Статья:

Тренинговая технология активного обучения

Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Круглова Н.В. Тренинговая технология активного обучения // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/9(9).pdf (дата обращения: 08.04.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Тренинговая технология активного обучения

Круглова Надежда Валентиновна
магистрант, Белорусский государственный университет, Беларусь, г. Минск
Давыдовский Анатолий Григорьевич
научный руководитель, канд. биол. наук, доцент, Белорусский государственный университет, Беларусь, г. Минск

 

Современный процесс обучения трудно представить без методов, которые обеспечивали бы максимальное развитие творческого потенциала учащихся – активных методов обучения.  Активные методы обучения – это такая комплексная система разнообразных методов, которая подразумевает развитие и активизацию мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения материала [1]. К таким методам обучения обычно относят семинар, тренинг, проблемное обучение, деловые и обучающие игры. 

Тренинговые методы составляют группу наиболее психологизированных методов обучения. Эффективность и практическая результативность этой группы методов наиболее высока. Они позволяют одновременно формировать необходимые знания, умения, навыки, формы и программы поведения, корректировать и развивать компоненты деятельности, свойства и характеристики личности участников, воздействовать на групповые процессы и явления.

Согласно общепринятому определению, тренинг представляет собой групповое занятие психологической направленности под руководством опытного ведущего-психолога, направленное на развитие необходимых знаний, умений, навыков человека, а также лучшее понимание себя и других [2]. Термин «тренинг» (от англ. train, training) имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка.

Сфера использования тренинга, как метода обучения достаточно широка. Групповой психологический тренинг используется:

1) в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний;

2) для работы с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии;

3) для социально-психологической подготовки специалистов в целях повышения эффективности их профессиональной деятельности [3].

Как мы видим, тренинг имеет широкое применение во многих сферах деятельности и для разнообразных аудиторий. В связи с этим, целью данной работы является – изучить эффективность тренингового метода обучения на примере студенческой группы. 

Поскольку тренинг включает в себя большое разнообразие методов, в качестве гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что тренинговое обучение является эффективным способом развития навыков и компетенций у обучающихся.

Основываясь на проведенном теоретическом анализе имеющейся литературы по данной проблеме, эффективность применения тренингов в сфере обучения студентов можно обосновать следующими факторами:

• в процессе активного, увлекательного сотворчества членов группы и тренера (преподавателя) гораздо проще усвоить необходимый материал;

• студенты получают возможность не просто освоить огромный объем новой информации, но и научиться ей пользоваться;

• тренинг, в отличие от академических лекций, нацелен не столько на овладение новыми знаниями, сколько на создание нового. Нового восприятия привычных вещей, нового взгляда на мир и себя в этом мире, нового отношения к обстоятельствам, опыту, ценностям, результатам и лидерству, а также освоение новых навыков и отработка их на практике.

В данной статье рассмотрим эффективность использования тренинга, как обучающего метода на примере образовательного пространства «УниверситетПЛЮС» Белорусского государственного университета, которое было создано как  масштабная образовательная интерактивная платформа, в рамках которой происходит формирование надпрофессиональных компетенций и softskills (гибких навыков) за рамками учебного процесса университета. «УниверситетПлюс» включает в себя образовательные мероприятия (открытые лекции, семинары, тренинги, школы лидера, онлайн-встречи), проектную деятельность (конкурс «Лучший молодежный проект БГУ» и др.), общеуниверситетские конкурсы и волонтерство.

В рамках программы обучения был проведен тренинг на тему «Целеполагание в проектной деятельности» (Автор и ведущий – Круглова Н. В.). В тренинге приняло участие 14 человек, занимающих должность руководителя или заместителя руководителя проекта. Все участники являются студентами БГУ 1-4 года обучения в возрасте от 18 до 21 года. Структура тренинга, как и любого образовательного мероприятия, включает следующие составляющие: средства, формы, методы, технологии и принципы.

Средства, использованные на тренинге: раздаточный материал с методикой постановки целей SMART, канцелярские принадлежности для работы участников.

Форма обучения – групповой тренинг, командная работа, групповые обсуждения.

Методы, которые были применены: «Дерево целей» и «Дерево проблем», мозговой штурм, ролевая игра.

Были использованы следующие технологии обучения: проблемно-ориентированные, эвристические и прикладные.

