Проблема мотивации подростков, обучающихся в ДШИ по классу гитары
Конференция: VIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
VIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Проблема мотивации подростков, обучающихся в ДШИ по классу гитары
В Концепции развития дополнительного образования детей отмечается, что «в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа». Однако на практике имеет место противоречие между возможностями для дополнительного образования, предоставляемыми конкретными учреждениями, и нечетко осознаваемыми потребностями обучающихся. Следовательно, проблема, освещаемая в данной статье, актуальна.
Слово «мотивация» образовано от глагола «movere» – «двигать». Учебная мотивация – это процесс, который «запускает», направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности [2].
Мотивация к музыкальной деятельности – это совокупность потребностей, интересов, мотивов, побуждающих ребенка к активной, целенаправленной и эмоционально окрашенной музыкальной деятельности [1].
Различают внутреннюю и внешнюю мотивации. При внутренней мотивации награду за свои действия человек «имеет в самом себе»: уверенность в своих силах, удовлетворение от своего труда и подобное. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой (желание получить вознаграждение, избежать наказания и прочее). Внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя — качества.
Выделяют пять уровней учебной мотивации: высокий, достаточный, положительное отношение, низкий, негативное отношение. Работа над повышением уровня мотивации обучающихся должна проводиться путем взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогического коллектива, обучающихся, родителей.
Существует несколько базовых принципов формирования мотивации: ориентация на перспективы, резервы ученика в каждом конкретном возрасте; включение ребенка в активные виды деятельности (учебную, внеклассную, концертную, конкурсную); развитие новых личностных качеств; личный пример педагога; воодушевление успехом и другое.
Особое значение имеет формирование мотивации подростков. Ученые утверждают, что для подросткового возраста характерен ряд конфликтов, многие из которых напрямую связаны с мотивацией.
К началу подросткового возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение в психическом развитии учащихся, что может привести к существенной трансформации учебной мотивации.
В детских школах искусств (ДШИ) обучающимся дается возможность развития их способностей и склонностей, то есть формируется внутренняя мотивация. Если дети понимают, что преподаватель может и хочет дать то, что им нужно, то это становится дополнительным побуждением к обучению.
Специалисты в области методики музыкального образования рекомендуют поддерживать мотивацию будущих исполнителей следующим образом: обязательное проигрывание произведений перед сверстниками; организация участия детей в классных концертах для родителей, школьных концертах, конкурсах различных уровней; встречи с профессиональными музыкантами, включение детей в исследовательскую деятельность и другое. Немаловажную роль играют поддержание интереса к гитаре за счет использования новейших методик обучения исполнительскому мастерству, направленных на развитие личности и ее системы ценностей; пример трепетного личного отношения педагога к своему инструменту; реклама и пропаганда классической гитары в СМИ и интернете; включение ребенка в творческую деятельность; своевременная компенсация неудач позитивными впечатлениями от соприкосновения с музыкой; использование технических средств (аудио- и видеозаписей хорошо подготовленных произведений) и т.д.
В процессе активной исполнительской деятельности интенсивно развивается психологическая устойчивость юного музыканта (преодоление сценического волнения), воспитываются навыки самоконтроля. Становясь добровольным участником творческой жизни ДШИ, учащийся неизменно «вырастает» в собственных глазах (что особенно актуально в подростковый период), а уважение со стороны взрослых (педагогов, родителей, родственников) способствует еще более интенсивным занятиям музыкой и достижению высокого результата.
Изучение мотивации подростков проводилось на базе ДШИ Рассказовского района. В настоящее время в ней осуществляется обучение по предпрофессиональным и общеразвивающим программам. Особенностью данного учебного заведения является то, что с сентября 2010 года в нем открыты «выездные классы», то есть педагоги школы проводят занятия во внеурочное время не только в городе Рассказово, но и в селе Платоновка.
Для диагностики мотивации обучающихся были специально разработаны две анкеты «Основные мотиваторы» и «Что препятствует моему обучению?», которые включали в себя по одному исходному утверждению («Я хочу учиться в ДШИ Рассказовского района, потому что для меня важно…» и «Что мешает мне учиться в ДШИ Рассказовского района?») и по 15 факторов, предназначенных для ранжирования. В анкетировании приняло участие 10 подростков.
Проведенная диагностика позволила выявить отсутствие проблем с организацией дополнительного образования, что подтверждается данными наблюдений и изучением документации. На сегодняшний день педагогический процесс в ДШИ Рассказовского района, по мнению экспертов, находится на высоком уровне и, следовательно, практически не может влиять на мотивацию обучающихся: занятия в общеобразовательных школах Рассказовского района проводятся в две смены, организованы полноценные обеды; доставка детей осуществляется при помощи специально выделенных школьных автобусов, которые курсируют несколько раз в день, давая возможность всем желающим заниматься в различных кружках и секциях. Значит, при наличии благоприятных внешних условий отсутствие у детей стремления к получению дополнительного образования имеет следующие субъективные причины:
1) потеря первоначального интереса к занятиям по классу гитары в результате объективной сложности обучения и отдаленности перспектив;
2) изначально ложное представление детей о специфике музыкального искусства и несерьезное отношение к занятиям музыкой, восприятие Школы искусств как некоего «кружка», где можно просто интересно проводить время и не принимать никаких обязательств по выполнению домашних занятий, самостоятельной работе;
3) недостаточно серьезная работа педагогов по настройке обучающихся на долгий систематический труд;
4) недостаточная работа родителей в том же направлении.
С целью преодоления выявленных проблем, связанных с мотивацией обучающихся подросткового возраста в классе гитары ДШИ Рассказовского района, были сформулированы следующие рекомендации:
1. Систематические беседы с учениками о структуре учебного процесса, его специфике, трудностях и способах их преодоления.
2. Систематическая оценка успешности выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов развития исполнительских навыков каждого ученика.
3. Организация участия обучающихся в творческих конкурсах.
4. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей по вопросам, связанным с мотивацией исполнительской деятельности.
5. Встречи с профессиональными музыкантами.
6. Участие в мероприятиях общеобразовательной школы.
7. Организация внутренних конкурсов, например, конкурс рисунков, фотографий, роликов, эссе, песен «Я и моя гитара», «Я – гитарист XXI века»; олимпиад и под.
Предлагаемый перечень мер может применяться и в других школах искусств и общеобразовательных учебных заведениях.