Статья:

СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОГРАНИЗАЦИИ

Конференция: CCCXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Воробьёва Ю.С. СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОГРАНИЗАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 36(315). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/36(315).pdf (дата обращения: 27.10.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОГРАНИЗАЦИИ

Воробьёва Юлия Сергеевна
студент, Херсонский государственный педагогический университет, РФ, г. Херсон
Ратовская Светлана Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий, Херсонский государственный педагогический университет, РФ, г. Херсон

 

COHESION OF CHILDREN'S COLLECTIVES IN THE CONDITIONS OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

 

Yulia Vorobyova

Student of Kherson State Pedagogical University, Russia, Kherson

Svetlana Ratovskaya

Scientific supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Educational Technologies, Kherson State Pedagogical University, Russia, Kherson

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования сплоченности детского коллектива в дошкольном образовании. Анализируются психолого-педагогические факторы и условия, способствующие сплочению группы дошкольников, такие как потребность в принадлежности, эмоциональный комфорт, развитие эмпатии, мотивация к сотрудничеству, роль лидеров, совместная деятельность, позитивный климат, игровые технологии, межличностные отношения, взаимодействие с родителями и развитие коммуникативных навыков. Подчеркивается важность систематической работы педагога по созданию благоприятных условий для формирования дружного и сплоченного детского коллектива, способствующего полноценному развитию личности и успешной социализации дошкольников.

Abstract. This article examines the problem of fostering group cohesion in preschool education. It analyzes psychological and pedagogical factors and conditions that contribute to group cohesion in preschoolers, including the need for belonging, emotional comfort, the development of empathy, motivation for cooperation, the role of leaders, collaborative activities, a positive climate, game technologies, interpersonal relationships, interaction with parents, and the development of communication skills. The importance of systematic teacher work to create favorable conditions for the formation of a friendly and cohesive children's group, which promotes the full development of personality and successful socialization of preschoolers, is emphasized.

 

Ключевые слова: детский коллектив, сплоченность, дошкольное образование, психолого-педагогические факторы, сотрудничество, коммуникативные навыки.

Keywords: children's group, cohesion, preschool education, psychological and pedagogical factors, cooperation, communication skills.

 

На сегодняшний день актуальной проблемой современности выступает проблема формирования сплоченности детского коллектива. Федеральная образовательная программа дошкольного образования в качестве цели социального направления воспитания ставит формирование ценностного отношения детей к другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России приводится определение социализации и воспитания. Эти определения подчёркивают, что всесторонне развитый человек формируется в обществе, основываясь на принятии им общепринятых ценностей, нравственных принципов и моральных устоев [8]. 

Сплочение группы дошкольников – это процесс формирования устойчивых эмоциональных связей, взаимопонимания и сотрудничества между детьми, приводящий к ощущению общности и принадлежности к коллективу. Эта сплочённость не является статичным состоянием, а постоянно развивается под воздействием множества психолого-педагогических факторов и создаваемых педагогом условий. Понимание этих факторов и умелое их применение на практике является ключом к созданию гармоничного и эффективно функционирующего детского коллектива.

Проблема развития и становления детского коллектива была рассмотрена во многих работах педагогов-исследователей.

А. С. Залужный рассматривал детский коллектив как среду социального воспитания, делал акцент на роли коллектива в формировании личности и её адаптации к обществу [5].

В. А. Сухомлинский разрабатывал концепцию воспитания, основанную на принципах гуманизма и коллективизма, считал коллектив важным фактором формирования личности, способной к творчеству и саморазвитию [13].

Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов разрабатывали теорию развивающего обучения, в которой коллектив рассматривается как средство организации учебной деятельности и развития познавательных способностей детей [16].

В. П. Беспалько занимался разработкой педагогических технологий, основанных на коллективной работе и взаимообучении [2].

М. Г. Казакина исследовала структуру и динамику развития детского коллектива, выделяла этапы его развития и факторы, влияющие на этот процесс [6].

А. С. Макаренко разработал систему воспитания в коллективе, основанную на принципах целеустремленности, дисциплины и ответственности. Считал коллектив мощным инструментом формирования личности и гражданственности [9].

Т. Е. Конникова изучала особенности организации коллективной деятельности детей, разрабатывала методики вовлечения детей в общественно полезный труд и другие формы коллективной работы [7].

