Статья:

Портрет как средство познания внутреннего мира человека

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сорокина С.А. Портрет как средство познания внутреннего мира человека // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Портрет как средство познания внутреннего мира человека

Сорокина Софья Андреевна
студент, Удмуртский государственный университет, РФ, г. Ижевск

 

Аннотация. В учебной программе художественных школ мало внимания уделяют изучению портрета и это большое упущение. Художник, создавая портрет, передает не только индивидуальность портретируемого, но и свою индивидуальность. В портрете важная роль не отводится изображению внешних сходств, а подразумевает образ всего мира, через человеческую личность, трансформированную искусством человеческую индивидуальность.

Abstract. In the curriculum of art schools pay little attention to the study of portrait and this is a big omission. The artist, creating a portrait, conveys not only the individuality of the portrayed, but also his individuality. In the portrait, an important role is not given to the image of external similarities, but implies the image of the whole world, through the human personality, the human individuality transformed by art.

 

Ключевые слова: портрет, искусство, портретное сходство, образ.

Keywords: portrait, art, portrait likeness, image.

 

На протяжении всей истории изобразительного искусства изображение человека являлось одной из основных и излюбленных тем у всех народов.

Первые изображения человека появились еще в первобытном обществе. Свидетельствуют об этом многочисленные наскальные рисунки, отражающие жизнь первобытных людей: сцены охоты, сражения, пляски, обряды и т. д.

В течение всей истории искусству портрета была отведена важная роль. Следы изображения образа человека появились еще в первобытном обществе. Указывает на это разнообразные наскальные рисунки, изображающие быт того времени: традиции, охоты, сражений и т.д.

Но, человек, в то время изображался в прямом смысле безликим. Интересовало художников того времени в первую очередь их трудовые действия, движения. Но отсутствие лиц совсем не говорит о том, что творцам того времени не хватало мастерства. Чаще всего динамика композиции изображаемых сцен завораживает. Так же надо отдать должное древним художникам, их изображения животных удивляют своей точностью передачи пропорций и анатомических особенностей. Стоит заметить, что создавались не только контурные, но и объёмные изображения.

Ученые объясняют отсутствие изображения лиц на наскальных рисунках, тем, что в первобытном обществе человек, был неотъемлемой частью коллектива, природы, а изображение индивидуальных черт подразумевает под собой чувство личности, что не могло быть развито при устоях того времени.[3]

Портретные изображения людей, появились лишь тогда, когда человек познал свою индивидуальность, осознал себя, как личность, не похожую ни на одного другого человека или существо.

Берущий свое начало еще в глубокой древности искусство портрета достигло высшего уровня развития. Еще в Древнем Египте художники создавали портреты, поражающие своей правдивостью.

В современных реалиях в учебной программе художественных школ мало внимания уделяют изучению портрета и это большое упущение. О значимости этого жанра написано немало высказываний великих мыслителей, искусствоведов, писателей, поэтов, художников, ценителей искусства. Каждый музей имеет в своей коллекции портрет и эти портреты никого не оставляют равнодушными.

Пленит в портрете, чаще всего, взгляд с холста. Давно признано, что глаза - своеобразное зеркало души. Глаза всегда много говорят о своем хозяине, а порой даже раскрывают правду о нем. И важно, чтобы в глазах была именно правда, ведь портрет – это увековечивание человека в вечности, своеобразный посыл будущим поколениям. Зачастую по портрету и созданному художником образу потомки судят о том, каким был человек при жизни. Но чтобы заглянуть в это зеркало и увидеть в нем бездонность внутреннего мира, нужно суметь сделать с помощью кисти, красок и мастерства глаза «живыми и говорящими».

Через выражение глаз видна душа, особенно через взгляд, устремлённый на зрителя. К тому же «взгляд, направленный, на зрителя, обращён ко всему человечеству» (А. Карев).[1]

Одним из нюансов создания  портретного образа является передача сходства, поэтому без свойственных индивидуальностей портретируемого человека не станет и убедительного образа. Специфическое содержание портретного произведения требует при определении его достоинств соотнесения созданного образа с оригиналом.

Содержание модели в той или иной степени выражается во внешнем облике, и поиск главной образной идеи, являющееся целью портрета в реалистическом искусстве, основывается на стремлении следовать натуре. Сходство возникает в результате обобщения внешних черт и существенных свойств характера человека, в выявлении индивидуальных и типических характеристик портретируемого.

Единичное существует не само по себе, как знак реальности, а как представитель общего. Выделение существенного в изображаемом человеке направлено на передачу его типических черт.

Проблема портретного сходства включает в себя философские, психологические и художественные аспекты.

В чем же трудность создания портрета? Ведь настроение и нрав присущ любому художественному произведению. Но как раз в портрете им отведена главная роль – создание образа человека – самого удивительного творения природы.

Художник, создавая портрет, передает не только индивидуальность портретируемого, но и свою индивидуальность.

Портрет – «автопортретен». Творец пропускает через себя образ модели, благодаря чему постигает духовную сущность человеческой личности. [3 с.275].

"Портрет - это всегда двойной образ: образ художника и образ модели" - говорит об этом сам художник устами скульптора Бурделя.

Интересное наблюдение о Л. Русове оставил художник Ю. Шаблыкин: «Впечатления от его портретов трудно передать словами.

Возможно, его манера характеризуется живым, неакадемическим восприятием натуры, в отличие от того, чтобы смотреть на нее как на нечто неподвижное, мертвое.        

В его работах натура живая, жизнь бьет ключом и это ощущение живого взгляда живых людей - самое ценное в его портретах. Ему удалось «схватить» мимолетные состояния натуры, которое ускользает от большинства художников. Он сохраняет это первое впечатление до конца и знает, как передать зрителю. Это что-то неописуемое в словах, но каждый чувствует, смотря на его портреты ».

Таким образом, в портрете важная роль не отводится изображению внешних сходств, а подразумевает образ всего мира, через человеческую личность, трансформированную искусством человеческую индивидуальность.

И не только благодаря индивидуальности модели, но - что очень важно - благодаря индивидуальности художника.

Ибо, воспринимая произведение искусства - портрет, мы всегда невольно подразумеваем в нем не только конкретную модель, оригинал портрета, но и создателя этого портрета - художника - и мысленно ссылаемся на него.

 

Список литературы: 
1. Карев А. Классицизм в русской живописи. М., 2003. С. 195
2. Золотых М. С., Золотых М. С. О ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТНОГО ОБРАЗА В ЖИВОПИСИ// Ученые записки. Электронный научный журнал КиберЛенинка. 2012. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/o-protsesse-sozdaniya-portretnogo-obraza-v-zhivopisi.
3. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. М., 1986