Статья:

НАГЛЯДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: CCXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Залунина М.Ю. НАГЛЯДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 41(232). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/41(232).pdf (дата обращения: 13.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАГЛЯДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Залунина Марина Юрьевна
студент, Волгодонский инженерно-технический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, РФ, г. Волгодонск
Василенко Надежда Петровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Волгодонский инженерно-технический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, РФ, г. Волгодонск

 

Актуальность данного исследования обусловлена современными требованиями к системе образования, к педагогу. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации  отмечается, что «педагог выступает как носитель деятельностной позиции, необходимой для достижения целей образования и личностного становления своих воспитанников» [2].

Что говорит о значимости особой, деятельностной позиции педагога по отношению в его воспитанникам, а это, в свою очередь, требует от педагога индивидуального подхода к учащимся, что не является возможным без знания его внутреннего мира, его личностной позиции, его взаимоотношений в учебной среде и социуме.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, являющийся основным нормативным документом системы современного образования, выделяет, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества», что еще раз подтверждает сказанное выше [3].

Поэтому, каждый  современный  классный руководитель должен  видеть и знать внутренний мир ребенка, его проблемы и особенно в отношении учеников друг другу, сделать на основе этого выводы для дальнейшей работы по созданию комфортной образовательной среды для обучающихся.

Цель исследования:  выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств, симпатий и антипатий среди учащихся класса.

Задачи исследования:

  • получить информацию о динамике внутренних взаимоотношений в группе;
  • диагностировать состояние не только внутригрупповых, но и межгрупповых процессов общения;
  • определить степень сплоченности или разобщенности в группе;
  • выявить по признакам симпатии и антипатии «лидера» группы и «отвергнутого»;
  • обнаружить внутригрупповые подсистемы, то есть сплоченные образования, во главе которых могут быть свои формальные лидеры.

В исследовании применялся социометрический метод – опрос учащихся (анкета):

1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс?

2. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс?

3. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу?

4. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые возможно не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс.

Социометрический метод как вид опроса, направлен на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов малой группы связей предпочтения в ситуациях выбора [1].

На основании данных индивидуальных карточек социометрического опроса была составлена социограмма, где синим цветом обозначены положительные выборы школьников, красным – кого ни бы не выбрали и кто их бы не выбрал, а черным – выбор тех, кто  возможно не захотел, по их мнению, выбрать их. Картина данной социограммы представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Социограмма выбора школьников

 

В результате обработки социометрических анкет учащихся 5 класса было выявлено, что:

  • что в коллективе есть дети, у которых нет близких эмоциональных отношений с одноклассниками, нет привязанностей и симпатии, таких учеников в классе оказалась 3, которых можно назвать «изолированными», что наглядно видно на социограмме. Их никто не упомянул либо же упомянули 1-2 человека;
  • что в классе есть и «лидеры», которых насчитывается 5, что составляет 18,5% от всего количества. Их выбрали более 5 учащихся. Лидеры бывают «формальные» и «не формальные».  В нашем  случае это совпало.

Примеры приведены на рисунке 2.

является незамеченным по причине того, что в коллективе класса не с кем не общается, на уроках ведет себя очень тихо, в умственных особенностях не чем не отличается

староста класса, которого коллектив выбрал сам, со всеми одноклассниками дружелюбен, конфликтов не с кем не имеет, является хорошистом.

выделяется из коллективом тем, что является отличницей и готова всегда прийти на помощь если однокласснику что-то не понятно

спортсмен, так как в классе не много сильных ребят, участвует в различных соревнованиях (например, перетягивание каната), со всеми общается только на позитивных нотах, не с кем не сорится, не дерется

Рисунок 2. Примеры характеристик школьников и их социометрических рисунков

 

Особого внимания заслуживает тот факт, что 3 человека (11,1%) являются «отвергнутыми» в классе. Они получили больше отрицательных выборов, чем положительных.  Примеры их социометрических рисунков, по результатам анкетирования одноклассников и их общая характеристика поведения приведены на рисунке 3.

 

Они являются инициаторами нарушения дисциплины на уроках, мешают другим учащимся слушать и вникать в новый материал. Постоянно влезают в драки между друг другом, обзывают других ребят, выводя на отрицательные эмоции.

Рисунок 3. Примеры социометрических рисунков и общая характеристика поведения  учащихся класса, которые вызывают беспокойство и создают проблемы своим одноклассника

 

Остальных ребят можно отнести к группе «социальный пролетариат» (16 чел., 59,3%), подавляющее большинство членов, пользующихся достаточно положительным отношением группы.

Кроме того, по социометрической карте видно, что в коллективе преобладают обоюдные выборы как позитивные, так и негативные. Хорошо, что больше всего положительных выборов, которые нам показывают на образование дружных групп.

Как классный руководитель, я считаю, данный метод помогает увидеть отношение учеников друг другу, сделать на основе этого выводы для дальнейшей работы по созданию дружного, сплоченного коллектива и благоприятной образовательной среды для школьников.

 

Список литературы:
1. Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике. -  [Электронный ресурс] - URL: https://psychlib.ru/mgppu/b05/b05-001-.htm#$p113 (дата обращения 22.01.20223) 
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. - [Электронный ресурс] – Режим доступа. -  URL: https://47orenschool.gosuslugi.ru/netcat_files/32/315/7_4.pdf p113 (дата обращения 22.11.2022) .
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями N 732 от 12.08.2022).. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. -  URL: https://minobr.tverreg.ru/files pdf (дата обращения 02.12.2022) .