Статья:

Программная музыка как средство восприятия музыкального образа учащимися второго класса

Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Суркова Е.М. Программная музыка как средство восприятия музыкального образа учащимися второго класса // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(47).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Программная музыка как средство восприятия музыкального образа учащимися второго класса

Суркова Екатерина Михайловна
студент, Волгоградский государственный социально-педагогический колледж, РФ, Волгоград
Воронина Наталья Владимировна
научный руководитель, учитель высший категории, преподаватель сольфеджио, гармонии Волгоградский государственный социально-педагогический колледж, РФ, Волгоград

 

Проблема восприятия музыкального образа рассматривалась в разные периоды разными учеными. Однако наименьшее внимание уделялось восприятию музыки современными учащимися второго класса, чье общее восприятие мира обусловливают информационные технологии, т.е. Интернет, электронная и современная музыка. Особая трудность у данной возрастной категории возникает при восприятии образов классической музыки.

Понимание классической музыки не приходит само по себе, его нужно развивать. Это можно сравнить с развитием цветовосприятия у человека: наряду с основными цветами существует масса оттенков, различать которые можно научить. Развивая в детях понимание классической музыки, мы настраиваем их восприятие в унисон с красотой и гармонией. В наше время отношение к классической музыке неоднозначное. Ценители академической музыки считают, что без нее немыслимо культурное и духовное развитие, которое формирует образованного человека, однако Интернет, современная поп-культура предлагают свои ценности.

В нашей работе мы затрагиваем проблему определения художественного образа, понимания замысла композитора и умения передать особенности, характерные для данного автора музыкального произведения, данного жанра, данной эпохи. Понять и осознать музыкальный образ учащимся семи-восьми лет достаточно сложно: отсутствие большого жизненного опыта, глубоких музыкальных знаний и, главное, «слушательского багажа» затрудняют процесс восприятия. По словам В.А. Сухомлинского музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание, прежде всего, человека. Музыка не только живёт в душе каждого из нас, она пробуждает уснувшие чувства, возвращает человека к самому себе. (Сухомлинская, 2010:100). Каждый человек - это личность, со своим сердцем, прожитой жизнью, проблемами, счастьем, неудачами. Значит каждый человек, слушая музыку, слышит и воспринимает её по-своему.

Развитие восприятия музыки – это основа воспитания музыкальной культуры школьников. Для того, чтобы процесс восприятия музыкального образа учащимися второго класса был более занимательным, интересным, не вызывал напряжения, не представлял трудности, мы решили обратиться к образцам программной музыки, которая представляет собой сборник классических произведений, таких как «Детский альбом» П.И. Чайковского и «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.

Проблема раскрытия художественного образа, понимания замысла композитора и умение передать характерные особенности музыки данного автора, данного жанра, данной эпохи всегда актуальна и приоритетна для гармоничного развития учащихся вторых классов.

В своей работе мы акцентируем внимание на новых педагогических условиях и возможных путях формирования восприятия музыкального образа учащимися. Процесс формирования восприятия музыкального образа учащимися вторых классов через программную музыку является объектом нашей статьи, программная музыка как средство формирования восприятия музыкального образа учащимися - ее предметом.

Цель нашей статьи заключается в обосновании и доказательстве возможности формирования восприятия музыкального образа учащимися вторых классов посредством программной музыки. Необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие «восприятие музыки»; выявить значение программной музыки как особого инструмента развития второклассников; определить требования по подбору музыкальных произведений для слушания музыки; раскрыть методику анализа программных произведений в процессе восприятия музыки.

Развить музыкальное восприятие – это значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков, организованных специальным образом. Основную задачу, которую выполняет композитор – это перевод своих мыслей и чувств в знаковую форму, т.е. в те нотные знаки, в которых объективируются, закрепляются его переживания, выражающие его, данного композитора, отношение к миру. Мастерство и талант композитора заключается в его умении найти не только художественно ценное содержание образа, но и способности воплотить это содержание в адекватной форме, которая затем будет декодироваться сначала исполнителем, а затем и слушателем музыкального произведения.

