Статья:

Правовое воспитание младших школьников как дидактическая система

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Богомолов Е.В., Вендин Е.А. Правовое воспитание младших школьников как дидактическая система // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое воспитание младших школьников как дидактическая система

Богомолов Евгений Валерьевич
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Вендин Евгений Анатольевич
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Гузева Мария Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Как отмечают многие ученые, педагоги и методисты, школьный возраст – это время формирования сознания человека. В этот период познаются основы субъектно-объектных взаимоотношений: ребенок постепенно начинает осознавать себя субъектом и одновременно объектом права, у него появляется начальное правосознание гражданина, в связи с чем, правовое воспитание школьников является частью разностороннего воспитательного процесса.

Напомним, что правовое воспитание –  это целеустремленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое с целью выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения [3].

Система гражданско-правового воспитания и обучения необходима на всех ступенях образования и как отмечается в работе [1] начинать ее реализацию нужно именно в начальной школе. Для этого учитель, работая совместно с социальным педагогом, должен проводить комплекс мероприятий, как в урочное, так и во внеурочное время в различных формах обучения или просвещения, при этом реализуемый комплекс мероприятий должен обладать всеми стуктурными элементами дидактической системы [2, с. 56]:

1. Цели и задачи.

2. Принципы.

3. Образовательные технологии: методы и формы.

4. Средства.

5. Результат.

Только в этом случае имеет смысл, на наш взгляд, говорить об интегрированности процесса правового воспитания младших школьников в учебно-воспитательный процесс начальной школы.

Рассмотрим каждый из компонентов.

1. Основной целью реализации правового воспитания школьников является формирование его правосознания, глубокого уважения к законам, выработке у него законопослушания.

Проанализировав научно-методическую литературу по теме нашей работы, мы выделили следующие задачи реализации комплекса мероприятий по правовому воспитанию младших школьников:

  • ознакомление учащихся с правовыми актами государства;
  • воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
  • развитие у обучаемых навыков познавательной, творческой деятельности;
  • усвоение основных норм, касающихся прав ребенка;
  • формирование умений применять в конкретных ситуациях полученные знания,  защищать свои права и свободы в установленном порядке;
  • привитие навыков законопослушного поведения;
  • воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций;
  • содействие социализации учащихся;
  • уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям;
  • приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм;
  • формирование правовой культуры, системы ценностей и отношений соответствующих обществу.

2. Реализация системы мероприятий по формированию правового воспитания должна выполняться с соблюдением ряда некоторых принципов:

· добровольное участие обучаемых;

· систематичность и последовательность. Мероприятия по правому воспитанию должны проводиться регулярно в контексте учебно-воспитательного процесса;

· связь с повседневной жизнью, обращение к опыту ребенка;

· учет психологических особенностей младших школьников их возрастных особенностей. Так, у младших школьников развито наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, что необходимо учитывать в работе по правовому воспитанию детей младшего школьного уозраста;

· наличие контроля, самоконтроля и самооценки деятельности поведения;

· открытость: ученикам должна быть понятно происхождение правовых норм, традиций (например, классное дежурство) и т.д.;

· свобода выбора;

· непрерывное совместное (коллективное) обучение;

· установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;

· стимулирование познавательной активности ребенка, его самостоятельности.

3. В ходе проведения работы по формированию правового воспитания младших школьников актуальными, на наш взгляд, являются, прежде всего, не традиционные, а активные, интерактивные и проблемные образовательные технологии, к которым можно отнести:

  • ролевые игры. Они помогают улучшить понимание ситуации и вызывают сопереживание ребенка по отношению к оказавшимся в нестандартной ситуации людям;
  • проектный метод, результатом выполнения которого могут быть составленные школьниками буклеты, памятки, стенгазеты по правовому воспитанию, в том числе для родителей, педагогов и самих учащихся, содержащих актуальную информацию, советы по проблемам просвещения и профилактики;
  • мозговая атака (мозговой штурм). Этот метод используется для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос. Например, после инцидента, связанного с возникновением конфликта между учениками. В этом случае учитель может предложить классу высказать и обсудить все возможные варианты решения конфликта мирным путем;
  • интерактивные методы: диспуты, конференции, тематические круглые столы, дидактические игры. Особенностью интерактивных методик является наличие обратной связи. Для учителя важно не только донести важную для школьников информацию, но и получить ответные реакции, с учетом которых педагог должен корректировать дальнейшую деятельность;
  • проблемные методы, в частности, использование проблемных вопросов, к числу которых относятся: вопросы «открытого» типа (используются потому, что на них трудно дать однозначно правильный ответ); гипотетические вопросы («Чтобы вы сделали (подумали), если бы…?»); вопросы, побуждающие к размышлениям («Как бы мы могли помочь решить эту проблему?»); зондирующие вопросы («Почему вы так думаете?») и др.

4. Основными средствами реализации системы мероприятий в рамках формирования правовой культуры обучаемых  являются:

- классный час;

- урок правового воспитания. Отметим, что уроки права не могут быть обычными с традиционными опросами школьников. На таких занятиях необходимо создать атмосферу доброжелательности, искренности, в которой каждому ученику хотелось бы выразить свое отношение к обсуждаемым вопросам. Мнения не делятся на «правильные» и «неправильные». К мнению каждого следует относиться с уважением. В ходе рассуждений ученик сам убедится, истинно оно или нет.

- литературно-музыкальные композиции;

- видеоматериалы, документальные и художественные фильмы, после просмотра которых дети обсуждают правовые вопросы;

- конкурсы, викторины;

- экскурсии (внеурочные и внешкольные);

- поездки, походы по историческим и памятным местам;

- консультации учащихся по различным вопросам;

- просвещение родителей на родительских собраниях;

- дежурство в классе и др.

Форма организации работы правому воспитанию младших школьников, прежде всего, групповая, но в то же время могут использоваться индивидуальная форма работы и работа в парах.

5. Результатом правового воспитания в начальной школе является воспитание достойного гражданина своей Родины, знающего и свои права, и обязанности

Отметим коммуникативную составляющую правового воспитания обучаемых, так как рассмотренные методы, приемы и средства его реализации способствуют развитию коммуникативных качеств личности. Так, младшие школьники учатся высказывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в то же время у них формируются умения договариваться, принимать во внимание чужое мнение, которое может быть отличным от их собственного. Кроме того, у детей развиваются нравственно-этические качества: умения сопереживать, умения оценивать свои поступки и поступки сверстников, самооценка, умение справляться со своими чувствами, умение уважать чужое мнение и интересы другого человека, умение стараться быть справедливым. Перечисленные качества соответствуют метапредметным умениям, обозначенным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования последнего поколения как личностные универсальные учебные действия, а, значит, правовое воспитание школьников проходит в едином тандеме с реализацией требований стандарта.

 

Список литературы:
1. Левковская Н.Г. Правовое образование в современной начальной школе: педагогические проблемы повышения уровня правовой культуры младших школьников // Logos et Praxis, 2007. № 6. С. 125-128. 
2. Микрюков В.Ю. Краткий курс педагогики. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 240 с.
3. Саакян М.В. Правовое воспитание и обучение как средство формирования правовой культуры // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. №3. С. 107-110.