Статья:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП)

Конференция: XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Бычкова А.С. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП) // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(47).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП)

Бычкова Анна Сергеевна
студент, Институт Искусств, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

Педагогический энциклопедический словарь определяет детский церебральный паралич, как сложное неврологическое заболевание, распространённое в разных регионах России в количестве 1,7-2,9 чел. на 1000. Нарушения развития у детей с детским церебральным параличом включают в себя двигательные, речевые, психические и нарушения корковых функций. В свою очередь данные нарушения подразделяются на более мелкие группы. Двигательные нарушения проявляются в поражении верхних и нижних конечностей: нарушается мелкая моторика рук, не развиваются полноценно артикуляционные и глазодвигательные мышцы, правильная походка не формируется; артикуляционные нарушения проявляются в неразборчивой речи, которая часто сочетается с нарушениями слуха и зрения; психические нарушения проявляются в задержке психического развития из-за органического поражения головного мозга.

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для комплексного развития ребенка. Чем она может быть полезна для детей с церебральным параличом?

Прежде всего стоит сказать о том, что через творчество человек познает окружающий мир и себя. Задача педагога ИЗО – найти подход к ребенку и помочь ему в познании себя и мира. Любая творческая активность помогает речи и памяти развиваться, в ее процессе также закладываются основы таких личностных качеств, как трудолюбие, усидчивость, упорство и аккуратность. Ребенок сначала учится основным творческим приемам, через которые в последствии проявляет себя как личность. Также часто повторяющиеся однообразные движения (штриховка рисунка карандашом, лепка и др.) способны понизить тревожность и уровень стресса у ребенка. Детскую моторику рук можно скорректировать посредством занятий изобразительным искусством. В процессе разнообразной художественной деятельности у ребенка формируются различные захваты: ладонно-пальцевой, щепоть, захват большим и указательным пальцами. Также в процессе обучения при постепенном разборе изобразительных движений ребенок учится колебательным движениям кисти и начинает контролировать уровень давления ладони или пальцев на предмет (карандаш, пластилин, и др).

Работа с детьми с церебральным параличом основывается на принципе дифференцированного подхода к обучению, из-за необходимости индивидуального плана для каждого ребенка. Церебральный паралич может проявляться во всевозможных комбинациях физических и психических особенностей, и педагог должен учитывать каждую при планировании работы с классом.

Единой программы не существует, поэтому педагог должен провести диагностику каждого ребенка прежде, чем составлять план работы. В диагностику входят уровни восприятия, развития речи, памяти, временной промежуток максимальной фокусировки внимания на одном предмете или действии, эмоциональный фон, социальная адаптивность, желания и интересы самого ребенка.

На основе полученных данных педагог составляет индивидуальный коррекционно-развивающий план. В нем должны быть отражены основные направления коррекции, примерные сроки, конкретный список знаний, умений, навыков и способы их формирования, процент совместной работы ученика и педагога и самостоятельной (ребенок выполняет задание дома сам или при помощи родителя).

Ребенка с церебральным параличом очень трудно переучить, если он уже усвоил неправильные приемы работы, поэтому педагоги, работающие с такими детьми должны быть высококвалифицированными. На один класс должно приходиться несколько педагогов и тьюторов, чтобы каждый ребенок мог вблизи рассмотреть прием или технику, а также повторить вместе с педагогом «рука в руке», когда сам педагог направляет руку ребенка, показывая с какой скоростью, силой нажатия, по какой траектории и тд. должна двигаться рука.

Также нельзя забывать об эмоциональном отношении ребенка к себе, творческой деятельности и ее результатам. Педагог должен уделить большое внимание созданию комфортного климата в классе изо, чтобы каждый ребенок мог чувствовать себя в безопасности на уроке. Далее посредством маленьких успехов педагог формирует в ребенке положительное отношение к творчеству, следовательно, и к самому себе.

Как это можно сделать?

  1. Подбирать для уроков привлекательные предметы, которые понравятся детям.
  2. Использовать нетрадиционных техник вкупе с традиционными (пальчиковое рисование и др.).
  3. Разбивать задания на очень мелкие, чтобы ребенок в первое время очень легко приходил к успеху.
  4. Словесно отмечать каждый успех ребенка.
  5. Поддерживать ребенка на каждом этапе его творческой деятельности.
  6. Приглашать родителей на совместные уроки, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, зная, что рядом член его семьи.

Можно сделать вывод о том, что творческая деятельность просто необходима детям с церебральным параличом для их психического и физического развития. Творческая деятельность наравне со спортом может скорректировать некоторые физические особенности таких детей (моторику рук и тонус мышц в руках и спине), помочь в изучении окружающего мира и определении «кто я», а также может помочь родителям больше узнать об особенностях их детей и о том, как лучше выстраивать с ними коммуникацию.

 

Список литературы:
1. Архипова С. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М. 1989.
2. Астахов В.А. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, симптомы // Здоровье – 2000 – № 3 – С.14-15.
3. Бадалян Л.О., Журба Л.Т. Детские церебральные параличи. – Киев, 1988. – 198 с.
4. Бодяжина В.И., Жмакин К.Н., Кирюшенков А.Н. Акушерство. – М., 1986. –572 с. 
5. Бровицкий А.С. Виды, симптомы, лечение ДЦП // Здоровье, 2000. – № 2 – С. 15.
6. Ватолина М.И. О роли различных перинатальных факторов в развитии детских церебральных параличей // Материалы V Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. – М., 1969. – Т.2. – С. 394.
7. Веселов А.В. Лечение ДЦП // Здоровье. – 2000. – № 12 – С. 21.
8. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981. – 466 с.
9. Меженина Е.П. Церебральные спастические параличи и их лечение в детском возрасте: Автореф. дисс.... докт. мед. наук. – Киев, 1961. – 34 с.
10. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. – М., 1979. – 208 с.