ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП)
Конференция: XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП)
Педагогический энциклопедический словарь определяет детский церебральный паралич, как сложное неврологическое заболевание, распространённое в разных регионах России в количестве 1,7-2,9 чел. на 1000. Нарушения развития у детей с детским церебральным параличом включают в себя двигательные, речевые, психические и нарушения корковых функций. В свою очередь данные нарушения подразделяются на более мелкие группы. Двигательные нарушения проявляются в поражении верхних и нижних конечностей: нарушается мелкая моторика рук, не развиваются полноценно артикуляционные и глазодвигательные мышцы, правильная походка не формируется; артикуляционные нарушения проявляются в неразборчивой речи, которая часто сочетается с нарушениями слуха и зрения; психические нарушения проявляются в задержке психического развития из-за органического поражения головного мозга.
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для комплексного развития ребенка. Чем она может быть полезна для детей с церебральным параличом?
Прежде всего стоит сказать о том, что через творчество человек познает окружающий мир и себя. Задача педагога ИЗО – найти подход к ребенку и помочь ему в познании себя и мира. Любая творческая активность помогает речи и памяти развиваться, в ее процессе также закладываются основы таких личностных качеств, как трудолюбие, усидчивость, упорство и аккуратность. Ребенок сначала учится основным творческим приемам, через которые в последствии проявляет себя как личность. Также часто повторяющиеся однообразные движения (штриховка рисунка карандашом, лепка и др.) способны понизить тревожность и уровень стресса у ребенка. Детскую моторику рук можно скорректировать посредством занятий изобразительным искусством. В процессе разнообразной художественной деятельности у ребенка формируются различные захваты: ладонно-пальцевой, щепоть, захват большим и указательным пальцами. Также в процессе обучения при постепенном разборе изобразительных движений ребенок учится колебательным движениям кисти и начинает контролировать уровень давления ладони или пальцев на предмет (карандаш, пластилин, и др).
Работа с детьми с церебральным параличом основывается на принципе дифференцированного подхода к обучению, из-за необходимости индивидуального плана для каждого ребенка. Церебральный паралич может проявляться во всевозможных комбинациях физических и психических особенностей, и педагог должен учитывать каждую при планировании работы с классом.
Единой программы не существует, поэтому педагог должен провести диагностику каждого ребенка прежде, чем составлять план работы. В диагностику входят уровни восприятия, развития речи, памяти, временной промежуток максимальной фокусировки внимания на одном предмете или действии, эмоциональный фон, социальная адаптивность, желания и интересы самого ребенка.
На основе полученных данных педагог составляет индивидуальный коррекционно-развивающий план. В нем должны быть отражены основные направления коррекции, примерные сроки, конкретный список знаний, умений, навыков и способы их формирования, процент совместной работы ученика и педагога и самостоятельной (ребенок выполняет задание дома сам или при помощи родителя).
Ребенка с церебральным параличом очень трудно переучить, если он уже усвоил неправильные приемы работы, поэтому педагоги, работающие с такими детьми должны быть высококвалифицированными. На один класс должно приходиться несколько педагогов и тьюторов, чтобы каждый ребенок мог вблизи рассмотреть прием или технику, а также повторить вместе с педагогом «рука в руке», когда сам педагог направляет руку ребенка, показывая с какой скоростью, силой нажатия, по какой траектории и тд. должна двигаться рука.
Также нельзя забывать об эмоциональном отношении ребенка к себе, творческой деятельности и ее результатам. Педагог должен уделить большое внимание созданию комфортного климата в классе изо, чтобы каждый ребенок мог чувствовать себя в безопасности на уроке. Далее посредством маленьких успехов педагог формирует в ребенке положительное отношение к творчеству, следовательно, и к самому себе.
Как это можно сделать?
- Подбирать для уроков привлекательные предметы, которые понравятся детям.
- Использовать нетрадиционных техник вкупе с традиционными (пальчиковое рисование и др.).
- Разбивать задания на очень мелкие, чтобы ребенок в первое время очень легко приходил к успеху.
- Словесно отмечать каждый успех ребенка.
- Поддерживать ребенка на каждом этапе его творческой деятельности.
- Приглашать родителей на совместные уроки, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, зная, что рядом член его семьи.
Можно сделать вывод о том, что творческая деятельность просто необходима детям с церебральным параличом для их психического и физического развития. Творческая деятельность наравне со спортом может скорректировать некоторые физические особенности таких детей (моторику рук и тонус мышц в руках и спине), помочь в изучении окружающего мира и определении «кто я», а также может помочь родителям больше узнать об особенностях их детей и о том, как лучше выстраивать с ними коммуникацию.