Психолог А.В. Запорожец определяет восприятие как психический процесс, суть которого состоит в целостном отражении предметов или явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие в таком случае выполняет функцию приема и переработки информации, которая поступает от чувствительной системы для обработки в мозг, а также для дальнейшей работы вышестоящих психических процессов, таких как память, внимание, мышление и эмоциональная сфера.

Чтобы воспринять музыкальное произведение, надо проследить за сменой интонаций, которые одновременно и образует музыкальную форму, и несут в себе содержание. Осмысление «чувственной программы» музыкального произведения важно для полноценного восприятия. Решение проблем, которые обеспечивают воспитание музыкальной культуры школьников, напрямую связаны с интонационным подходом. Любое произведение включает в себя три составляющих: фабульную, эмоциональную и идейную.

Авторы исследований процесса восприятия музыки: А.В. Запорожец В.В. Медушевский, Л.С. Выготский, Н.Л. Леонтьев, Б.Т. Лихачёва Б.М. Теплов, В.И. Петрушин, Л.Л. Бочкарев определяют восприятие как вид эстетической деятельности, выражающейся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которая сопровождается эстетическим переживанием. Развить музыкальное восприятие – это значит научить слушателя переживать чувства и настроения, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом организованных; это значит включить слушателя в процесс активного сотворчества и сопереживания идеям и образам.

В соответствии с методикой и особенностями восприятия, ученые-психологи и педагоги выделяют три стадии процесса восприятия музыки. Первая стадия - знакомство с музыкальным произведением, первые впечатления о музыкальном образе. Вторая стадия связана с повторным прослушиванием музыкального произведения. Третья стадия - еще одно обращение к музыкальному произведению, обогащенное уже ранее возникшими музыкально-слуховыми представлениями и ассоциациями.

Задачей школьного педагога является научение учащихся восприятию программной музыки. Хотя понятию программности посвящено бесчисленное количество работ, оно остается не до конца изученным и включает в себя рад противоположных характеристик.

Программная музыка (нем. Programmusik, франц. musique а programme, итал. musica a programma, англ. programme music) - музыкальное произведения, имеющие определенную словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в ней содержание. Явление музыкальные программности связано со специфическими чертами музыки, отличающими ее от других искусств.

Иногда понятие программности включает в себя философские размышления. По словам Грачевой Т.В., несмотря на то, что феномен программности был сформулирован и описан впервые в западноевропейском искусстве, истоки этого явления универсальны по своей природе. Программность – особый, синкретичный способ музыкального мышления, который представляет собой сложную систему распознавания знаков и кодов, заключенных автором (а иногда – и исполнителем) в звуковой (реже – в нотной) ткани музыкального произведения. Этот способ мышления целиком связан с задачами воплощения явлений внешнего мира, психологического порядка и конкретных идей. И именно как способ музыкального мышления программность проявляет себя в различных жанрах и видах музыки. (Грачева 2009:170). Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения. Придать программу музыкальному произведению может только его автор.

Музыковеды, авторы по исследованию программной музыки, Ю. Н. Хохлов, М. Г. Рыцарева, Д.Д. Шостакович, М.Г. Арановский выделяют три типа программности: картинная, сюжетная, психологическая, которые обогащают музыку новыми выразительными средствами, помогают в поиске новых форм произведения, дифференцируют жанры.

Проанализировали сущность программной музыки и выяснили, что программная музыка специфична, обладает важными преимуществами в передаче конкретных образов, эмоциональных состояний и настроений. Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, обогатила круг образов музыкальных произведений.

В процессе учения младшие школьники проявляет большую активность и старательность, хотя запоминают они первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно или ново. Подбирая программные музыкальные произведения для слушания, мы должны учитывать возрастные психологические особенности учащийся вторых классов.

Развитие навыков восприятия музыки – задача сложная, особенно на начальном этапе обучения. На наших уроках при слушании музыки оживленного характера дети часто фактически перестают ее воспринимать: вовлекаясь в моторику произведения, и не сразу замечают, когда учитель прекращает исполнение, это подтверждает опыт Н. Л. Гродзенской, Л. В. Данилевской и др. Учащиеся могут отвлекаться на какое-то время, потом опять быть внимательными, однако при этом они не замечают, что в какой-то период вообще не слышали музыки. Бывает, что учитель при исполнении уже знакомого произведения нарочно выпускает какие-то эпизоды, и многие дети также не замечают этого.

