Статья:

Описание модели профильного класса

Конференция: XLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Байбаков В.С. Описание модели профильного класса // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(41).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Описание модели профильного класса

Байбаков Владимир Сергеевич
студент, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Aстафьева, РФ, г. Красноярск
Гаврильченко Григорий Семенович
научный руководитель, канд. экон. наук, кафедры экономики и менеджмента Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Aстафьева, РФ, г. Красноярск

 

DESCRIPTION OF THE PROFILE CLASS MODEL

 

Vladimir Baibakov

Student, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Russia, Krasnoyarsk

Grigory Gavrilchenko

Scientific director, Cand. econom. Sci., Department of Economics and Management Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. В данной статье раскрывается сущность профилирования старшеклассников. Определены цели профильной школы. выявлены принципы профильного обучения, способствующие достижению целей профильной школы.

Abstract. This article reveals the essence of high school students profiling. The goals of the profile school are determined. Revealed the principles of profile education, contributing to the achievement of the goals of the profile school.

 

Ключевые слова: профильное обучение, образовательный процесс, принципы профильного обучения.

Keywords: specialized training, educational process, principles of specialized training.

 

В современных условиях основным результатом школьного образования является готовность выпускников к непрерывному образованию, умение отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы, сотрудничать, вести диалог и самостоятельно определять выбор профессии. Профильное образование старшеклассников позволяет решить проблему профессионального самоопределения в контексте успешной самореализации личности, расширить возможности осознанного выбора профильного направления в учебном процессе с учетом индивидуальных интересов, способностей и склонностей.

Специализированное образование, ориентированное на раскрытие способностей каждого студента, рассматривается как вид дифференцированного образования, позволяющий создать индивидуальную образовательную траекторию с учетом личностного развития студента [1].

В российских школах существует несколько моделей профильного образования. Основные из них обсуждаются в статье.

Физико-математический профиль позволяет добиться лучших результатов в обучении для студентов, имеющих склонность к точным наукам.

Химические и биологические. Целью данного профиля является получение химических и биологических знаний, которые будут способствовать дальнейшему обучению в высших учебных заведениях в этих областях.

Социально-экономические. Основными предметами обычно являются математика, экономика, обществознание и право.

В последнее время социально-экономический профиль пользуется гораздо большим спросом, чем химический и биологический профиль.

Лингвистический. Лингвистика-это наука, изучающая языки. Чаще всего языковой профиль предполагает углубленное изучение иностранных языков. Увеличение количества часов обучения в этой области дает более обширное изучение материала.

В учебных заведениях существуют и другие профили, в том числе [2]:

Социально-гуманитарный профиль-темы для углубленного изучения: право, обществознание, история, иностранный язык. Семинары в этой области часто проводятся в классе.

Филологический профиль. Русский, английский, немецкий или французский языки в основном преподаются углубленно.

Технологический профиль. Основными предметами являются информатика, алгебра, геометрия и физика.

Инженерный профиль. Также возможны архитектурно - строительные вопросы (Графика, чертеж, чертеж) и технические вопросы (робототехника, механизация и т.д.).

Оборонно-Спортивный профиль. Есть больше возможностей для участия в командных и индивидуальных видах спорта, боевых искусствах и пулевой стрельбе. Основными предметами являются физическая культура и ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности).

Школа сама вправе определять, в каком направлении будет работать профильное образование и какие предметы будут основными.

Планирование в профильном обучении следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности студентов. Как пишет П. S. Лернер: "В средней школе вам, вероятно, следует попытаться оценить успешность приобретения знаний и универсальных навыков на основе результатов проектирования, раскрытых в публичной пропаганде проектов."[4] используя дизайн как метод познания, студенты приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике.

Знания-это незаменимый инструмент, обеспечивающий способность человека грамотно выстраивать свое мышление и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в обществе и самореализовываться как личность.

Студенты являются компонентами когнитивных, информационных, социальных, коммуникативных и других способностей:

Умение понимать работу, сущность воспитательной работы, характер взаимодействия со сверстниками и учителем, требования к представлению выполняемой работы.

Умение планировать действия, составлять последовательность действий с приблизительными оценками времени, затраченного на этапы.