Т. Н. Мальковская занималась проблемами формирования социальной активности личности в коллективе, исследовала влияние коллектива на развитие нравственных качеств и гражданской позиции детей [10].

Л. И. Уманский разрабатывал теорию коллектива как социально-психологической группы, изучал структуру, функции и закономерности развития коллектива [14].

А. И. Донцов исследовал психологические механизмы формирования коллектива, изучал влияние межличностных отношений на развитие коллектива и личности в нём [4].

А. Г. Ахтян изучал вопросы коллективной деятельности в подростковом возрасте, рассматривал влияние коллектива на формирование самосознания и ценностных ориентаций подростков [1].

А. А. Бодалёв изучал психологические аспекты общения и взаимоотношений в коллективе, исследовал влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе [3].

А. В. Петровский разработал концепцию уровневого строения коллектива, выделяя различные уровни развития коллективных отношений и определяя критерии их оценки [12].

Р. В. Овчарова исследовала психологические особенности развития личности в детском коллективе, изучала влияние коллектива на формирование самооценки, уровня притязаний и других личностных характеристик [11].

Н. Е. Щуркова разрабатывала теорию воспитания в детском коллективе, основанную на принципах гуманизма и уважения к личности ребёнка [15].

Анализ научной литературы по проблеме сплочения детского коллектива позволяет выявить основные аспекты этого процесса.

Дошкольники, как и взрослые, испытывают фундаментальную потребность в принадлежности к группе и признании своей значимости в ней. Чувство принадлежности обеспечивает чувство безопасности, уверенности в себе и способствует развитию позитивной самооценки. Ребенок, ощущающий себя частью коллектива, более мотивирован к сотрудничеству и соблюдению установленных правил. Социальное принятие и признание его индивидуальных качеств сверстниками и взрослыми является мощным фактором сплочения.

Группа, в которой царит атмосфера эмоционального комфорта и безопасности, способствует свободному выражению чувств и потребностей, снижает уровень тревожности и агрессии. Дети, чувствующие себя в безопасности, более открыты к взаимодействию, проявлению эмпатии и оказанию поддержки другим. Важным компонентом эмоционального комфорта является отсутствие буллинга и дискриминации. Педагог должен активно пресекать любые проявления агрессии и создавать атмосферу взаимного уважения.

Развитие эмпатии, способности понимать и разделять чувства других людей, является важнейшим условием для сплочения группы. Эмпатия позволяет детям лучше понимать мотивы поведения друг друга, сопереживать в трудных ситуациях и оказывать поддержку. Развитие эмпатии требует от педагога создания специальных ситуаций, в которых дети могут практиковаться в распознавании и интерпретации эмоций других. Игры, ролевые упражнения и чтение художественной литературы, направленные на развитие эмоционального интеллекта, способствуют формированию эмпатии.

Сплочение группы тесно связано с уровнем мотивации к сотрудничеству. Дети, имеющие позитивный опыт совместной деятельности и осознающие выгоды сотрудничества, более склонны к объединению усилий для достижения общих целей. Мотивация к сотрудничеству может быть как внешней (награда за успешное выполнение задания), так и внутренней (удовлетворение от процесса совместной работы и достижения общей цели). Педагог должен стимулировать оба вида мотивации, создавая условия для успешной совместной деятельности и подчёркивая позитивные результаты сотрудничества.

В любой группе, в том числе и в группе дошкольников, формируются лидеры, оказывающие влияние на мнения и поведение других детей. Лидерство может быть как формальным (например, выбранный дежурный), так и неформальным (ребёнок, обладающий авторитетом благодаря своим личностным качествам). Важно, чтобы лидеры оказывали положительное влияние на группу, способствовали формированию позитивного климата и стимулировали сотрудничество. Педагог должен уметь распознавать лидеров и направлять их энергию в конструктивное русло.

Совместная деятельность является важнейшим инструментом для сплочения группы. Это могут быть игры, занятия, проекты, выполнение поручений и другие виды деятельности, в которых дети взаимодействуют друг с другом и достигают общих целей. Важно, чтобы деятельность была интересной, значимой и доступной для всех детей. Педагог должен обеспечить условия для активного участия каждого ребёнка и создать атмосферу поддержки и сотрудничества.

