Управление инновационными процессами в сфере образования
Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Управление инновационными процессами в сфере образования
Аннотация. Статья на тему «управление инновационными процессами в сфере образования» посвящена деятельности, которая направлена на реализации инновации. Большое внимание акцентируется на формирование, исследование и распространение новшеств. Этот процесс имеет необходимость в управлении. В статье даются характерные особенности понятий «инновация», «инновационный процесс» и «управление».
Ключевые слова: инновация, новшество, инновационная деятельность, управление.
Развитие образования определено и установлено в качестве национального проекта Правительством Российской Федерации
Люди больше времени и внимания уделяют в современном мире всяким инновациям, которые способны упростить, облегчить, а также улучшить жизнь, и поэтому на сегодняшний день главными тенденциями развития образования считаются его открытость, доступность, мобильность, своевременная реакция на перемены внешнего мира и требования потребителей, финансовая рациональность, управляемость и контролируемость. Для осуществления управляемого развития системы образования одним из возможных путей считается инновационная деятельность как комплексная деятельность по созданию, изучению, применению и распространению новшеств. Деятельность, которая направленна на осуществление инновации – называется инновационной деятельностью. Этот процесс имеет необходимость в управлении. В большинстве образовательных учреждениях, реализуема инновационная деятельность, и поэтому современный руководитель обязан показать свой профессионализм, должен быть компетентен и знать, что такое и как осуществляется «инновационная деятельность». Руководитель принимает решения, которые способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательного процесса. Понять, что такое управление – это значит ответить на вопросы: когда, где и зачем оно нужно, как оно будет реализовывать свое назначение.
Форма управления развитием образования, которая позволяет системно изменять структуру, содержание и организацию образовательного процесса – называется инновация. Термин «инновация» происходит от латинского слова «novatio», которое означает «обновление, новинка, изменение», и приставки «in», которая переводится с латинского языка как «в направлении». Дословный перевод слова «innovatio» будет «в направлении изменений». В первый раз термин «innovation» возник в научных исследованиях девятнадцатого века, и имело значение введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии. В первой половине двадцатого века стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы в зарубежной педагогике стали предметом специального изучения примерно в конце 50-х годов, а в нашей стране в последние несколько лет, когда с вышедшим законом «Об образовании» законодательно закрепилось право на свободу педагогического творчества, то есть появилась возможность педагогам творчески развиваться и благодаря этому, формировать умения и развивать свой профессиональный потенциал.
Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, целью которых считается получение наилучших результатов. Внедрение инноваций – это большая многошаговая процедура, которая будет начинаться с создания и апробации новшества, потом будут рассматривать результаты и, в случае необходимости делать корректировку и уже после всей этой процедуры внедрять и распространять.
Каждый инновационный процесс подлежит управлению. Управления инновационным процессом, результативность и качество применения нововведений в образовательном учреждении станут находиться в зависимости от верного установления ориентиров, содержания и организационной структуры управления, от наличия эффективных и приемлемо сочетаемых способов, средств, операций, форм, организационных механизмов управления. Управленческая работа эффективна: если она подходит логике реального процесса развития; если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме; если руководители образовательных учреждений, принимающие решения обладают способностями оценить ситуацию, имеют возможность дать прогноз, корректировать, регулировать и управлять рисками. Возникновение необходимости появления и развития нововведений непременно связано с появлением проблемных ситуаций, в зависимости осознания субъектом противоречий между важными социально-значимыми и существующими результатами деятельности образовательного учреждения, руководителя, педагога, между необходимым и имеющимися состояниями системы. Появляется необходимость в реализации создания реального механизма, приема, способа организации, который будет позволять решить конкретную проблему.
Изучив исследования ученых по проблеме развития образования, труды по менеджменту и внутри школьному управлению можно сказать, что В.С. Лазарев, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, Л.И. Суворов дают определение понятия «управление» – это целенаправленная деятельность. М.М. Поташник отмечает: функциональный состав (планирование, организация, контроль, руководство), целевое назначение, то есть организованность совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность ее на достижение образовательных целей и целей развития школы, субъекты деятельности.
Управление инновационной деятельностью в образовательном учреждении – это направленная работа субъектов управления различного уровня, которая станет обеспечивать совершенствование всей системы управления образовательного учреждения через комплексную деятельность по созданию, освоению и изучению, применении и популяризации новшеств, включающая в себя взаимодействие педагогических работников, учащихся, родителей, социума; условия материально-технического, информационного, программно-методического, кадрового, социально-психологического обеспечения. Руководители, управляя инновационной деятельностью, образовательных учреждений встречаются с различными видами новшеств и группами инноваций, и новшество может быть внесено в различные виды деятельности и функции руководителя.
Развитие инновационной ориентированности работы образовательного учреждения предполагает использование определенных критериев, которые дают возможность оценивать эффективность какого-нибудь нововведения. Благодаря существующему эксперименту педагогических исследований и с поддержкой рассмотрения критериальной основы в исследованиях руководителей согласно вопросу управления инновационной деятельностью и управления развитием образовательного учреждения, предоставляет вероятность определить комплекс критериев эффективности нововведений: актуальность, то есть значимость, новизна, образовательная и социальная важность, продуктивность, реализуемость.
Таким образом, можно сделать вывод, что управление инновационным процессом, это большой труд руководителя образовательного учреждения, так как инновационный процесс отличается большой сложностью и нуждается в подробном исследовании.