Преемственность в формировании познавательных универсальных учебных действий
Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Преемственность в формировании познавательных универсальных учебных действий
В условиях принятия Федерального образовательного стандарта (ФГОС) к современному образованию стали предъявлять новые требования, связанные с умением выпускника средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать проблемы, применять на практике, полученные ЗУН.
Как это сделать? Что нужно сделать для того, чтобы ученик научился творчески мыслить? Каким способом нужно вооружить ученика таким важным умением учиться? Ученый, Н.Рерих писал о том, что «новый мир, имеет новые условия и требует новых действий» [4;64].
Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить - причем всех детей без всякого исключения» [3;14]. Из всего этого можно сделать вывод о формировании государством и обществом личности, способной занять достойное место в обществе. Каким будет мир в середине 21 века трудно себе представить.
Школа должна быть готова к переменам, развивая у ребят мобильность, динамизм, самостоятельность. Ведь образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания. При изучении проблемы преемственности, приходят мысли о выстраивании единой содержательной линии, обеспечивающей поступательное развитие ребенка и его успешный переход на следующую ступень образования. Преемственность между младшим школьником и старшей школой – одно из условий непрерывного образования, а также формирования познавательных универсальных учебных действий.
Для того успешного обучения в начальной школе формируют познавательные универсальные учебные действия, включающие в себя:
1) общеучебные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
2) логические: - анализ объектов с целью выделения признаков - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий;
3) постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Проблема преемственности волнует учителей предметников уже не первый год. Учитывая связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, средств и методов, форм организации) можно сформировать целостную личность, воспитать потребность в самообразовании и положительной мотивации.
Сегодня познавательные универсальные учебные действия формируются в начальной школе и включают в себя учебные, логические, постановку проблемы и ее решение [1;16].
Не каждый ученик начальной школы может освоить предложенные стандарты по таким показателям как: состояние здоровья, успеваемость, уровень развития речи, навыки общения, умение контролировать действия. Учитель на сегодняшний день стремиться формировать новый развивающий аспект, забывая, что развитие ребенка, происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания.
В Судской школе № 1, где я работаю формируются познавательные универсальные учебные действия через учебники УМК «Перспективная начальная школа» и я замечаю, что возникают трудности у детей при решении задач, в выполнении самостоятельных работ и заданий, связанных с графиком и схемами.
Содержание учебников нацелено на формирование познавательных универсальных учебных действий, где основой развития является «Математика». Приведем примеры заданий из раздела «Ориентирование на местности»: «После привала у озера туристы пошли на запад и прошли 3 км до пасеки. От пасеки они пошли на юг и через 4 км пути повернули на восток. Пройдя 9 км, подошли к железнодорожной станции. Стрелка на рисунке показывает направление с Ю на С.
Начерти путь туристов от озера до железнодорожной станции и по этому описанию обозначь место, где находиться пасека». В разделе «Путешествуем по городам Европы» на схеме показана численность населения 10 стран Европы. Страны обозначены своими флагами.
Числа обозначают численность населения в млн. ч. Задания. а) В какой стране больше всего населения, а в какой меньше. б) В какой стране живет в 4 раза больше людей, чем в Бельгии. в) В каких странах численность населения меньше 45 млн. ч, но меньше 65 млн. ч. [2;35].
В учебнике «Окружающий мир», по теме «Водные объекты», приведено задание: «Сделай надписи на схеме устье реки, исток, приток, покажи стрелкой направление течения реки, то справа будет правый, а слева – левый. Определи их по схеме и обозначь буквами Л и П». Что же происходит на самом деле? В курсе географии 6, 10, 11классов происходит сокращение часов, а с 5 класса нам необходимо готовить учащихся к экзаменам, включая задания ГИА и ЕГЭ, постепенно обеспечивая прочное усвоение материала и закрепление по всем темам. При составлении рабочих программ, нужно учитывать задания итоговой аттестации уровня А, В и С (базового, повышенного, высокого). Рассмотрим задание базового уровня: «Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до В. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.
Это задание проверяет умение определять расстояние на планах и картах. Определите, какой город имеет географические координаты 46.8 градусов с.ш. и 39 градусов в.д.
Это задание проверяет умение определять географические координаты объектов по их географическим координатам» [5]. В 8 классе рассмотрим пример задания: «Подзолистые почвы образуются в а) в тайге б) степях в) полупустынях и пустынях г) тундре.
Задание проверяет знание о размещении природных зон мира и России» [5]. Рассмотрим пример задания из 9 класса: «Используя данные диаграммы, определите количество безработных граждан в Волгоградской области в 2007 году. Это задание проверяет умение определять и сравнивать» [5]. Усложнение заданий происходит в 10-11 классе, которые требуют достаточно полного, развернутого ответа. Они проверяют умения устанавливать причинно-следственные, межкомпонентные и пространственные связи.
Такой тип заданий предлагается выполнить учащимся из части 3 (С2): «Тунгусский угольный бассейн – крупнейший угольный бассейн России. Его общая площадь составляет свыше 1 миллиона квадратных километров по состоянию на 2010 год, он недостаточно изучен. Согласно данным 1968 года, общие геологические запасы до глубины 600 метров, оценивающиеся в 2345 миллиардов тонн, что почти в 2,5 раза превосходит официально разведанные (доказанные) общемировые запасы угля. Однако по объемам добычи он сильно уступает другим угольным бассейнам России. Почему сложилась такая ситуация? Укажите не менее двух причин. Если вы укажете более двух причин, оцениваться будут только две, указанные первыми» [6, 158].
Части 3 (С 5): «В каком из обозначенного на карте северного полушария пунктов (см. 161). Солнце будет находиться над горизонтом выше всего в 10 часов по времени Гринвичского меридиана.
Свой ответ обоснуйте» [6, 159].
Преемственность формирует познавательные универсальные учебные действия и это путь к формированию функционально грамотной личности. Поэтому важнейшим условием успешного прохождения итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ должна стать правильная организация системы текущего контроля, позволяющая ученику получить опыт выполнения заданий комплексного характера.
На сегодняшний день планируемые результаты описывают группу целей, характеризующих систему учебных действий в блоках «Выпускник научиться», а если планируемые результаты расширяют и углубляют опорную систему, то «Выпускник получит возможность научиться».
В наши дни проблема состоит в том, что преемственность между начальным звеном и средней школой - не отрегулирована, нет взаимодействия при формировании универсальных учебных действий, между учебными предметами отсутствует связь образовательных систем УМК, современные способы контроля не ориентированы на проверку универсальных учебных действий.