Актуальность формирования композиционного мышления
Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Актуальность формирования композиционного мышления
Compositional thinking: conditions and features of formation
Tat'yana Ovchinnikova
student, Udmurt state University, Russia, Izhevsk
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос актуальности формирования композиционного мышления учащихся в ДШИ (3-4 класс). Так же обозначены гипотезы, при которых исход работы будет эффективен.
Abstract. This article discusses the relevance of the formation of composite thinking of students in school (grade 3-4). Also, hypotheses are indicated, under which the outcome of the work will be effective.
Ключевые слова: композиция; мышление; композиционное мышление; актуальность.
Keywords: composition; thinking; compositional thinking; urgency.
Процессы усовершенствования системы дополнительного образования в Российской Федерации предъявляют определенные требования к условиям образовательной деятельности и подчеркивают надобность формирования художественно-творческого мышления, как главной возможности молодого художника. Поэтому, художественное образование нужно ориентировать на формирование совокупности особых познаний, умений и способностей учащихся, которые должны быть готовы к самореализации, творческой самостоятельности и самоопределению.
Необходимо подчеркнуть, что образовательной наукой накоплен широкий материал по развитию художественно-творческого мышления, однако вопросы формирования композиционного мышления у молодых художников в системе дополнительного образования не нашли полного отражения в научных исследованиях. В частности, не определены полностью, сущность, содержание и структура композиционного мышления. В имеющихся методиках его формирования, не полностью учитываются современные образовательные подходы, не установлены критерии и условия, которые обеспечивают продуктивность этого процесса. Данной проблеме, которая представляет научный интерес для теории и практики, длительное время не уделялось должного внимания в системе дополнительного образования.
Практика показывает, что при изучении композиции, учащиеся стремятся к прямому копированию фрагментов окружающей действительности в изобразительном искусстве. Таким образом, без соответствующего уровня развития композиционного мышления теоретически грамотный и технически подготовленный ученик обнаружит свою творческую неспособность.
Из этого следует, что развитие композиционного мышления, в процессе изучения эстетического цикла, должно быть обязательным условием формирования методики преподавания.
Развитое композиционное мышление, способствует развитию аналитических способностей учащихся, позволяет им проводить отбор наиболее значимых характеристик для создания художественной работы[2].
Однако, полученный опыт показывает, что у большинства учащихся в системе дополнительного образования, композиционное мышление находится на достаточно низком уровне.
Анализ учебной программы и продуктов деятельности учащихся позволил выявить причины данной проблемы:
- низкий уровень художественного восприятия, слаборазвитое воображение и образная память.
- проводить анализ произведений искусства (живописи, музыки, литературы).
- недооценка выполнения творческих упражнений в процессе учебных занятий.
- нет общих и частных методик по проведению занятий интегрированного типа, направленных на развитие композиционного мышления.
Вышеперечисленные проблемы подтверждают актуальность исследования методики развития композиционного мышления подростков в ДШИ.
Таким образом, можно выявить следующие противоречия ,между:
- объективной потребностью развития композиционного мышления, на основе интеграции нескольких областей художественной деятельности, и недостаточно разработанной дидактической основой для её реализации;
- необходимостью повышения качества обучения изобразительному искусству в детских школах искусств в условиях современных требований и уже существующих в данной системе традиционных подходов обучения;
С целью разрешения данных противоречий возникает потребность в разработке методической системы заданий для учащихся ДШИ с использованием метапредметного обучения. Дан….. определило выбор темы диссертационного исследования и позволило сформулировать проблему, а именно: педагогические условия и методы формирования композиционного мышления в ДШИ.
Процесс формирования композиционного мышления учащихся 3-4 классов в ДШИ будет более эффективен, если:
- выявить и реализовать совокупность психолого – педагогических условий, которые обеспечивают эффективность процесса формирования композиционного мышления учащихся;
- проектировать учебно – воспитательный процесс с учетом критериев сформированости композиционного мышления;
- определить композиционное мышление как метапредметные связи….
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании ставятся следующие задачи:
1.Уточнить сущность и содержание дефиниции композиционное мышление в рамках смысловых понятий данного исследования.
2. Выявить совокупность психолого-педагогических условий и методов формирования композиционного мышления учащихся в ДШИ
3.Обозначить структуру, критерии и уровень сформированности композиционного мышления у учащихся в ДШИ.
4. Разработать и экспериментально апробировать модель формирования композиционного мышления.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний об организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования; в выявлении специфических условий и обосновании теоретических положений развития композиционного мышления у обучающихся в учреждениях дополнительного образования; определении эффективности совокупности психолого-педагогических условий формирования композиционного мышления, позволяющих обогатить теоретическую базу художественного образования; в определении этапов данного процесса, позволяющих обеспечить своевременный контроль и коррекцию процесса формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке в условиях основного и дополнительного образования:
1) методов организации учебной композиционной деятельности подростков, развивающих композиционное мышление;
2) учебно-методического обеспечения практических занятий по композиции, с использованием широкого спектра художественных материалов в процессе композиционного поиска: упражнений, методических пособий, учебных проектов.
Полученные результаты могут быть использованы в организации уроков изобразительного искусства в ДШИ с учётом требований для активизации развития композиционно-образного мышления подростков.