Статья:

ГОТОВНОСТЬ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Богдан Н.А. ГОТОВНОСТЬ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(299). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(299).pdf (дата обращения: 03.06.2025)
Голосование состоится 04.06.2025
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОТОВНОСТЬ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Богдан Наталия Андреевна
студент Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Маслова Ирина Александровна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Восприятие текста – это сложный психофизиологический процесс, в котором задействованы зрительный, моторно-речевой и слухо-речевой анализаторы. Б.Г. Ананьев отмечал, что в основе этого процесса лежат сложные механизмы взаимодействия различных анализаторов и временных связей между сигнальными системами.

Многие известные ученые, педагоги и психологи подчеркивают огромную роль чтения в становлении и развитии личности. В.А. Сухомлинский образно называл чтение "окошком, через которое дети познают мир и себя".

Понятие готовности к чтению у дошкольников включает в себя зрелость общей и мелкой моторики, сформированные пространственно-временные представления, чувство ритма, координацию движений, зрительно-пространственное восприятие, а также навыки звукового анализа и синтеза, и фонематический слух.

Готовность к обучению грамоте – это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для успешного освоения чтения и письма, включая фонематическое восприятие, графомоторные навыки, словарный запас и интерес к чтению.

Современные технологии предлагают эффективные методы обучения чтению. Интерактивные приложения и электронные книги расширяют возможности, предлагая аудиосопровождение, задания и викторины, вовлекая детей в активное взаимодействие с текстом для лучшего понимания и усвоения.

Важным этапом является освоение понятий слова и предложения, а также принципов их построения. Дети изучают звуковой состав слов, учатся выделять звуки интонацией, определять слова с заданным звуком. Они осознают смыслоразличительную функцию звуков, различают гласные и согласные, знакомятся со слогом и учатся делить слова на слоги. Эта подготовка является основой для дальнейшего звукового анализа слов, выделения и различения звуков. Дети учатся правильно ставить ударение в словах, анализировать их по звуковому составу, что служит фундаментом для обучения чтению.

Уровень речевого развития детей перед школой характеризуется сформированными представлениями о речевых и неречевых формах общения, о звуковой стороне речи, слове, слоге, звуке, ударении, о характеристиках звуков, а также проявлением интереса к звуковой основе речи, активным участием в играх и упражнениях. Важно овладение планирующей и регулирующей функцией речи, умение комментировать действия и анализировать результаты.

Однако для успешного овладения навыками чтения и письма требуется более развитый фонематический слух, чем для повседневного общения.

Существует множество методик обучения чтению, а также специальные рекомендации для подготовки дошкольников с речевыми нарушениями.

Ранняя диагностика и своевременная коррекционная помощь повышают шансы преодоления трудностей в чтении, что положительно сказывается на успеваемости в школе.

Обследование навыков чтения следует проводить постепенно, начиная с простых заданий, чтобы точно определить причины трудностей.

Особое внимание следует уделять специфическим дислексическим ошибкам, таким как замены, пропуски, перестановки слогов, замены слов и аграмматизмы, аналогичным ошибкам при дисграфии.

Таким образом, готовность к обучению грамоте является важной задачей дошкольного образования. Успешная подготовка включает всестороннее развитие фонетико-фонетической и лексико-грамматической сторон речи, а также памяти, мышления, зрения, слуха и моторики. В данной статье рассмотрены основные аспекты готовности к обучению грамоте, факторы, влияющие на этот процесс, и роль педагогов и родителей. Ранняя диагностика и своевременная коррекционно-логопедическая помощь дают наилучший результат в преодолении трудностей, позволяя детям успешно учиться в школе.

 

Список литературы:
1. Агранович 3.Е. В помощь логопедам и родителям: Санкт-Петербург домаш. Заданий для преодолення недоразвитня фонемат. строрны речи у ст. дошкольников.
2. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина – Москва: Просвещение, 1968 – 156 с - Текст: непосредственный.
3. Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. - Издательство: Вентана-Граф, 2014. - 42с.
4. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - Москва, 1999.