Тренинг был построен на принципах объективности, научности, комплексности, связи теории с практикой и активного участия обучаемых.

Тренинг длился 3 часа, с учетом вводной части, где обсуждалось соглашение и принятие правил поведения на время тренинга, а также заключительной части с подведением итогов, сбор бланков обратной связи и рефлексией участников.

При анализе бланков обратной связи, мы можем видеть, что в целом цели и ожидания каждого участника были удовлетворены. Средний балл уровня достижения цели составил 8.5, где 10 это наивысший балл, а 1 – наименьший. При этом, участник, поставивший цель «найти изъяны в моих целях и путь их достижения и/или обнаружить, что их нет» – считает, что он смог удовлетворить эту цель на 4, в то время как остальные баллы достаточно высоки (7 и выше). Наивысший балл в отметку 10 получили цели, связанные с пониманием и продвижением своего проекта, получением новых знаний, навыков и компетенций. Стоит заметить, что двое участников в целях указали приобретение новых знакомств и полезных контактов.

По субъективным оценкам участников, работу тренера в среднем оценили на 9.1; информативность занятия составила 8.9; новизна полученного материала была оценена в 8.3 балла; а полезность обучения в целом составила 8.6.

В ходе тренинга участникам предлагалось оценить их эмоциональное состояние до начала тренинга и после. При анализе анкет, 13 участников из 14 отметили, что их настроение изменилось. Причем, у 12 участников оно изменилось от отрицательно окрашенных эмоций или нейтрального состояния в сторону положительных эмоциональных состояний. Например, нейтральное настроение сменилось на веселое, ожидание – радостью от полученного материала, неясность и низкая мотивация трансформировалась в осознание плана действий. Один участник не отметил изменений в своем настроении (нейтральное-нейтральное), и один участник обозначил в начале свое настроение как отличное, а в конце тренинга – хорошее.

Как самые полезные элементы тренинга участники отметили следующие: выявление проблем в реализации проекта, разбор на практике, этапы обоснования цели проекта, доходчивое объяснение, навык построения четких схем, обучение умению составлять план, получение мотивации, методику «Дерево целей», групповую работу, обсуждение и анализ типичных проблем для «молодых» проектов.

В качестве пожеланий 4 участника отметили, что хотели бы добавить перерыв и кофе-паузу, 2 участника предложили немного модифицировать некоторые методики. Так, в процессе мозгового штурма и составления плана действий, была частично применена методика «6 шляп мышления», но она была представлена лишь одной «черной» шляпой, когда участник должен был играть роль «пессимиста» и говорить участникам, что их план не сработает, тем самым активизируя мозговую деятельность членов команды на поиск новых решений. В качестве дополнений, было предложено использовать все 6 шляп и проработать проект по каждой из них.

Также поступило предложение, прорабатывать не только 2-3 проекта за весь тренинг, а дать возможность каждому работать над своим. Это замечание не совсем соответствует формату организации тренинговой работы, т. к. в процессе обучения натренинге дается только методика работы, которая отрабатывается на нескольких примерах. А потом в дальнейшем, освоив данную методику на практике, каждый участник будет знать, как её применить и сможет воспользоваться ей при работе над своим проектом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в результате анализа бланков обратной связи, мы видим высокие баллы в шкалах достижения своей собственной цели участниками. Также участники высоко оценили работу тренера, информативность, новизну и полезность. Субъективные оценки участников по этим шкалам не опустились ниже 8.3, что указывает на то, что тренинг показал себя как эффективный метод обучения. Здесь приведем формулу, по которой рассчитывается эффективность: эффективность = результат / цель = 80%. Отсюда следует, что тренинг является эффективным методом обучения в рамках программы «УниверситетПЛЮС».

 

Список литературы:
1. Вернер Л. Г. Применение активных методов работы на уроках в начальной школе // Сообщество взаимопомощи учителей: Pedsovet.su [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/load/145-1-0-4578 (дата обращения: 23.10.2018)
2. Что такое тренинг? / Словарь абитуриента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spbgati.moeobrazovanie.ru/chto_takoe_trening.html (дата обращения: 23.10.2018)
3. Корнеева Е. Н. Активные методы социально-психологического обучения: Учебное пособие. – Ярославль: ЯГПУ, 2009.