Правовое воспитание младших школьников как дидактическая система
Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Правовое воспитание младших школьников как дидактическая система
Как отмечают многие ученые, педагоги и методисты, школьный возраст – это время формирования сознания человека. В этот период познаются основы субъектно-объектных взаимоотношений: ребенок постепенно начинает осознавать себя субъектом и одновременно объектом права, у него появляется начальное правосознание гражданина, в связи с чем, правовое воспитание школьников является частью разностороннего воспитательного процесса.
Напомним, что правовое воспитание – это целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения [3].
Система гражданско-правового воспитания и обучения необходима на всех ступенях образования и как отмечается в работе [1] начинать ее реализацию нужно именно в начальной школе. Для этого учитель, работая совместно с социальным педагогом, должен проводить комплекс мероприятий, как в урочное, так и во внеурочное время в различных формах обучения или просвещения, при этом реализуемый комплекс мероприятий должен обладать всеми стуктурными элементами дидактической системы [2, с. 56]:
1. Цели и задачи.
2. Принципы.
3. Образовательные технологии: методы и формы.
4. Средства.
5. Результат.
Только в этом случае имеет смысл, на наш взгляд, говорить об интегрированности процесса правового воспитания младших школьников в учебно-воспитательный процесс начальной школы.
Рассмотрим каждый из компонентов.
1. Основной целью реализации правового воспитания школьников является формирование его правосознания, глубокого уважения к законам, выработке у него законопослушания.
Проанализировав научно-методическую литературу по теме нашей работы, мы выделили следующие задачи реализации комплекса мероприятий по правовому воспитанию младших школьников:
- ознакомление учащихся с правовыми актами государства;
- воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
- развитие у обучаемых навыков познавательной, творческой деятельности;
- усвоение основных норм, касающихся прав ребенка;
- формирование умений применять в конкретных ситуациях полученные знания, защищать свои права и свободы в установленном порядке;
- привитие навыков законопослушного поведения;
- воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций;
- содействие социализации учащихся;
- уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям;
- приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм;
- формирование правовой культуры, системы ценностей и отношений соответствующих обществу.
2. Реализация системы мероприятий по формированию правового воспитания должна выполняться с соблюдением ряда некоторых принципов:
· добровольное участие обучаемых;
· систематичность и последовательность. Мероприятия по правому воспитанию должны проводиться регулярно в контексте учебно-воспитательного процесса;
· связь с повседневной жизнью, обращение к опыту ребенка;
· учет психологических особенностей младших школьников их возрастных особенностей. Так, у младших школьников развито наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, что необходимо учитывать в работе по правовому воспитанию детей младшего школьного уозраста;
· наличие контроля, самоконтроля и самооценки деятельности поведения;
· открытость: ученикам должна быть понятно происхождение правовых норм, традиций (например, классное дежурство) и т.д.;
· свобода выбора;
· непрерывное совместное (коллективное) обучение;
· установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
· стимулирование познавательной активности ребенка, его самостоятельности.
3. В ходе проведения работы по формированию правового воспитания младших школьников актуальными, на наш взгляд, являются, прежде всего, не традиционные, а активные, интерактивные и проблемные образовательные технологии, к которым можно отнести:
- ролевые игры. Они помогают улучшить понимание ситуации и вызывают сопереживание ребенка по отношению к оказавшимся в нестандартной ситуации людям;
- проектный метод, результатом выполнения которого могут быть составленные школьниками буклеты, памятки, стенгазеты по правовому воспитанию, в том числе для родителей, педагогов и самих учащихся, содержащих актуальную информацию, советы по проблемам просвещения и профилактики;
- мозговая атака (мозговой штурм). Этот метод используется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Например, после инцидента, связанного с возникновением конфликта между учениками. В этом случае учитель может предложить классу высказать и обсудить все возможные варианты решения конфликта мирным путем;
- интерактивные методы: диспуты, конференции, тематические круглые столы, дидактические игры. Особенностью интерактивных методик является наличие обратной связи. Для учителя важно не только донести важную для школьников информацию, но и получить ответные реакции, с учетом которых педагог должен корректировать дальнейшую деятельность;
- проблемные методы, в частности, использование проблемных вопросов, к числу которых относятся: вопросы «открытого» типа (используются потому, что на них трудно дать однозначно правильный ответ); гипотетические вопросы («Чтобы вы сделали (подумали), если бы…?»); вопросы, побуждающие к размышлениям («Как бы мы могли помочь решить эту проблему?»); зондирующие вопросы («Почему вы так думаете?») и др.
4. Основными средствами реализации системы мероприятий в рамках формирования правовой культуры обучаемых являются:
- классный час;
- урок правового воспитания. Отметим, что уроки права не могут быть обычными с традиционными опросами школьников. На таких занятиях необходимо создать атмосферу доброжелательности, искренности, в которой каждому ученику хотелось бы выразить свое отношение к обсуждаемым вопросам. Мнения не делятся на «правильные» и «неправильные». К мнению каждого следует относиться с уважением. В ходе рассуждений ученик сам убедится, истинно оно или нет.
- литературно-музыкальные композиции;
- видеоматериалы, документальные и художественные фильмы, после просмотра которых дети обсуждают правовые вопросы;
- конкурсы, викторины;
- экскурсии (внеурочные и внешкольные);
- поездки, походы по историческим и памятным местам;
- консультации учащихся по различным вопросам;
- просвещение родителей на родительских собраниях;
- дежурство в классе и др.
Форма организации работы правому воспитанию младших школьников, прежде всего, групповая, но в то же время могут использоваться индивидуальная форма работы и работа в парах.
5. Результатом правового воспитания в начальной школе является воспитание достойного гражданина своей Родины, знающего и свои права, и обязанности
Отметим коммуникативную составляющую правового воспитания обучаемых, так как рассмотренные методы, приемы и средства его реализации способствуют развитию коммуникативных качеств личности. Так, младшие школьники учатся высказывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в то же время у них формируются умения договариваться, принимать во внимание чужое мнение, которое может быть отличным от их собственного. Кроме того, у детей развиваются нравственно-этические качества: умения сопереживать, умения оценивать свои поступки и поступки сверстников, самооценка, умение справляться со своими чувствами, умение уважать чужое мнение и интересы другого человека, умение стараться быть справедливым. Перечисленные качества соответствуют метапредметным умениям, обозначенным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования последнего поколения как личностные универсальные учебные действия, а, значит, правовое воспитание школьников проходит в едином тандеме с реализацией требований стандарта.