Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Хваткова П.С. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(50).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Хваткова Полина Сергеевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Москвитина Наталья Юрьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Особенности формирования коммуникативных УУД у учащихся начальной школы связаны с их возрастными характеристиками (изменения в психике и физиологии). Период поступления в школу считается особым психосоциокультурным этапом в развитии личности, он отмечен кризисом, связанным с поступлением ребенка в школу, с изменением социальной ситуации развития. Гуманизация образования позволяет создавать условия для раскрытия внутреннего потенциала учащихся.

По мнению Л.С. Выготского, коммуникативная деятельность выступает главным условием формирования коммуникативной компетентности [2]. Главная задача начальной школы состоит в формировании коммуникативных УУД потому, что их развитость влияет на качество и результативность обучения ребенка в начальной школе.

При поступлении в школу дети уже имеют определенный уровень развития общения. К возрастным особенностям компонентов предпосылок формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы относятся:

- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

- владение им определенными вербальными и невербальными средствами общения;

- приемлемое отношений к процессу сотрудничества;

- ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника.

В федеральном государственном образовательном стандарте НОО выделяются универсальные учебные действия в коммуникативной сфере:

- правильная формулировка своего мнения и собственной позиции;

- принятие во внимание различных мнений;

- способность договариваться и приходить к общим решениям в процессе совместной деятельности;

- способность задавать вопросы;

- контроль действий партнеров;

- регулирование собственных действий с помощью речи;

- адекватное использование средств речевой коммуникации для разрешения задач, построение монолога и диалога [3].

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ СК «Лицей №14 имени героя РФ В.В. Нургалиева» города Ставрополь. В исследовании приняли участие две группы учащихся 10-11 лет: контрольная (4 «Д» класс - 30 человек) и экспериментальная (4 «В» класс - 32 человека).

Исследование включило в себя проведение трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

Цель экспериментальной работы заключается в подтверждении эффективности соблюдения педагогических условий, направленных на формирование коммуникативных УУД младших школьников средствами игровых технологий.

На констатирующем этапе эксперимента для выявления уровня коммуникативной компетентности учащихся начальных классов были подобраны и проведены следующие диагностические методики:

1) Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников по методике М.И. Рожкова;

2) Методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман;

3) Тест «Оценка уровня общительности» (модифицированная методика В.Ф. Ряховского.

4) Методика Р. Овчаровой «Ковер»;

На основе расчета среднего арифметического по данным первых трех методик, мы определили, что в контрольной группе высокий уровень имеет 1 учащийся, средний - 15, низкий - 14.

В экспериментальном классе: высокий уровень - 1, средний - 18, низкий -13 человек.

 

Рисунок 1. Уровни сформированности коммуникативных УУД у младших школьников в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе

 

Также для изучения уровня сформированности навыка группового взаимодействия учащихся начальной школы была проведена методика «Ковер» Р. Овчаровой. Анализ результатов групповой работы показал, что в экспериментальном классе 1 группа учащихся имеет высокий уровень, 4 группы - средний, 3 группы - низкий. В контрольном классе 1 группа имеет высокий уровень, 3 группы - средний, 3 группы - низкий.

Результаты проведения диагностических методик на констатирующем этае эксперимента, показали, что большинство учащихся испытывают трудности при общении, не интересуются деятельностью свои одноклассников, приходят на помощь по просьбе учителя, плохо работают в группах.

На формирующем этапе эксперимента была организована работа по формированию коммуникативных УУД младших школьников с применением игровых технологий. Были подобраны дидактические игры и игровые упражнения, составлен методический комплекс, направленный на развитие коммуникативных универсальных учебных действий с учетом трех групп коммуникативной деятельности, выделенных А.Г. Асмоловым [1]:

- коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (игры: «Математическая эстафета»; «Шифровальщики»; «Лучший космонавт»; «Актеры»; «Да-нет»);

- коммуникативные действия, направленные на кооперацию и сотрудничество (игры: «Математическое лото»; «Кто быстрее?»; «Я начну, а ты продолжи»; «Домино»; «Эстафета-рассказ»; «Ты - мне, я - тебе»);

- коммуникативно-речевые действия («Аукцион знаний»; «Одним словом»; Пропущенные слова»; «Я поэт»; «Тавтограммы»; «Космический словарь»).

На этапе рефлексии применялись следующие игровые упражнения: упражнение «Пять пальцев», упражнение « Цепочка пожеланий», пражнение «Благодарю…».

На переменах были проведены коллективные игры: игра «Гороховый король», Игра «Числовой круг», игра «Циферблат» (проводилась в течение нескольких перемен).

После реализации комплекса дидактических игр в контрольном и экспериментальном была проведена повторная диагностика сформированности коммуникативны УУД младших школьников. Результаты изменения в уровнях сформированности коммуникативных УУД показаны на рисунке 2.

Таким образом, результаты повторного проведения диагностических методик показали повышение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся экспериментального 4 «В» класса (Таблица 1). После реализации комплекса игровых технологий мы наблюдали следующие изменения: высокий уровень изменился на 9,38% (3 человека), средний - на 9,3% (3 человека), низкий на 18,7%  (6 человек).

 

Рисунок 2.  Уровни сформированности коммуникативных УУД у младших школьников в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе

 

Таблица 1.

Сравнение уровней сформированности коммуникативных УУД учащихся экспериментальной группы на констатирующем контрольном этапе

Констатирующий этап

Уровень общительности младших школьников

Контрольный этап

Количество учащихся

Процент учащихся

Количество учащихся

Процент учащихся

1

3,12 %

Высокий

4

12,5 %

18

56,3%

Средний

21

65,6%

13

40,6 %

Низкий

7

21,9%

 

Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности применения игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности при обучении учащихся младшего школьного возраста для формирования коммуникативных умений при соблюдение педагогических условий (включение учащихся в совместную деятельность; регулярное применение приемов игровой технологии; включение игры в учебную ситуацию; четкое изложение правил игры; ограниченность по времени проведения; добровольное участие обучающихся;; включение педагога в игру, при необходимости; учет индивидуальных особенностей учащихся; проведение рефлексии).

 

Список литературы:
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. –М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл: Эксмо, 2005. – 1136 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.