Видео-урок как вид инновационной педагогической технологии для формирования познавательной активности младших школьников
Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Видео-урок как вид инновационной педагогической технологии для формирования познавательной активности младших школьников
В последние годы термин «инновационные педагогические технологии» вошел в употребление достаточно широко. Слово инновация, имея латинское происхождение, в переводе означает изменение, обновление, введения нового. В педагогической интерпретации инновация значит нововведение, улучшающее ход и результаты учебно-воспитательного процесса [3, с. 36].
Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности, способной корректировать и строить самостоятельно свою учебно-познавательную деятельность. Применение новых информационных технологий (ИТ) в начальном традиционном образовании с использованием элементов компьютерных технологий, и, прежде всего, в проведении видео-уроков, дает возможность учителю, работающему творчески расширять спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществить гибкое управление процессом обучения.
Все современные технологии обучения содержат применение элементов ИТ в качестве важного компонента. В тематическое планирование включают перечень электронных учебных материалов, которые имеются в школе и соответствующие изучаемым темам дисциплины. В школе все кабинеты начальных классов оснащены компьютерами, и при планировании урока на различных его этапах в соответствии с дидактическими целями применяется иллюстративный материал, контрольные или тренировочные задания. Применение элементов компьютерных технологий дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания становится ненадежным и относительным предметом, поскольку они быстро устаревают и требуют постоянного обновления в информационном обществе, становится очевидным взгляд на современное образование как непрерывный процесс. Для школы первой ступени – это значит смену приоритетов в расстановке образовательных целей: результатом воспитания и обучения в начальной школе должна стать готовность детей овладеть современными средствами информации и для самостоятельного постижения знаний способностью их актуализировать. Кроме этого, необходимо учить ребенка участвовать в совместном принятии решений и брать на себя ответственность [1, c.13].
Это, на наш взгляд, является одной из целью видео-уроков.
Предметные знания, навыки, умения, безусловно, всегда будут актуальны для школы первой ступени, т.к. они являются мощным средством развития мышления. И чем знания шире и прочнее, тем дети легче будут получать другие знания и, следовательно, мышление ребенка будет гибче.
Интерактивные методы и формы обучения сегодня завоевывает всё большее признание и их используют в процессе преподавания различных учебных дисциплин. Данные методы обучения демонстрируют новые возможности, которые, прежде всего, связаны с налаживанием межличностного взаимодействия с помощью внешнего диалога при усвоении учебного материала. Действительно, в группе между учащимися неизбежно возникают некие межличностные взаимоотношения; и от того, какими будут эти взаимоотношения во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может в целом стать мощным фактором в процессе повышения эффективности учебной деятельности [2, c.21].
В настоящее время возникла потребность глубокого изучения и применения в педагогической деятельности инновационных технологий в начальной школе. Главной целью деятельности педагогов является воспитание нравственно-правовой, эмоционально-эстетической, интеллектуально-информационной и коммуникативной культур, а также культуры здоровья младшего школьника. Внедрение в педагогику новых технологий оказывает влияние и на учителя, стимулирует его к повышению уровня своей педагогической деятельности, требует от него гибкости мышления, широты эрудиции, стремления к творчеству и активности, способности к самоанализу и анализу, готовности к инновациям [3, c. 23].
Отметим, что использование видеоресурсов при обучении иностранному языку на начальном этапе, т.е. проведение видео-уроков – это, в первую очередь использование видеомультипликации, что позволяет развивать у школьников речевую активность, а также повысить речевую активность в обучении. Мультипликация, как неотъемлемый компонент видео-уроков, дает возможность без труда проникнуть в суть реальных явлений и вещей, донести информацию до учеников в простой и наглядной форме.
Методически важно и то, что при многократных просмотрах интерес к мультфильмам не ослабевает. Это помогает в формировании познавательной активности младших школьников при изучении английского языка, поддерживать внимание к учебному материалу, предъявленному неоднократно, обеспечивая эффективность восприятия младших школьников.
К несомненным достоинствам мультипликационных видеофильмов относятся их информативная насыщенность; аутентичность; эмоциональное воздействие на обучаемых; концентрация языковых средств и пр. Эффективность использования видеофильмов в учебном процессе зависит как от рациональной организации занятий, так и от насколько грамотно поставленной речевой задачи при проведении видео-уроков.
Применение видеоресурсов на видео-уроке на старшей ступени обучения позволяет активнее задействовать все виды речевой деятельности, то есть совершенствовать все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции, которая является в целом главным условием осуществления межкультурной коммуникации.
Рассмотрим далее особенности работы с видеоматериалами в процессе обучения иностранному языку. Иностранный язык является обязательным предметом учебного плана, его изучают в течение долгих лет, он требует от учителя мастерства преподавания и особой методики, но овладеть им в отрыве от языковой среды достаточно трудно. Много усилий требуется от самого ученика, но роли учителя отводится большая часть. Для сформирования стойкой положительной мотивации учащихся в отношении иностранного языка, учитель должен использовать нестандартные формы работы, включать в процесс обучения новые методы и приемы обучения иностранному языку, обращаться к новейшим техническим средствам обучения для того, чтобы добиться оптимального уровня усвоения учебного материала.
Несмотря на определенный прогресс (использование различных программ, Internet, и т. п.), ограниченная возможность общения с носителями языка и использования навыков разговорной речи вне школы является одной из трудностей при обучении иностранным языкам. Исходя из этого, важная задача учителя состоит в создании воображаемых и реальных ситуаций общения на уроке иностранного языка, использования различных приемов [2, с. 35].
Немаловажным считается также приобщение школьников к культурным ценностям народов-носителей языка. Большое значение в этих целях имеют различные видеоматериалы, чье использование способствует реализации самых важных требований коммуникативной методики:
· представления процесса овладения иностранным языком как постижения живой иноязычной культуры;
· индивидуализации обучения, развития и мотивированности речевой деятельности обучаемых.
Современному учителю предоставляется возможность применения целого комплекса технических средств обучения, среди которых видеотехника является самым распространенным, доступным и универсальным, позволяющая одновременного использования аудирования и видеоподдержки учебного материала. Отметим, что введение видео в процесс обучения изменяет характер традиционного урока, оно делает его более интересным и живым. Применение видео на уроках также способствует расширению эрудиции учеников, обогащению их страноведческих знаний и словарного запаса [1, с.7].
В отличие от печатного или аудио текста, имеющих высокую образовательную, информативную, развивающую и воспитательную ценность, у видеотекста есть преимущество в том, что он соединяет в себе разные аспекты акта речевого взаимодействия. Кроме содержательной стороны общения, в видеотексте содержится визуальная информация о месте события, невербальном поведении и внешнем виде участников общения в конкретной ситуации, обусловленных часто спецификой пола, возраста и психологическими особенностями личности говорящих.