Статья:

Актуальность формирования композиционного мышления

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Овчинникова Т.Э. Актуальность формирования композиционного мышления // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальность формирования композиционного мышления

Овчинникова Татьяна Эдуардовна
студент, Удмуртский государственный университет, РФ, г. Ижевск

 

Compositional thinking: conditions and features of formation

 

Tat'yana Ovchinnikova

student, Udmurt state University, Russia, Izhevsk

 

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос актуальности формирования композиционного мышления учащихся в ДШИ (3-4 класс). Так же обозначены гипотезы, при которых исход работы будет эффективен.

Abstract. This article discusses the relevance of the formation of composite thinking of students in school (grade 3-4). Also, hypotheses are indicated, under which the outcome of the work will be effective.

 

Ключевые слова: композиция; мышление; композиционное мышление; актуальность.

Keywords: composition; thinking; compositional thinking; urgency.

 

Процессы усовершенствования системы дополнительного образования в Российской Федерации предъявляют определенные требования к условиям образовательной деятельности и подчеркивают надобность формирования художественно-творческого мышления, как главной возможности молодого художника. Поэтому, художественное образование нужно ориентировать на формирование совокупности особых познаний, умений и способностей учащихся, которые должны быть готовы к самореализации, творческой самостоятельности и самоопределению.

Необходимо подчеркнуть, что образовательной наукой накоплен широкий материал по развитию художественно-творческого мышления, однако вопросы формирования композиционного мышления у молодых художников в системе дополнительного образования не нашли полного отражения в научных исследованиях. В частности, не определены полностью, сущность, содержание и структура композиционного мышления. В имеющихся методиках его формирования, не полностью учитываются современные образовательные подходы, не установлены критерии и условия, которые обеспечивают продуктивность этого процесса. Данной проблеме, которая представляет научный интерес для теории и практики, длительное время не уделялось должного внимания в системе дополнительного образования.

Практика показывает, что при изучении композиции, учащиеся стремятся к прямому копированию фрагментов окружающей действительности в изобразительном искусстве. Таким образом, без соответствующего уровня развития композиционного мышления теоретически грамотный  и технически подготовленный ученик обнаружит свою творческую неспособность.

Из этого следует, что развитие композиционного мышления, в процессе изучения эстетического цикла, должно быть обязательным условием формирования методики преподавания.

Развитое композиционное мышление, способствует развитию аналитических способностей учащихся, позволяет им проводить отбор наиболее значимых характеристик для создания художественной работы[2].

Однако, полученный опыт показывает, что у большинства учащихся в системе дополнительного образования, композиционное мышление находится на достаточно низком уровне.

Анализ учебной программы и продуктов деятельности учащихся позволил выявить причины данной проблемы:

- низкий уровень художественного восприятия, слаборазвитое воображение и образная память.

- проводить анализ произведений искусства (живописи, музыки, литературы).

- недооценка выполнения творческих упражнений в процессе учебных занятий.

- нет общих и частных методик по проведению занятий интегрированного типа, направленных на развитие композиционного мышления.

Вышеперечисленные проблемы подтверждают актуальность исследования методики развития композиционного мышления подростков в ДШИ.

Таким образом, можно выявить следующие противоречия ,между:

- объективной потребностью развития композиционного мышления, на основе интеграции нескольких областей художественной деятельности, и недостаточно разработанной дидактической основой для её реализации;

- необходимостью повышения качества обучения изобразительному искусству в детских школах искусств в условиях современных требований и уже существующих в данной системе традиционных подходов обучения;

С целью разрешения данных противоречий возникает потребность в разработке методической системы заданий для учащихся ДШИ с использованием метапредметного обучения. Дан….. определило выбор темы диссертационного исследования и позволило сформулировать проблему, а именно: педагогические условия и методы формирования композиционного мышления в ДШИ.

Процесс формирования композиционного мышления учащихся 3-4 классов в ДШИ будет более эффективен, если:

- выявить и реализовать совокупность психолого – педагогических условий, которые обеспечивают эффективность процесса формирования композиционного мышления учащихся;

- проектировать учебно – воспитательный процесс с учетом критериев сформированости композиционного мышления;

- определить композиционное мышление как метапредметные связи….

В соответствии с целью и гипотезой в исследовании ставятся следующие задачи:

1.Уточнить сущность и содержание дефиниции композиционное мышление в рамках смысловых понятий данного исследования.

2. Выявить совокупность психолого-педагогических условий и методов формирования композиционного мышления учащихся в ДШИ

3.Обозначить структуру, критерии и уровень сформированности композиционного мышления у учащихся в ДШИ.

4. Разработать и экспериментально апробировать модель формирования композиционного мышления.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний об организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования; в выявлении специфических условий и обосновании теоретических положений развития композиционного мышления  у обучающихся в учреждениях дополнительного образования; определении эффективности совокупности психолого-педагогических условий формирования композиционного мышления, позволяющих обогатить теоретическую базу художественного образования; в определении этапов данного процесса, позволяющих обеспечить своевременный контроль и коррекцию процесса формирования композиционного мышления у обучающихся изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

Практическая значимость результатов исследования заключается  в разработке    и    экспериментальной проверке    в    условиях    основного   и дополнительного образования:

1) методов  организации  учебной  композиционной  деятельности  подростков, развивающих композиционное  мышление;

2) учебно-методического обеспечения практических занятий по композиции, с использованием  широкого  спектра  художественных  материалов  в  процессе композиционного   поиска:   упражнений,   методических пособий,   учебных проектов.

Полученные результаты могут быть использованы в организации уроков изобразительного    искусства    в    ДШИ  с   учётом требований для    активизации    развития композиционно-образного мышления подростков.

 

Список литературы:
1. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика. Ижевск 1992.
2. Учет закономерностей мышления при построении урока и организации учебной деятельности. – [Электронный ресурс] – Режим доступа - URL https://studfiles.net/preview/3539995/page:34/ (дата обращения: 16.05.2019).