Применение коучинговых технологий в образовании
Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Применение коучинговых технологий в образовании
Современные стандарты образования среднего профессионального образования требуют от будущих специалистов
Помочь в развитии необходимых навыков может применение коучинговый подход ил прведение занятий в формате коучинга.
Существуют различные определения понятия коучинг.
Коучинг — это процесс, способствующий реализации обучения и развития и, следовательно, усовершенствованию компетентности и профессиональных навыков обучающегося. Для достижения успеха коучу необходимо знать и понимать как процесс коучинга, так и все разнообразие стилей, навыков и техник, соответствующих тому контексту, в котором применяется процесс коучинга.[2]
Коучинг – это технология для раскрытия потенциала личности с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг – это не только техника, которая применяется в определенных обстоятельствах, эффективный коучинг – это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления. Коучинг не учит, а помогает учиться
Коучинг непосредственно нацелен на быстрое повышение эффективности исполнения и развитие навыков посредством обучения и иструктирования (Эрик Парслоу)
Изначальной предпосылкой коучинга является вера в то, что каждый человек – уникальная творческая личность, способная добиваться невероятных успехов в жизни и производстве. Ограничивающие убеждения, сформированные под влиянием окружения, производственной и жизненной среды, обстоятельства сдерживают развитие потенциала личности, обладающей необходимыми ресурсами для собственной реализации.
В настоящее время идея коучинга реализуется в педагогической практике в России. Один из авторов внедрения коучинга в систему российского образования, Н. М. Зырянова, рассматривает данное понятие в широком и в узком смысле этого слова.
В широком смысле коучинг – это «такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков». Согласно более узкому определению, коучинг – это «процесс выявления целей человека и выработка оптимальных путей их достижения»
Коучинг как педагогический стиль– это взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве, которое способствует раскрытию потенциала обучающихся, повышению ответственности, мотивации и эффективности в целом.
Модель процесса коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:
- Постановка цели и осознание её реальности.
- Анализ необходимых составляющих успеха.
- Анализ имеющихся возможностей.
- Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
- Мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Рассмотрим коучинговый подход на примере Колеса Развития по теме Мотивация персонала. Изучение темы состоит из восьми вопросов:
- Цели мотивации персонала;
- Функции системы мотивации;
- Принципы мотивации;
- Теории мотивации персонала;
- Виды мотивации персонала;
- Формы мотивации персонала;
- Этапы внедрения мотивации персонала;
- Результаты мероприятий по мотивации;
Обучающимся предлагается в начале урока отразить свои знания в каждом из восьми секторов. Оценивание происходит по десятибалльной шкале. Каждый сектор отмечается выбранным цветом.
Пример Колеса развития по теме «Мотивация персонала» представлен ниже.
Рисунок 1. Колесо развития «Мотивация персонала»
В окончании изучения темы студентам также предлагается оценить свои знания. На основании заполнения Колеса развития проводится рефлексия.
Как показала практика применения данной технологии студенты с интересом относятся к заполнению Колеса знаний. Это способствует повышению мотивации в обучении, улучшению контроля знаний и формированию самоконтроля студентами своей учебной деятельности.