Статья:

Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка с нарушениями в социально-психологической адаптации

Конференция: XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кихтенко А.Е. Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка с нарушениями в социально-психологической адаптации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/17(47).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка с нарушениями в социально-психологической адаптации

Кихтенко Анастасия Евгеньевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Егизарьянц Марина Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

В развитии ребенка главенствующую роль играют несколько видов факторов. Это наследственность, среда, в которой растет человек, и воспитание. А их можно объединить в две большие группы: биологические и социальные факторы развития человека.

Актуальность темы обуславливается постоянно увеличивающимся количеством детей с социально-психологическими нарушениями. Это может быть связано с биологическими и социальными факторами, в которых человек развивается и функционирует.

Безусловно, все факторы важны в развитии человека. Но вот есть ли из них главенствующие, нам и предстоит выяснить. Для этого необходимо рассмотреть каждый фактор в отдельности.

Л.С. Выготский, являющийся выдающимся психологом и дефектологом, основоположником культурно-исторической теории развития психики человека, убедительно доказал, что «врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка» [4, c.31].

Наследственность- это способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. То есть та генетическая информация, которая передается от родителей к детям, и содержится в генетических клетках каждого организма. Существует постоянная и переменная части. К постоянной относится обеспечение рождаемости новых членов общества. А к переменной части относится то, что роднит человека с его родителями. Например, это может быть одинаковый цвет глаз, волос, кожи и т.д.

Но, если передача генетической информации никем не оспаривается, то вопрос о наследовании моральных норм, интеллектуальных качеств и специальных способностей все же находится под сомнением. Ученые так и не могут прийти к единому мнению, но большинство из них утверждают, что задатки, способности, интеллектуальные и моральные качества все же передаются по наследству. Но существуют и те, кто утверждает обратное.

Однако, необходимо уметь различать врожденное и генетическое наследование. Эти процессы считаются изменными, то есть в процессе жизни возможны изменения врожденных и наследственных приобретений. [1, С.25] Отклонения в развитии малыша могут кардинально изменить его качество развития. Влияние на ребенка может оказывать образ жизни матери, ее эмоциональное состояние, отношение к еще не родившемуся плоду и др. Негативное воздействие может проявиться как на здоровье малыша, так и на его эмоциональной сфере. Именно поэтому беременным женщинам рекомендуется чаще испытывать положительные эмоции, чувства, слушать классическую музыку, читать книги, общаться со своим малышом. В этом случае ребенок рождается с врожденными качествами.

Но на развитие ребенка влияет еще и среда. Данное понятие можно рассматривать в узком и широком смыслах. Под средой в широком смысле понимается климатические и природные условия, в которых растет ребенок. К ним относятся общественное устройство государства, культура, быт, традиции. В этом ракурсе среда влияет на социализацию человека, то есть успешного или не успешного усвоения им социальных норм и установок, знаний и ценностей.

В узком же смысле «среда» представляет собой непосредственное предметное окружение. То есть, так как с момента рождения ребенка его окружают множество предметов, они помогают ему познавать социальный мир, а, следовательно, и развиваться. В настоящее время существует понятие «развивающая среда», которое подразумевает правильно выстроенную предметную наполненность, которая помогает наиболее эффективно влиять на ребенка.

Среда имеет важное значение в развитии личности. Она предоставляет возможность смотреть на социальные явления с различных сторон, анализировать увиденное и делать выводы. Изолировать ребенка от среды нельзя. Так как всякое стремление его оградить от социума заканчивается задержкой в психосоциальном развитии. [2, с. 58]

Влияние среды на формирование личности не прекращается на протяжении всей его жизни. Разница заключается лишь в степени восприятия этого влияния. С годами человек учится фильтровать его, усваивать полезное и отбрасывать ненужное. Для маленького ребенка таким фильтром являются взрослые, находящиеся с ним рядом. [2, с.120]

Нарушения в клетках, несущих генную информацию, могут привести к различным заболеваниям ребенка. Можно в качестве примера выделить некоторые из таких заболеваний, которые являются достаточно известными в наше время. К хромосомным заболеваниям можно отнести «Синдром Дауна», Синдром Клайнфельтера (у мальчиков- слабый рост волос по всему телу, половой инфантилизм, бесплодие, умственная отсталость) . К генным заболеваниям относится «Фибродисплазия» - это заболевание соединительной ткани, связанное с её прогрессирующим окостенением в результате мутации в гене. Также существуют полигенные болезни, обусловленные как наследственными факторами, так и, в значительной степени, факторами внешней среды. К ним относятся: псориаз, шизофрения, сахарный диабет и др. [1, с. 360]

Еще одним фактором, влияющим на становление личности, является воспитание. Оно состоит из некоторых особенностей: всегда носит целенаправленный и осознаваемый характер, а также всегда соответствует социально-культурным ценностям общества, в котором проходит развитие. [3, с.51]

Но, все три фактора- наследственность, среда, воспитание, несмотря на всю их значимость, до конца не могут обеспечить полноценное развитие ребенка, без его личной активности. Активность проявляется в движениях (например, еще в утробе матери, ребенок способен реагировать на действия из вне), познании (то есть, пока ребенок сам не захочет узнать мир и не сделать шаг, он ничему не научится), эмоциях (эмоциональная активность показывает внутреннее (душевное) состояние ребенка). Именно активность помогает малышу овладевать способами действия с предметами. Активность включает в себя разные виды деятельности: игру, труд, учение. И каждый из видов активности направлен на удовлетворение каких-либо потребностей. Например, потребность в познании, самоутверждении и др. Таким образом, активность выступает в качестве обязательного условия развития человека.

Активность является стимулом к деятельности. Но если не обеспечивается ее развитие, то она может принять нежелательные формы. Такие как баловство, агрессия и др.

Таким образом, рассмотрев разные факторы, обеспечивающие развитие ребенка, можно сделать вывод о том, что все они необходимы и в равной степени важны для нормального развития и функционирования ребенка [5, с.83]. Необходимо сказать, что этот «механизм» развития ребенка приводит в действие взрослый человек, который все время находится рядом. Без него ребенок не сможет выжить и развиться как полноценная, сильная личность. Взрослый играет несколько основных функций: он служит образцом для подражания и является организатором процесса воспитания и обучения. От того, какой взрослый находится рядом с ребенком в процессе социализации, зависит и то, каким станет этот ребенок в будущем. В роли организатора процесса воспитания и обучения ребенка взрослый может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств. Но без обучения взрослым, ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности. Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что роль биологических и социальных факторов играют огромную роль в развитии ребенка. Они могут привести как к нормальному и здоровому развитию, так и к нарушениям в социально-психологической адаптации. 

 

Список литературы:
1. Руководство по педиатрии. Врожденные и наследственные заболевания. / Под ред. А.А. Баранова, Б.С. Каганова, Р.Р. Шиляева –М.: Издательский дом «Династия», 2007. -544 с.
2. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии / В.О. Скворцова. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 160 с.
3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
5. Валитова, И.Е. Специальная психология: учеб. пособие для студ., обучающихся по психологическим и педагогическим специальностям / И.Е. Валитова. – Минск: Изд-во Гревцова, 2014. – 481 с.