ГОТОВНОСТЬ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конференция: CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ГОТОВНОСТЬ К ОВЛАДЕНИЮ ЧТЕНИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Восприятие текста – это сложный психофизиологический процесс, в котором задействованы зрительный, моторно-речевой и слухо-речевой анализаторы. Б.Г. Ананьев отмечал, что в основе этого процесса лежат сложные механизмы взаимодействия различных анализаторов и временных связей между сигнальными системами.
Многие известные ученые, педагоги и психологи подчеркивают огромную роль чтения в становлении и развитии личности. В.А. Сухомлинский образно называл чтение "окошком, через которое дети познают мир и себя".
Понятие готовности к чтению у дошкольников включает в себя зрелость общей и мелкой моторики, сформированные пространственно-временные представления, чувство ритма, координацию движений, зрительно-пространственное восприятие, а также навыки звукового анализа и синтеза, и фонематический слух.
Готовность к обучению грамоте – это совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для успешного освоения чтения и письма, включая фонематическое восприятие, графомоторные навыки, словарный запас и интерес к чтению.
Современные технологии предлагают эффективные методы обучения чтению. Интерактивные приложения и электронные книги расширяют возможности, предлагая аудиосопровождение, задания и викторины, вовлекая детей в активное взаимодействие с текстом для лучшего понимания и усвоения.
Важным этапом является освоение понятий слова и предложения, а также принципов их построения. Дети изучают звуковой состав слов, учатся выделять звуки интонацией, определять слова с заданным звуком. Они осознают смыслоразличительную функцию звуков, различают гласные и согласные, знакомятся со слогом и учатся делить слова на слоги. Эта подготовка является основой для дальнейшего звукового анализа слов, выделения и различения звуков. Дети учатся правильно ставить ударение в словах, анализировать их по звуковому составу, что служит фундаментом для обучения чтению.
Уровень речевого развития детей перед школой характеризуется сформированными представлениями о речевых и неречевых формах общения, о звуковой стороне речи, слове, слоге, звуке, ударении, о характеристиках звуков, а также проявлением интереса к звуковой основе речи, активным участием в играх и упражнениях. Важно овладение планирующей и регулирующей функцией речи, умение комментировать действия и анализировать результаты.
Однако для успешного овладения навыками чтения и письма требуется более развитый фонематический слух, чем для повседневного общения.
Существует множество методик обучения чтению, а также специальные рекомендации для подготовки дошкольников с речевыми нарушениями.
Ранняя диагностика и своевременная коррекционная помощь повышают шансы преодоления трудностей в чтении, что положительно сказывается на успеваемости в школе.
Обследование навыков чтения следует проводить постепенно, начиная с простых заданий, чтобы точно определить причины трудностей.
Особое внимание следует уделять специфическим дислексическим ошибкам, таким как замены, пропуски, перестановки слогов, замены слов и аграмматизмы, аналогичным ошибкам при дисграфии.
Таким образом, готовность к обучению грамоте является важной задачей дошкольного образования. Успешная подготовка включает всестороннее развитие фонетико-фонетической и лексико-грамматической сторон речи, а также памяти, мышления, зрения, слуха и моторики. В данной статье рассмотрены основные аспекты готовности к обучению грамоте, факторы, влияющие на этот процесс, и роль педагогов и родителей. Ранняя диагностика и своевременная коррекционно-логопедическая помощь дают наилучший результат в преодолении трудностей, позволяя детям успешно учиться в школе.