Обучение решению задач в начальной школе
Секция: Педагогика
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Обучение решению задач в начальной школе
Методика обучения учащихся решению текстовых арифметических задач является одной из основ всей системы математической подготовки младших школьников. За последнее время в практике отечественного образования произошли изменения во всех сторонах школьного дела. На первое место выдвинулись новые принципы личностного ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении.
В связи с изменением представлений о целях образования и способах их реализации сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений и универсальных учебных действий (далее УУД), призванных помочь решить задачи обучения на современном этапе.
Задачи по математике редко даются детям, которые учатся в начальной школе, с первого раза. Это связано с тем, что многие родители уделяют мало внимания дошкольному образованию детей, развитию их логического мышления. Кроме того, многие учителя не способны заинтересовать школьников, обосновать нужность предмета в будущем, грамотно, последовательно и понятно изложить материал. В результате ребенок не просто не умеет решать задачи, он даже не хочет учиться это делать. Это можно исправить только одним способом. Ребенка нужно заинтересовать, дать ему мотивацию и стимул развиваться. Для этого нужно сделать все возможное, чтобы школьник понял, что у него есть все шансы освоить эту науку [4].
Решение математических заданий иногда оказывается сложным процессом даже для взрослого человека. А ребенок в первом классе и вовсе может отчаяться, когда поймет, что у него не получается справиться с этой наукой. Не всегда школьник способен последовательно рассматривать все возможные решения. Школьник должен понимать, что сначала записывается краткое условие задачи, затем делается чертеж, выписываются формулы, подбирается методика решения.
Одним из эффективных решений может стать знакомство учащихся с различными методами решения текстовых задач, а также с взаимосвязью этих методов между собой. Именно в этом случае учащийся не действует по шаблону, по заранее выбранному пути, а учится делать предположения, строить и проверять гипотезы, сравнивать математические результаты, делать выводы. Устанавливая взаимосвязь между методами решения задачи, ребенок учится обосновывать свои действия не столько учителю, сколько самому себе. Методы становятся для него не обособленными друг от друга средствами решения задач, а осознаются как мощный инструмент для продуктивной работы. Этот процесс позволяет не только убедиться в правильности решения, но и дает возможность глубже раскрыть зависимости между данными и искомыми задачи, рассмотреть ситуацию с разных точек зрения, с разных сторон. А самое важное – способствует формированию общего умения решать задачи, «вооружает» учащегося большим количеством инструментов для осуществления нелегкого труда – решения задачи, делает эту работу увлекательной для младшего школьника [1].
Также ребенок должен понять, что всем свойственно ошибаться. Пусть он не боится оступиться и написать неправильное решение. Но он не должен лениться. В случае получения неправильного ответа нужно поискать другой путь к решению.
Ребенок должен уметь проверять правильность подобранного решения. Наиболее распространенной методикой проверки является прикладка. Это способ мышления, при котором ученик представляет, мог бы получиться такой ответ или нет, если бы задача была задана не на уроке, а в жизни.
Также можно научить школьника составлять обратные задачи. Для этого изменить формулировку условия таким образом, чтобы в результате могло получиться уже известное заранее число [2].
Мы считаем, что необходимо организовывать целенаправленную работу по ознакомлению с взаимосвязью методов решения задач для того, чтобы учащиеся знали и умели пользоваться теми инструментами, которые позволят им без страха, неуверенности смотреть на новые незнакомые нестандартные задачи и не только на уроках математики. Взаимосвязь методов должна раскрываться не столько при решении задач этими методами как таковыми, сколько при интерпретации, «переводе» одного решения на язык другого. Это несет в себе огромную методическую важность – учащийся не только решает задачу разными методами, но и осознает выбор определенного метода, может обосновать свои действия вовремя или после решения задачи, что, в свою очередь, говорит о высоком уровне математического развития.