Способность адаптироваться к предыдущим решениям.

Способность оценивать проекты, выполненные другими.

Возможность защиты вашего проекта в процессе публичной защиты проекта и т.д.

Таким образом, динамичное развитие личностных качеств и базовых способностей в процессе практической предпрофессиональной подготовки становится ядром содержания профильного образования [4].

Основной целью профильной школы является поддержка, развитие человека в личность, его самореализация, саморазвитие, самозащита, саморегуляция, адаптация, самообразование, необходимые для формирования личности [2]. Специализированная подготовка старшеклассников определяется как способ индивидуализации и диверсификации образования путем изменения структуры, содержания и организации образовательного процесса, позволяющий учитывать интересы, способности и склонности учащихся, формировать интерес к непрерывному образованию и приобретению конкретной профессии. Все участники образовательного процесса (учителя, учащиеся, родители) в системе профильного обучения имеют возможность создать свой индивидуальный образовательный план. Профиль обучения позволяет развивать личность с учетом как внутренних, так и внешних интересов студента, его способностей с акцентом на предполагаемую сферу деятельности в целом и профиль будущей профессии в частности.

Обучение в специализированных классах предполагает создание образовательной среды, развивающей предмет, раскрытие творческой направленности педагогических технологий, поддержку индивидуальности каждого учащегося и выбор индивидуальной образовательной траектории.

Первая проблема, с которой я столкнулся, работая в специализированном классе, - это огромная подготовка к уроку, большая трата времени.

Вторая проблема возникла с точки зрения гарантированного поступления в высшие учебные заведения. Для решения этой проблемы необходимо создать классы типа "школа-вуз". В таких классах укрепляются не только основные разделы школьной программы, но и дополнительные предметы преподаются преподавателями университета, с которыми школа наладила сотрудничество. Кроме того, старшеклассники проходят практику в этом университете. Увязка деятельности школьных учителей и преподавателей университетов также является важным преимуществом этого варианта обучения.

Следующая проблема-сложность организации профильного обучения в школе с 1 классом параллельно. Невозможность разделения класса на необходимое количество профильных групп.

Отметим перспективы профильного обучения, например, что в связи с введением профильного обучения можно рассмотреть следующие изменения в учебном процессе: - отказ от стабильного графика занятий в вузе и переход на гибкую программу, позволяющую студентам участвовать в специализированных курсах и осуществлять полное "погружение" в учебный предмет; - в тематических курсах; - создание совместно с традиционными классами (одногодками) учебных групп, состоящих из учащихся разных классов;- обеспечение права каждого учащегося на индивидуальную образовательную программу (траекторию) обучения; - предоставление старшеклассникам возможности свободно посещать часть занятий. - оптимальное распределение ответственности за результаты образовательной деятельности между школой и родителями и т.д. [1].

В заключение отметим, что выбор пути обучения по профилю-сложный организационно-образовательный процесс, и студенты не всегда готовы принять правильное решение. Поэтому при выборе профильных предметов необходимо учитывать возможности и условия школы (окружающая среда, профессиональный уровень преподавателей, материально-техническое обеспечение и т.д.), а также личные планы студента на будущее (выбор профессии, выбор вуза, места жительства и др.). Организация межвузовских специализированных классов обеспечит студентам равный и дифференцированный доступ к образованию. Главное, чтобы взрослые помогли детям сделать правильный выбор, от которого зависит будущее ученика.

 

Список литературы:
1. Алексеева Г. И. Организационно-педагогические основы реализации профильного обучения Северных регионов России: автореф. Дис. д-ра пед. наук. — М., 2010. 55 с.
2. Дубинина А. В. Проблематика личностно-ориентированного подхода в современной системе образования [Текст] / А. В. Дубинина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 5–7.
3. Попов, А. А. Сущность профильного обучения старшеклассников / А. А. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 561-563. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21721/ (дата обращения: 14.06.2021)
4. Син, Е. Е. Перспективы развития профильного обучения в школе / Е. Е. Син, Т. К. Матикеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4.1 (138.1). — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/archive/138/39697/ (дата обращения: 14.06.2021).