Статья:

Управление инновационными процессами в сфере образования

Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Протасова А.В. Управление инновационными процессами в сфере образования // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/9(9).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Управление инновационными процессами в сфере образования

Протасова Айгуль Васильевна
студент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Бурятский государственный университет" (ФГБОУ ВО "БГУ"), Педагогический институт, РФ, Республики Бурятия, г. Улан-Удэ
Стрекаловская Маргарита Михайловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Бурятский государственный университет" (ФГБОУ ВО "БГУ"), Педагогический институт, РФ, Республики Бурятия, г. Улан-Удэ

 

Аннотация. Статья на тему «управление инновационными процессами в сфере образования» посвящена деятельности, которая направлена на реализации инновации. Большое внимание акцентируется на формирование, исследование и распространение новшеств.  Этот процесс имеет необходимость в управлении. В статье даются характерные особенности понятий «инновация», «инновационный процесс» и «управление». 

Ключевые слова: инновация, новшество, инновационная деятельность, управление.

 

Развитие образования определено и установлено в качестве национального проекта Правительством Российской Федерации

Люди больше времени и внимания  уделяют в современном мире всяким инновациям, которые способны упростить, облегчить, а также улучшить жизнь, и поэтому на сегодняшний день главными тенденциями развития образования считаются его  открытость, доступность, мобильность, своевременная реакция на перемены внешнего мира и требования потребителей, финансовая рациональность, управляемость и контролируемость. Для осуществления управляемого развития системы образования одним из возможных путей считается инновационная деятельность как комплексная деятельность по созданию, изучению, применению и распространению новшеств. Деятельность, которая направленна на осуществление инновации – называется инновационной деятельностью. Этот процесс имеет необходимость в управлении.  В большинстве образовательных учреждениях, реализуема инновационная деятельность, и поэтому современный руководитель обязан показать свой профессионализм, должен быть компетентен и знать, что такое и как осуществляется «инновационная деятельность». Руководитель принимает решения, которые  способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательного процесса. Понять, что такое управление – это значит ответить на вопросы: когда, где и зачем оно нужно, как оно будет реализовывать свое назначение.

Форма управления развитием образования, которая позволяет системно изменять структуру, содержание и организацию образовательного процесса – называется инновация. Термин «инновация» происходит от латинского слова «novatio», которое означает «обновление, новинка, изменение», и приставки «in», которая переводится с латинского языка как «в направлении». Дословный перевод слова «innovatio» будет «в направлении изменений». В первый раз термин «innovation» возник в научных исследованиях девятнадцатого века, и имело значение введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии. В первой половине двадцатого века стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы в зарубежной педагогике стали предметом специального изучения примерно в конце 50-х годов, а в нашей стране в последние несколько лет, когда с вышедшим законом «Об образовании» законодательно закрепилось право на свободу педагогического творчества, то есть появилась возможность педагогам творчески развиваться и благодаря этому, формировать умения и  развивать свой профессиональный потенциал.

Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, целью которых считается получение наилучших результатов. Внедрение инноваций – это большая многошаговая процедура, которая будет начинаться с создания и апробации новшества, потом будут рассматривать результаты и, в случае необходимости делать корректировку и уже после всей этой процедуры внедрять и распространять.

Каждый инновационный процесс подлежит управлению. Управления инновационным процессом, результативность и качество применения нововведений в образовательном учреждении станут находиться в зависимости от верного установления ориентиров, содержания и организационной структуры управления, от наличия эффективных и приемлемо сочетаемых способов, средств, операций, форм, организационных механизмов управления. Управленческая работа эффективна: если она подходит логике реального процесса развития; если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме; если руководители образовательных учреждений, принимающие решения обладают способностями оценить ситуацию, имеют возможность дать прогноз, корректировать, регулировать и управлять рисками. Возникновение необходимости появления и развития нововведений непременно связано с появлением проблемных ситуаций, в зависимости осознания субъектом противоречий между важными социально-значимыми и существующими результатами деятельности образовательного учреждения, руководителя, педагога, между необходимым и имеющимися состояниями системы. Появляется необходимость в  реализации создания реального механизма, приема, способа организации, который будет позволять решить конкретную проблему.

Изучив исследования ученых по проблеме развития образования, труды по менеджменту и внутри школьному управлению можно сказать, что В.С. Лазарев, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Л.И. Суворов дают определение понятия «управление» – это целенаправленная деятельность. М.М. Поташник отмечает: функциональный состав (планирование, организация, контроль, руководство), целевое назначение, то есть организованность совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность ее на достижение образовательных целей и целей развития школы, субъекты деятельности.

Управление инновационной деятельностью в образовательном учреждении – это направленная работа субъектов управления различного уровня, которая станет обеспечивать совершенствование всей системы управления образовательного учреждения через комплексную деятельность по созданию, освоению и изучению, применении и популяризации новшеств, включающая в себя взаимодействие педагогических работников, учащихся, родителей, социума; условия материально-технического, информационного, программно-методического, кадрового, социально-психологического обеспечения. Руководители, управляя инновационной деятельностью, образовательных учреждений встречаются с различными видами новшеств и группами инноваций, и новшество может быть внесено в различные виды деятельности и функции руководителя.

Развитие инновационной ориентированности работы образовательного учреждения предполагает использование определенных критериев, которые дают возможность оценивать эффективность какого-нибудь нововведения. Благодаря существующему эксперименту педагогических исследований и с поддержкой рассмотрения критериальной основы в исследованиях руководителей согласно вопросу управления инновационной деятельностью и управления развитием образовательного учреждения, предоставляет вероятность определить комплекс критериев эффективности нововведений: актуальность, то есть значимость, новизна, образовательная и социальная важность, продуктивность, реализуемость.

Таким образом, можно сделать вывод, что управление инновационным процессом, это большой труд руководителя образовательного учреждения, так как инновационный процесс отличается большой сложностью и нуждается в подробном исследовании.

 

Список литературы:
1. Безрукова В. С. Директору об исследовательской деятельности школы. – М.: Сентябрь, 2002. – Вып. 2. – 160 с. [Библиотека журнала «Директор школы»].
2. Сборник нормативных документов регионального уровня: Инновации в образовании / Под ред. О. Н. Сергеевой. – Вологда: Изд. центр ВИРО, 2002. – 44 с.
3. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя / Пер. с макед. – М.: Просвещение, 1991. – 156 с.