Начальный курс математики ставит своей основной целью научить младших школьников решать текстовые задачи арифметическим методом. Не умаляя значимости этого метода, мы считаем, что необходимо знакомить младших школьников и с другими методами решения задач (в контексте этой статьи – с геометрическим и алгебраическим), во-первых, с точки зрения самостоятельной ценности этих методов, во-вторых, как необходимого условия осуществления взаимосвязи методов решения задач между собой, в-третьих, – как условия преемственности в обучении решению задач на начальной и основной ступенях обучения в школе [3].
Известно, что в среднем звене текстовые задачи решаются в основном с помощью уравнений. Но многие учителя основной школы отмечают, что учащиеся испытывают трудности при составлении уравнений. И часто полезным, как отмечают педагоги, оказывается рисунок, иллюстрирующий условие задачи и его анализ с точки зрения геометрии. Л.С. Капкаева, раскрывая исторический аспект взаимодействия арифметического и геометрического методов, ссылается на А.Д. Александрова, которому принадлежит фраза: «... почти всю математику можно рассматривать как развивающуюся из взаимодействия алгебры и геометрии ...». Именно эта взаимосвязь, по мнению автора статьи, и должна находить отражение в школьном курсе математики, показывая учащимся процесс становления математического знания, делая их реальными участниками математических «открытий» [2]. Графические умения, графические образы наиболее близки младшим школьникам в силу их возраста. Даже ученик, не постигший суть арифметических действий, способен изобразить (условно, графически) те предметы, явления, о которых говорится в задаче, увидеть с помощью графических образов те отношения, которые спрятаны за числами. К тому же, многие задачи гораздо легче решаются с помощью чертежей, схем, графиков, диаграмм.
Не менее важной является взаимосвязь арифметического и алгебраического методов решения текстовых задач, реализация которой способствует формированию функционального мышления учащихся, формирует модельный подход к решению задач в целом, а также умение видеть и использовать связь между разными видами моделей. Проблеме реализации взаимосвязи арифметического и алгебраического решений текстовой задачи посвящена статья А.П. Тонких, в которой идет речь об интерпретации (переводе) алгебраических решений на язык арифметики [5].
Взаимосвязь методов решения задачи в отношении начальной школы в методической литературе практически не раскрывается. Да и сложно говорить о взаимосвязи методов, если в практике преподавания математики учащиеся не знакомятся с разными методами, и даже зачастую вопрос о решении задачи различными способами (в рамках арифметического метода) стоит только тогда, когда дано прямое указание на подобную работу. Таким образом, в методической литературе данный подход практически не разработан не только для начальной, но и для основной школы и крайне слабо отражен в действующих школьных учебниках по математике. Немногочисленные имеющиеся задания, предполагающие взаимосвязь арифметического и алгебраического методов решения задачи (например, в учебниках И.И. Аргинской системы Л.В. Занкова), на наш взгляд, достаточно формальны, методически несовершенны и требуют специальной работы по преобразованию их в задания, осуществляющие взаимосвязь методов. Нами определены следующие требования к методике обучения взаимосвязи методов решения текстовых задач в начальной школе, а именно:
1. Предварительное усвоение арифметического, геометрического, алгебраического, комбинированного методов (предполагающего сочетание элементов данных методов).
2. Знакомство с взаимосвязью методов должно проводиться в указанной последовательности: вначале – взаимосвязь арифметического и геометрического методов, затем – взаимосвязь арифметического и алгебраического методов.
3. Ознакомление с взаимосвязью арифметического и алгебраического методов должно предполагать:
· использование вспомогательной модели (графическая модель);
· оформление решений в виде таблицы;
· использование памятки по реализации взаимосвязи методов решения.
4. Наличие специально разработанного комплекса заданий для каждого из видов взаимосвязи методов.
Таким образом, одно из важнейших общеучебных умений – умение решать проблемы или задачи. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями. В этой связи сегодня особо актуальной является проблема поиска эффективных методических подходов к обучению решению задач в начальной школе с целью достижения современных результатов обучения и развития.