Учащиеся второго класса воспринимают музыку слитно, нерасчлененно, как общий характер или настроение. Они легко различают контрастные образы: «грустно» – «весело», «быстро» – «медленно», «громко» – «тихо» и ярких «представителей» тех «трех китов», о которых говорит Д.Б. Кабалевский; при этом далеко не всегда слушают все произведение от начала до конца, не отвлекаясь. (Помазкина, 2014:20).

В ходе нашей практики в школе нами было замечено, что второклассники, узнав пьесу по первым тактам, уже не слушают произведение дальше, часто путают пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского с пьесами других композиторов, например, «Вальс» с «Итальянской песенкой», а «Старинную французскую песенку» П. И. Чайковского с «Первой утратой» Р. Шумана и т. п.

Подбирая программные музыкальные произведения для слушания, мы должны учитывать возрастные психологические особенности учащихся вторых классов и сгруппировать их по темам: «сказочные образы», «образы животных», «картины природы», так как учащимся младших классов эти образы понятны и доступны.

Например, разнообразные сказочные образы характеризуются композиторами очень яркими музыкальными выразительными средствами, передающими грустный, или таинственный, или светлый, нежный характер. Например, пьеса «Баба – Яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского, М. П. Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки» «Старый замок».

Пьеса «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского – произведение фантастическое, устрашающие. Музыка быстрая, громкая, колючая, острая, с внезапными акцентами, таинственная, недобрая. В пьесе М. П. Мусоргского «Старый замок» музыка очень выразительна. Темным тембром, медленным темпом, минорным ладом, тихой динамикой, повтором интонаций автор изображает картину мрачного, сурового старинного замка, и мы чувствуем какой-то необыкновенный дух таинственности, старины. Словно замок виднеется в тумане, окружён ореолом загадочности, волшебства.

С целью развития восприятия музыки учащимися вторых классов на уроках нами были апробированы следующие методические этапы:

1. Создание таблицы с перечнем выразительных средств музыки. Учащиеся после прослушивания музыкального материала должны, определив характер музыки, назвать те средства, которые бы соответствовали этому характеру.

2. Сравнение выразительных средств, т.е. определения средств музыкальной выразительности в произведениях схожего характера у разных композиторов.

3. Предвосхищения содержания произведения.

На основе этих методических шагов мы разработали ряд рекомендаций для работы по восприятию программного произведения:

1. Время слушания музыкального фрагмента должно занимать не более двух- 2,5 минут.

2. Беседы о характере музыки, музыкальных выразительных средствах, подбор соответствующих программных музыкальных произведений должны учитывать возрастные психологические особенности учащихся второго класса.

3. Необходимо грамотно использовать вспомогательный дидактический материал в виде таблиц.

В ходе нашей практической работы мы пришли к выводу, что данные методические шаги помогают оптимизировать освоение программного произведения учащимися вторых классов и интенсифицировать развитие музыкального восприятия у второклассников.

 

Список литературы:
1. Алиева Ю.Б. Программа по музыке, «Музыка» для I - VIII классов. М., 1997.
2. Данилевская Л.В. Чему я научилась у Н. Л. Гродзенской / Л. В. Данилевская // Вып. 9: Музыкальное воспитание в школе / Сост. О. Апраксина . – М.: Музыка, 1974 . – С. 29-39.
3. Грачева Т.В. Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова // Программность как ключ к идентификации знаков и кодов музыкального сочинения, Вестник Челябинского университета, № 35, 2009, С. 168-172.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2009.
5. Петров В.О. О программности эпиграфов в инструментальных партитурах // Проблемы художественного творчества: Сборник статей.— Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. — С. 121-133.
6. Помазкина Н.Ф. Герои нашего времени: Д.Б.Кабалевский (посвящается 110 – летию со дня рождения Д.Б.Кабалевского) // Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), г. Таганрог), Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы, №6, 2014, С. 19-22.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 17 мая 2012 г. № 413.
8. Хохлов Ю., О музыкальной программности. М., 1963.
9. Сухомлинская О.В. Слово о В.А. Сухомлинском. Украинская академия педагогических наук // Вестник Московского государственного педагогического университета серия педагогика и психология, № 3, 2010, С.99-109.