Позитивный климат характеризуется атмосферой доброжелательности, взаимопонимания, уважения и поддержки. Он создаётся благодаря усилиям педагога, который моделирует позитивное поведение, поощряет сотрудничество и пресекает любые проявления агрессии. Важным элементом позитивного климата является установление чётких и понятных правил поведения, которые соблюдаются всеми членами группы.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников и обладает огромным потенциалом для сплочения группы. Игровые технологии позволяют создавать ситуации, в которых дети учатся взаимодействовать друг с другом, принимать решения, разрешать конфликты и сотрудничать для достижения общих целей. Существует множество игр, направленных на развитие коммуникативных навыков, эмпатии и чувства общности.

Педагог должен активно способствовать формированию позитивных межличностных отношений между детьми. Для этого необходимо создавать условия для общения и взаимодействия, поощрять проявление эмпатии и сочувствия, помогать детям решать конфликты и развивать навыки конструктивного общения. Важной задачей является выявление и поддержка детей, испытывающих трудности в общении, и оказание им необходимой помощи.

Родители являются важными участниками образовательного процесса и могут оказать существенное влияние на сплочение группы. Педагог должен информировать родителей о целях и задачах группы, вовлекать их в совместную деятельность, проводить консультации и тренинги по вопросам воспитания и общения. Важно, чтобы родители поддерживали усилия педагога и создавали благоприятную атмосферу дома.

Сплочение коллектива напрямую зависит от умения детей эффективно общаться друг с другом. Развитие коммуникативных навыков включает в себя умение слушать и слышать, выражать свои мысли и чувства, задавать вопросы, разрешать конфликты мирным путем и сотрудничать в группе. Использование ролевых игр, дискуссий, проектов и других интерактивных методов помогает детям приобрести необходимые коммуникативные навыки и уверенно взаимодействовать в коллективе.

Сплочение группы дошкольников требует систематической работы и внимания со стороны педагога. Учитывая психолого-педагогические факторы и создавая благоприятные условия, можно сформировать дружный и сплочённый детский коллектив, в котором каждый ребёнок будет чувствовать себя уверенно, комфортно и защищённо. Это, в свою очередь, создаст оптимальные условия для полноценного развития личности и успешной социализации дошкольников.

 

Список литературы:
1. Ахтян, А. Г. Трудности во взаимодействии семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста [Текст] / А.Г. Ахтян // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2017. – № 2. – С. 143–150.  
2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]: учеб. / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1995. – 192 с.
3. Бодалёв, А.А. История разработок проблем познания людьми друг друга в СССР – России [Текст] / А.А. Бодалёв // Человек. Сообщество. Управление. – 2004. – № 1. – С. 57-68
4. Донцов, А. И. Проблемы групповой сплоченности [Текст]: учеб. / А.И. Донцов. – М.: МГУ, 2000. – 128 с.  
5. Залужный, А. С. Учение о коллективе. Методология. Детский коллектив [Текст]: учеб. / А. С. Залужный. – М.: Просвещение, 1930. – 300 с.
6. Казакина, М. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе [Текст]: Учеб. пособие к спецкурсу / М.Г. Казакина. – СПб.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2001. – 115 с.
7. Конникова, Т.Е. Опыт организации коллектива учащихся в школе [Текст]: учеб. / Т.Е. Конникова. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1957. – 297 с.
8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с.
9. Макаренко, A. C. Проблемы воспитания в советской школе [Текст]: учеб. Пособие / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1984. – 300 с.
10. Мальковская, Т. Н. Семья и власть в России XVI-XVIII столетий [Текст]: учеб. / Т.Н. Мальковская. – М.: ЧеРо, 2005. – 200 с.
11. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования [Текст]: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
12. Петровский, В.А. Петровский Артур Владимирович [Текст] / В.А. Петровский // Культурно-историческая психология. – 2008. – №4(2). – С. 112-118.
13. Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника [Текст]: учеб. / В.А. Сухомлинский. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961. – 224 с.
14. Уманский, Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов [Текст] / Л.И. Уманский // Методология и методы социальной психологии. – 2018. – С. 54–71.  
15. Щуркова, Н. Е. Жизнь и воспитание [Текст]: учеб. / Н. Е. Щуркова. – М.: Издательство Юрайт, 2025. – 139 с. 
16. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.