ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
L Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Особенности формирования коммуникативных УУД у учащихся начальной школы связаны с их возрастными характеристиками (изменения в психике и физиологии). Период поступления в школу считается особым психосоциокультурным этапом в развитии личности, он отмечен кризисом, связанным с поступлением ребенка в школу, с изменением социальной ситуации развития. Гуманизация образования позволяет создавать условия для раскрытия внутреннего потенциала учащихся.
По мнению Л.С. Выготского, коммуникативная деятельность выступает главным условием формирования коммуникативной компетентности [2]. Главная задача начальной школы состоит в формировании коммуникативных УУД потому, что их развитость влияет на качество и результативность обучения ребенка в начальной школе.
При поступлении в школу дети уже имеют определенный уровень развития общения. К возрастным особенностям компонентов предпосылок формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы относятся:
- потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение им определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- приемлемое отношений к процессу сотрудничества;
- ориентация на партнера по общению;
- умение слушать собеседника.
В федеральном государственном образовательном стандарте НОО выделяются универсальные учебные действия в коммуникативной сфере:
- правильная формулировка своего мнения и собственной позиции;
- принятие во внимание различных мнений;
- способность договариваться и приходить к общим решениям в процессе совместной деятельности;
- способность задавать вопросы;
- контроль действий партнеров;
- регулирование собственных действий с помощью речи;
- адекватное использование средств речевой коммуникации для разрешения задач, построение монолога и диалога [3].
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ СК «Лицей №14 имени героя РФ В.В. Нургалиева» города Ставрополь. В исследовании приняли участие две группы учащихся 10-11 лет: контрольная (4 «Д» класс - 30 человек) и экспериментальная (4 «В» класс - 32 человека).
Исследование включило в себя проведение трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
Цель экспериментальной работы заключается в подтверждении эффективности соблюдения педагогических условий, направленных на формирование коммуникативных УУД младших школьников средствами игровых технологий.
На констатирующем этапе эксперимента для выявления уровня коммуникативной компетентности учащихся начальных классов были подобраны и проведены следующие диагностические методики:
1) Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников по методике М.И. Рожкова;
2) Методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман;
3) Тест «Оценка уровня общительности» (модифицированная методика В.Ф. Ряховского.
4) Методика Р. Овчаровой «Ковер»;
На основе расчета среднего арифметического по данным первых трех методик, мы определили, что в контрольной группе высокий уровень имеет 1 учащийся, средний - 15, низкий - 14.
В экспериментальном классе: высокий уровень - 1, средний - 18, низкий -13 человек.
Рисунок 1. Уровни сформированности коммуникативных УУД у младших школьников в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе
Также для изучения уровня сформированности навыка группового взаимодействия учащихся начальной школы была проведена методика «Ковер» Р. Овчаровой. Анализ результатов групповой работы показал, что в экспериментальном классе 1 группа учащихся имеет высокий уровень, 4 группы - средний, 3 группы - низкий. В контрольном классе 1 группа имеет высокий уровень, 3 группы - средний, 3 группы - низкий.
Результаты проведения диагностических методик на констатирующем этае эксперимента, показали, что большинство учащихся испытывают трудности при общении, не интересуются деятельностью свои одноклассников, приходят на помощь по просьбе учителя, плохо работают в группах.
На формирующем этапе эксперимента была организована работа по формированию коммуникативных УУД младших школьников с применением игровых технологий. Были подобраны дидактические игры и игровые упражнения, составлен методический комплекс, направленный на развитие коммуникативных универсальных учебных действий с учетом трех групп коммуникативной деятельности, выделенных А.Г. Асмоловым [1]:
- коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (игры: «Математическая эстафета»; «Шифровальщики»; «Лучший космонавт»; «Актеры»; «Да-нет»);
- коммуникативные действия, направленные на кооперацию и сотрудничество (игры: «Математическое лото»; «Кто быстрее?»; «Я начну, а ты продолжи»; «Домино»; «Эстафета-рассказ»; «Ты - мне, я - тебе»);
- коммуникативно-речевые действия («Аукцион знаний»; «Одним словом»; Пропущенные слова»; «Я поэт»; «Тавтограммы»; «Космический словарь»).
На этапе рефлексии применялись следующие игровые упражнения: упражнение «Пять пальцев», упражнение « Цепочка пожеланий», пражнение «Благодарю…».
На переменах были проведены коллективные игры: игра «Гороховый король», Игра «Числовой круг», игра «Циферблат» (проводилась в течение нескольких перемен).
После реализации комплекса дидактических игр в контрольном и экспериментальном была проведена повторная диагностика сформированности коммуникативны УУД младших школьников. Результаты изменения в уровнях сформированности коммуникативных УУД показаны на рисунке 2.
Таким образом, результаты повторного проведения диагностических методик показали повышение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся экспериментального 4 «В» класса (Таблица 1). После реализации комплекса игровых технологий мы наблюдали следующие изменения: высокий уровень изменился на 9,38% (3 человека), средний - на 9,3% (3 человека), низкий на 18,7% (6 человек).
Рисунок 2. Уровни сформированности коммуникативных УУД у младших школьников в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе
Таблица 1.
Сравнение уровней сформированности коммуникативных УУД учащихся экспериментальной группы на констатирующем контрольном этапе
Констатирующий этап |
Уровень общительности младших школьников |
Контрольный этап |
||
Количество учащихся |
Процент учащихся |
Количество учащихся |
Процент учащихся |
|
1 |
3,12 % |
Высокий |
4 |
12,5 % |
18 |
56,3% |
Средний |
21 |
65,6% |
13 |
40,6 % |
Низкий |
7 |
21,9% |
Полученные результаты позволяют сделать вывод об эффективности применения игровых технологий на уроках и во внеурочной деятельности при обучении учащихся младшего школьного возраста для формирования коммуникативных умений при соблюдение педагогических условий (включение учащихся в совместную деятельность; регулярное применение приемов игровой технологии; включение игры в учебную ситуацию; четкое изложение правил игры; ограниченность по времени проведения; добровольное участие обучающихся;; включение педагога в игру, при необходимости; учет индивидуальных особенностей учащихся; проведение рефлексии).