – создание условий для творческого развития личности младшего школьника.

Методика «Потребность в достижении успеха» [Ю.М. Орлов, В.И. Шкуркин, Л.П. Орлова]. Цель: проверить, есть ли желание к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному развитию. Как считают психологи, это устремление называется потребностью в достижениях.

Методика «Составление расписания на неделю» [С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна]. Цель: проанализировать отношения ученика к отдельным учебным предметам и к обучению в целом.

Методика «Склонность к творчеству» [А.И.Савенков]. Цель: выявление у младших школьников уровня развития склонности к творчеству.

Методика «Круги» [Э. Вартегг]. Цель: подвести итоги о степени развития и характере творческого воображения, используя интерпретации рисунков.

Таким образом, процессы самопознания, самореализации и саморазвития личности в становлении развивающейся личности обретают особенную значимость при осуществлении главных образовательных вопросов: воспитании личности, владеющей умением принимать серьезные решения, демонстрировать творческую активность.

Творческие возможности младших школьников осуществляются в различных видах деятельности. В процессе развития творческих способностей младших школьников, необходимо рассматривать и оценивать не только полученный результат деятельности, но и методы, операции, с помощью которых она была произведена. Исходя из этого,  с самого начала педагогической деятельности требуется большое внимание уделять развитию творческих способностей младших школьников. Ориентировать их не только на традиционное усвоение знаний, так как такой метод в формировании учебно-познавательной деятельности в настоящий момент не является продуктивным, потому что объем знаний растет с высокой скоростью. К тому же знания сами по себе еще не обеспечивают появления новых оригинальных идей. Поэтому особое внимание необходимо обращать на  развитие таких свойств личности, которые позволяют творчески использовать полученные знания.

Диагностический подход к определению уровня творческого развития личности  позволяет приблизиться к познанию такого уникального явления, как творчество растущей и развивающейся личности ребенка.

По итогам полученной информации педагог планирует образовательную и воспитательную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала младших школьников. Полученная информация позволяет педагогу грамотно вносить необходимые соответствующие изменения в содержание образовательной программы и в условия ее реализации, в планирование и организацию творческих конкурсных мероприятий, организацию педагогической поддержки младших школьников.

Итак, знание будущими учителями начальных классов методических аспектов технологии формирования творческой личности даст им, в последующей деятельности, возможность заслужить любовь детей с помощью интересных и нестандартных уроков, а также достижение одной из главных целей современного образования – формирование творческую личность.  Для саморазвития задатков, данных с рождения, включая и формирование творческих способностей, необходима целенаправленная активность, конструктивная деятельность, в первую очередь самой личности, сформированной на научном знании определенных методов, принципов и правил. Для полноценного развития творческой личности ребенка необходимо расширять доступный детям набор интеллектуальных действий, поощрять активное продуцирование идей, причем самых разнообразных и необычных.

 

Список литературы:
1. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий,  2013.
2. Бердяева Н. Творчество «свободного духа» // Известия Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена. Ас-пирантские тетради.- 2009г.-№ 93.
3. Дедюхина О. Обеспечение творческой самореализации воспитанников. – М.: Эксмо, 2005.
4. Коган Л. А. "Самовоспитание человека": философское кредо Пушкина // Вопросы философии, 1999, №7.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.). Утвержден приказом Министерства об-разования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 20.03.2019).
6. Цапок  В.А. Творчество (Философский аспект проблемы).-Кишинев, 1989.