Статья:

Видео-урок как вид инновационной педагогической технологии для формирования познавательной активности младших школьников

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сапарова Г.М. Видео-урок как вид инновационной педагогической технологии для формирования познавательной активности младших школьников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(44).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Видео-урок как вид инновационной педагогической технологии для формирования познавательной активности младших школьников

Сапарова Гозел Мухомметназаровна
студент, Старооскольский филиал «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», РФ, г. Старый Оскол
Самарин Александр Викторович
научный руководитель, доц. кафедры филологии, Старооскольский филиал «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», РФ, г. Старый Оскол

 

В последние годы термин «инновационные педагогические технологии» вошел в употребление достаточно широко. Слово инновация, имея латинское происхождение, в переводе означает изменение, обновление, введения нового. В педагогической интерпретации инновация значит нововведение, улучшающее ход и результаты учебно-воспитательного процесса [3, с. 36].

Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности, способной корректировать и строить самостоятельно свою учебно-познавательную деятельность. Применение новых информационных технологий (ИТ) в начальном традиционном образовании с использованием элементов компьютерных технологий, и, прежде всего, в проведении видео-уроков, дает возможность учителю, работающему творчески расширять спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществить гибкое управление процессом обучения.

Все современные технологии обучения содержат применение элементов ИТ в качестве важного компонента. В тематическое планирование включают перечень электронных учебных материалов, которые имеются в школе и соответствующие изучаемым темам дисциплины. В школе все кабинеты начальных классов оснащены компьютерами, и при планировании урока на различных его этапах в соответствии с дидактическими целями применяется иллюстративный материал, контрольные или тренировочные задания. Применение элементов компьютерных технологий дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания становится ненадежным и относительным предметом, поскольку они быстро устаревают и требуют постоянного обновления в информационном обществе, становится очевидным взгляд на современное образование как непрерывный процесс. Для школы первой ступени – это значит смену приоритетов в расстановке образовательных целей: результатом воспитания и обучения в начальной школе должна стать готовность детей овладеть современными средствами информации и для самостоятельного постижения знаний способностью их актуализировать. Кроме этого, необходимо учить ребенка участвовать в совместном принятии решений и брать на себя ответственность [1, c.13].

Это, на наш взгляд, является одной из целью видео-уроков.

Предметные знания, навыки, умения, безусловно, всегда будут актуальны для школы первой ступени, т.к. они являются мощным средством развития мышления. И чем знания шире и прочнее, тем дети легче будут получать другие знания и, следовательно, мышление ребенка будет гибче.

Интерактивные методы и формы обучения сегодня завоевывает всё большее признание и их используют в процессе преподавания различных учебных дисциплин. Данные методы обучения демонстрируют новые возможности, которые, прежде всего, связаны с налаживанием межличностного взаимодействия с помощью внешнего диалога при усвоении учебного материала. Действительно, в группе между учащимися неизбежно возникают некие межличностные взаимоотношения; и от того, какими будут эти взаимоотношения во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может в целом стать мощным фактором в процессе повышения эффективности учебной деятельности [2, c.21].

В настоящее время возникла потребность глубокого изучения и применения в педагогической деятельности инновационных технологий в начальной школе. Главной целью деятельности педагогов является воспитание нравственно-правовой, эмоционально-эстетической, интеллектуально-информационной и коммуникативной культур, а также культуры здоровья младшего школьника. Внедрение в педагогику новых технологий оказывает влияние и на учителя, стимулирует его к повышению уровня своей педагогической деятельности, требует от него гибкости мышления, широты эрудиции, стремления к творчеству и активности, способности к самоанализу и анализу, готовности к инновациям [3, c. 23].

Отметим, что использование видеоресурсов при обучении иностранному языку на начальном этапе, т.е. проведение видео-уроков – это, в первую очередь использование видеомультипликации, что позволяет развивать у школьников речевую активность, а также повысить речевую активность в обучении. Мультипликация, как неотъемлемый компонент видео-уроков, дает возможность без труда проникнуть в суть реальных явлений и вещей, донести информацию до учеников в простой и наглядной форме.

Методически важно и то, что при многократных просмотрах интерес к мультфильмам не ослабевает. Это помогает в формировании познавательной активности младших школьников при изучении английского языка, поддерживать внимание к учебному материалу, предъявленному неоднократно, обеспечивая эффективность восприятия младших школьников.

К несомненным достоинствам мультипликационных видеофильмов относятся их информативная насыщенность; аутентичность; эмоциональное воздействие на обучаемых; концентрация языковых средств и пр. Эффективность использования видеофильмов в учебном процессе зависит как от рациональной организации занятий, так и от насколько грамотно поставленной речевой задачи при проведении видео-уроков.

Применение видеоресурсов на видео-уроке на старшей ступени обучения позволяет активнее задействовать все виды речевой деятельности, то есть совершенствовать все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции, которая является в целом главным условием осуществления межкультурной коммуникации.

Рассмотрим далее особенности работы с видеоматериалами­ в процессе обучения иностранному языку. Иностранный язык является обязательным предметом учебного плана, его изучают в течение долгих лет, он требует от учителя мастерства преподавания и особой методики, но овладеть им в отрыве от языковой среды достаточно трудно. Много усилий требуется от самого ученика, но роли учителя отводится большая часть. Для сформирования стойкой положительной мотивации учащихся в отношении иностранного языка, учитель должен использовать нестандартные формы работы, включать в процесс обучения новые методы и приемы обучения иностранному языку, обращаться к новейшим техническим средствам обучения для того, чтобы добиться оптимального уровня усвоения учебного материала.

Несмотря на определенный прогресс (использование различных программ, Internet, и т. п.), ограниченная возможность общения с носителями языка и использования навыков разговорной речи вне школы является одной из трудностей при обучении иностранным языкам. Исходя из этого, важная задача учителя состоит в создании воображаемых и реальных ситуаций общения на уроке иностранного языка, использования различных приемов [2, с. 35].

Немаловажным считается также приобщение школьников к культурным ценностям народов-носителей языка. Большое значение в этих целях имеют различные видеоматериалы, чье использование способствует реализации самых важных требований коммуникативной методики:

·     представления процесса овладения иностранным языком как постижения живой иноязычной культуры;

·     индивидуализации обучения, развития и мотивированности речевой деятельности обучаемых.

Современному учителю предоставляется возможность применения целого комплекса технических средств обучения, среди которых видеотехника является самым распространенным, доступным и универсальным, позволяющая одновременного использования аудирования и видеоподдержки учебного материала. Отметим, что введение видео в процесс обучения изменяет характер традиционного урока, оно делает его более интересным и живым. Применение видео на уроках также способствует расширению эрудиции учеников, обогащению их страноведческих знаний и словарного запаса [1, с.7].

В отличие от печатного или аудио текста, имеющих высокую образовательную, информативную, развивающую и воспитательную ценность, у видеотекста есть преимущество в том, что он соединяет в себе разные аспекты акта речевого взаимодействия. Кроме содержательной стороны общения, в видеотексте содержится визуальная информация о месте события, невербальном поведении и внешнем виде участников общения в конкретной ситуации, обусловленных часто спецификой пола, возраста и психологическими особенностями личности говорящих.

 

Список литературы:
1. Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1993. – 24 с.
2. Шамова Т.И. Активизация учения школьников – М.: Педагогика, 1982. – 208 с. 
3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 2010. –145с.